Принципы административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:
- юридическое равенство всех перед законом и судом;
- наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;
- наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;
- законность привлечения к административной ответственности;

Файлы: 1 файл

Принципы административной ответственности.docx

— 60.66 Кб (Скачать)
  1. Принципы административной ответственности.

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

- юридическое равенство  всех перед законом и судом;

- наступление административной  ответственности только за противоправное  поведение, а не за мысли;

- наступление административной  ответственности лишь при наличии  вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

- законность привлечения  к административной ответственности;

- справедливость административной  ответственности и ее индивидуализация;

- своевременность ответственности;

- принцип целесообразности  привлечения к административной  ответственности;

- принцип неотвратимости  наказания за совершение административных  правонарушений.

Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев -- бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

  1. .Личный досмотр, как мера обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил.

Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля и может быть проведен только при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза. 
В качестве таковых оснований считаются:

1) соответствующие  сведения, содержащиеся в:

- сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;

- материалах, поступивших  от таможенных и иных правоохранительных  служб и других компетентных  органов иностранных государств, международных организаций;

- материалах, поступивших от других российских таможенных органов.

2) непосредственное  обнаружение должностными лицами  таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих  на то, что физическое лицо  скрывает при себе и не выдает  товары.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа, назначенным начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), при участии понятых, а при необходимости - переводчика и медицинского работника. 
При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, их сопровождающие.

  1. Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нем и не имеющих к нему отношения, запрещается.

Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым лицом.

Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Вред, причиненный имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, проводивших личный досмотр, подлежит возмещению.

При необоснованной задержке отправления досматриваемого лица, связанной с проведением личного досмотра, должностные лица таможенных органов обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие его отправку очередным рейсом.

В случае правомерных действий должностных лиц таможенных органов вред возмещению не подлежит.

Личный досмотр проводится в три этапа.

Первый (подготовительный) этап начинается с момента объявления физическому лицу решения о проведении личного досмотра. На этом этапе должностное лицо таможенного органа знакомит физическое лицо с решением о проведении личного досмотра, лицу разъясняются его права и обязанности в присутствии понятых.

С момента удостоверения факта ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра любое законное распоряжение или требование должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, о времени, месте, способе и процедуре его проведения и оформления является обязательным для физического лица, в отношении которого производится личный досмотр.

Лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. Выданные товарыпредъявляются лицам, участвующим в личном досмотре.

В случае если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары либо если после выдачи таких товаров у должностного лица таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо товары от таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа переходит к непосредственному личному досмотру лица.

На втором этапе - этапе непосредственного личного досмотра - должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра, происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица. Специалист (кроме медицинского работника) и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается.

Примечание. Переводчик может присутствовать на этом этапе только по требованию досматриваемого лица.

Личный досмотр проводится в специально оборудованном для этих целей изолированном помещении таможенного органа, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.

В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюте, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов.

Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.

Лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица.

В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа вправе ограничиться их изъятием, если у него нет достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.

На третьем, завершающем этапе личного досмотра происходит документальное оформление личного досмотра - составляется соответствующий акт в двух экземплярах, по форме, определяемой Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов").

К акту, составленному по результатам личного досмотра, приобщают:

- предметы, добровольно  выданные досматриваемым лицом;

- предметы, обнаруженные  и изъятые в ходе личного  досмотра;

- фотографические  снимки и негативы, киноленты, аудио- и видеозаписи, выполненные в  ходе личного досмотра;

- объяснения и  заявления на отдельных листах  досматриваемого лица, медицинского  работника, специалиста, понятых;

- документально  зафиксированные результаты наблюдений, измерений и исследований, а также  применения лекарственных средств.

При возбуждении уголовного дела или заведении дела о нарушении таможенных правил подлинник акта личного досмотра приобщают к материалам соответствующего уголовного дела или дела о нарушении таможенных правил (в таможенном органе остается его копия).

3Основания административной ответственности

 

Другая группа оснований ответственности прежде всего включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.) на основе которых она возникает и реально осуществляется. Эти акты подчеркивают объективную сторону ответственности, т. е. то, что без соответствующий реакции государства и его органов она возникнуть не может. Важность этих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях. Об этих основаниях и пойдет речь в этой главе.

Причем хотелось бы отметить, что протокол об административном правонарушении сам по себе не является процессуальным основанием административной ответственности. Как и не является им заявление уполномоченного органа или должностного лица о привлечении к ответственности юридического лица или предпринимателя, направленное в соответствии со ст. 202 АПК РФ.

Протокол об административном правонарушении является тем основанием, при наличии которого мы считаем, что дело об административном правонарушении возбуждено, наряду с постановлением прокурора, определением о проведении административного расследования, протоколом о проведении процессуального действия в рамках главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.28.1 КоАП РФ). Наличие составленного протокола об административном правонарушении само по себе не гарантирует тот факт, что в дальнейшем будет иметь место применение административного наказания.

Например, итогом административного расследования (ч.6 ст. 28.7 КоАП РФ), а также итогом рассмотрения дела об административном правонарушении (ч.1 ст.29.9 КоАП РФ) может стать постановление о прекращении дела об административном правонарушении, и в этих случаях мы не можем говорить о наличии административной ответственности. В то же время законодательство об административной ответственности допускает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении (ч.1 ст.28.6 КоАП РФ).

Однако и отсутствие протокола, по той категории дел, где он необходим, заявления о привлечении к административной ответственности, направленного в соответствии со ст. 202 АПК либо другого процессуального документа, предусмотренного КоАП РФ, несоблюдение процессуальной формы этих документов может сделать невозможным и саму ответственность.

4Досмотр вещей, находящихся при физическом лице: как мера обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил

Впоследствии личный досмотр и досмотр вещей и товаров были закреплены в качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984). 
Применение указанных мер напрямую связано с ограничением многих основных конституционных прав и свобод личности, а именно: свобода и личная неприкосновенность; охрана достоинства личности; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; частная собственность (ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 35 Конституции РФ). Все перечисленные конституционные права и свободы при личном досмотре и досмотре вещей и товаров в той или иной мере подвергаются ограничению либо опасности ограничения. 
Целями применения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, выступают обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения, выявление вероятного механизма совершения правонарушения, а также фиксация факта их обнаружения в установленном процессуальном порядке. 
В соответствии с ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляют собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары (п. 2 ст. 117 ТК ТС). 
В пункте 3 рассматриваемой статьи закреплены пределы проведения правомерного личного таможенного досмотра. Так, действия должностного лица таможенного органа должны исключить ущемление чести и достоинства физического лица, причинение неправомерного вреда здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица. 
В соответствии с п. 5 ст. 117 ТК ТС в ходе личного таможенного досмотра досматриваемое лицо или его законный представитель обязаны выполнять законные требования должностного лица, проводящего личный таможенный досмотр. 
Помещение, где проводится личный таможенный досмотр, должно быть изолированным, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и исключать доступ в помещение других физических лиц, а также возможность их наблюдения за проведением личного таможенного досмотра. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра (п. 6 ст. 117 ТК ТС). 
Представляется, что указанные положения в целях усиления правовых гарантий досматриваемого лица должны быть распространены на личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и закреплены в соответствующей статье КоАП РФ. 
Личный досмотр должен проводиться лицом одного пола с досматриваемым в присутствии понятых того же пола (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ). 
Действующее законодательство содержит изъятия из круга субъектов, подлежащих личному досмотру. Так, в общем порядке личный досмотр не применяется к Президенту РФ (согласно ст. 91 Конституции РФ); Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, "если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации" <1>; депутатам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <2>; судьям Конституционного Суда РФ <3>; судьям иных судов Российской Федерации <4>; арбитражным заседателям арбитражных судов субъектов Российской Федерации <5>; прокурорам и следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ <6>; сотрудникам органов ФСБ России при исполнении ими служебных обязанностей <7>; сотрудникам федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей <8>; Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации <9>; иностранным гражданам, пользующимся дипломатическим иммунитетом <10>.

Информация о работе Принципы административной ответственности