Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 00:54, курсовая работа
Факторами активизации миграционной активности являются политические конфликты на международном уровне; постколониальное перераспределение сфер политического и экономического влияния; значительное и неравномерное увеличение населения земли, что накладывает отпечаток на демографическую политику государств; особенности социально-экономической политики; повышение жизненных стандартов населения развитых стран на фоне нищеты в странах третьего мира. Эффективность миграционной политики государства находится в прямой зависимости с уровнем управляемости в стране, с состоянием политической стабильности.
Особое место в иерархии миграционного
законодательства занимают нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
Наличие подобного рода законодательных
актов характерно не для всех регионов
России. Наиболее развитым представляется
миграционное законодательство приграничных
субъектов Российской Федерации, а также
столичного региона. Нормативно-правовая
база регионов в сфере миграции по своему
составу не однородна, однако из всего
массива законодательства, можно выделить
два основных блока. К первому относятся
правовые акты, регулирующие трудовую
миграцию иностранных граждан. Второй
блок составляют нормативные правовые
акты, определяющие порядок регистрации
временно пребывающих на территории субъектов.
Субъекты
государственного регулирования миграционных
процессов.
Прежде всего, к категории субъектов миграционных отношений следует отнести иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны и наделенных определенным кругом субъективных прав и юридических обязанностей. Правовой статус данных групп мигрантов, как правило, достаточно детально регламентирован действующим в государстве законодательством. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин -это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В широком смысле слова понятие «иностранный гражданин» может трактоваться как любое лицо, не являющееся гражданином страны своего пребывания (ст. I Декларации прав человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13 декабря 1985 г.).
Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству иного государства (ст. 2 Закона). Согласно ч. 2 ст. 10 Закона документами, удостоверяющими личность лица без гражданства, в Российской Федерации являются документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства: разрешение на временное проживание, вид на жительство, иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Иностранцев и апатридов, находящихся на территории России, можно подразделить на три категории: 1) временно прибывающие в Российскую Федерацию - лица, прибывшие в Россию на основании визы или в безвизовом порядке, получившие миграционную карту и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание; 2) временно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие в установленном порядке разрешение на временное проживание; 3) постоянно проживающие в Российской Федерации лица, получившие в установленном порядке вид на жительство в Российской Федерации.
Названные группы мигрантов включают в себя иные, более узкие категории перемещенных лиц, имеющие свой особенный правовой статус. Таким статусом в Российской Федерации наделены, в частности, беженцы. Статья 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013) "О беженцах" определяет беженца – как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
При широкой смысловой трактовке понятия «миграция», включающей в себя как внешние, так и внутренние территориальные перемещения, в качестве субъектов миграционных правоотношений могут выступать и российские граждане, меняющие место пребывания и жительства по тем или иным причинам, сохраняя при этом свою юридическую связь с регионом, из которого они выбыли. Кроме того, особую группу субъектов миграционных отношений образуют российские граждане, имеющие статус вынужденных переселенцев или репатриантов.
В статье 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. От 25.11.2013) «О вынужденных переселенцах» закреплено понятие «вынужденного переселенца» - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Юридическими контрагентами переселенцев в конструкции миграционно-правового отношения выступает государство (регион государства), в которое данное лицо прибыло.
Регулированием миграционных процессов в Российской Федерации занимаются все три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Определяющую роль при этом играет законодательная власть: в целом российскую миграционную политику определяет Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, путем издания законов, регулирующих вопросы миграции населения. Правительство Российской Федерации определяет основные направления реализации установленной миграционной политики. Рядом полномочий в решении вопросов миграции и назначении и руководстве правительственными органами, непосредственно осуществляющими миграционную политику, обладает Президент Российской Федерации. Судебные органы призваны толковать законы, способствуя их выполнению, а также решать споры по миграционным делам.
Органы исполнительной власти в пределах, установленных законом, и на основании принимаемых ими нормативных актов осуществляют миграционную политику. Основные федеральные органы исполнительной власти в сфере миграции: Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономического развития, Федеральная служба безопасности, Федеральная налоговая служба России. Полномочия данных органов ориентируют их деятельность на урегулирование общественных отношений в сфере государственного управления миграционными процессами.
В настоящее время межведомственное взаимодействие между данными органами исполнительной власти осуществляется по следующим направлениям:
Формирование и использование информационных ресурсов Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, согласно утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.04.05 г. № 186 Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации. Ответственной за ведение центрального банка данных является Федеральная миграционная служба, которая совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
а) обеспечивает бесперебойную эксплуатацию программно-технического комплекса центрального банка данных (с использованием современных информационных технологий и привлечением квалифицированного персонала);
б) осуществляет автоматизированный сбор, хранение и обработку, а также представление пользователям информации об иностранных гражданах.
Основная работа при этом ложится на федеральном уровне - на Управление информационных ресурсов ФМС России, Главный информационноаналитический центр МВД России, Консульский департамент МИД России, Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ФСБ России, управление пограничного Пограничной службы ФСБ России. На региональном уровне - на территориальные органы ФМС России, на информационные центры органов внутренних дел, представительства МИД России в субъектах Российской Федерации, пограничные управления ФСБ России по субъектам Российской Федерации.
В частности, на Федеральную службу безопасности возложена обязанность по предоставлению в Центральный банк данных информации о пересечении государственной границы Российской Федерации данной категорией лиц. МВД России предоставляет информацию о привлечении иностранных граждан к административной ответственности, о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или в отношении них. МИД является поставщиком информации об оформленных иностранным гражданам приглашениях на въезд в Российскую Федерацию и визах. Федеральная миграционная служба представляет в банк данных информацию о миграционном учете иностранных граждан.
Принятие решения о нежелательности дальнейшего пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. В соответствии с перечнем федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. № 199, принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации вправе: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздравсоцразвития России (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638), Росфинмониторинг (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638), СВР России, Минюст России, МИД России, ФМС России (введен Постановлением Правительства РФ от 28.03.2008 № 220), ФСКН России (введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2008 № 849)
В процессе обеспечения специального административно-правового режима пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства задействована определенная строго установленная законодательством Российской Федерации система органов государственного управления и должностных лиц, уполномоченных принимать решения в сфере миграционной политики. Данные органы реализуют предоставленные им права в данной области правового регулирования путем взаимодействия и координации своих действий.
Информация о работе Правовые основы регулирования миграционных процессов