Правовые основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей сред

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Одной из актуальных и всеобъемлющих проблем, стоящих перед всем международным сообществом, является охрана окружающей природной среды. Воздействие человека и его деятельности в различных сферах на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что мировое сообщество в качестве важнейшей составляющей международной и национальной безопасности каждого государства отводит экологической безопасности.
Учитывая значимость в национальной безопасности Российской Федерации и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами, охрана окружающей среды нашла свое правовое закрепление в природоохранном, уголовном и другом законодательстве, иных нормативных правовых актах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Правовые основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды.................................................................................................................4
2. Организационные и тактические основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды……………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….32

Файлы: 1 файл

пп иап.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Административно-правовые меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности в основном реализуют сотрудники полиции общественной безопасности. Но, принимая во внимание то обстоятельство, что задачи органов внутренних дел решают в единстве все службы и подразделения в присущих им формах и методах, административно-правовые меры в определенной мере выполняют и сотрудники уголовного розыска. Так, предупреждая и прекращая преступления и правонарушения экологической направленности, оперативные работники, руководствуясь административно-правовыми нормами, выясняют обстоятельства и устанавливают факты загрязнения окружающей среды сверх допустимых пределов; непосредственные причины загрязнения окружающей среды; характер и размер ущерба природным ресурсам; причины и условия, способствовавшие нарушениям правил охраны окружающей среды, и др19.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений экологической направленности показывает, что сотрудники полиции чаще всего применяют административно-правовые меры принудительного характера. По своему назначению и содержанию указанные меры различны, поэтому наиболее приемлемым представляется подразделить их на следующие группы: а) меры административного предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности; б) меры административного пресечения преступлений и правонарушений экологической направленности; в) меры административно-процессуального обеспечения; г) меры административной ответственности.

Меры административного предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности принудительного характера занимают в деятельности полиции особое место среди других средств, правового принудительного воздействия. Их особенность в том, что в известных случаях они реализуются не в связи с преступлением или правонарушением экологической направленности, а при наступлении определенных условий, указанных в норме права. Основанием их применения является наступление особых условий в тех случаях, когда закон уполномочивает орган государства осуществлять конкретную административную меру. Например, реализуя свои полномочия в области лицензионно-разрешительной системы, органы внутренних дел в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений, в том числе экологической направленности, осуществляют: контроль за оформлением, выдачей лицензий и разрешений на приобретение, перевозку и хранение предметов и веществ, на которые установлена разрешительная система (служебное и гражданское оружие, боевые припасы к нему). Кроме того, для органов внутренних дел характерен контроль над порядком реализации, приобретения, перевозки, хранения, использования оружия и боевых припасов к нему, а также предоставлено право осуществлять лицензирование продажи и приобретения оружия, обеспечивать контроль, за соблюдением правил его применения, хранения, регистрации и перерегистрации. Огнестрельное оружие либо взрывчатые вещества, как правило, похищаются для совершения правонарушений, в частности для браконьерских целей. Достаточно сказать, что ежегодно по стране у браконьеров при задержании за незаконную охоту работниками полиции изымается более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия20.

Наряду с подразделениями полиции общественной безопасности широкий круг природоохранительных задач выполняют и другие службы органов внутренних дел. Например, аппараты по борьбе с экономическими преступлениями в процессе своей деятельности должны выяснять, не причинен ли расследуемым преступлением вред окружающей среде, а при обнаружении такого вреда требовать его возмещения в гражданско-правовом порядке, и наоборот, тщательно анализировать информацию о преступлениях и правонарушениях экологической направленности, так как иногда правонарушители, зная о невысоких санкциях за такие правонарушения, совершают их с целью маскировки экономических преступлений.

Одними из действенных административно-правовых мер по укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности выступают меры административного пресечения преступлений и правонарушений экологической направленности принудительного характера, применяемые органами внутренних дел. Меры административного пресечения как наиболее распространенная разновидность административно-принудительных мер предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности применяются значительным количеством сотрудников органов внутренних дел21.

Закон РФ «О полиции» и другие законодательные акты содержат следующие меры административного пресечения общего назначения, которые вправе применять сотрудники органов внутренних дел в целях предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности. Это требование к гражданам и должностным лицам прекратить противоправные действия. Так, сотрудники органов внутренних дел, обеспечивая соблюдение правил благоустройства и озеленения городов и других поселений, должны пресекать противоправные действия лиц, занимающихся порчей газонов, зеленых насаждений либо захламлением территории, а в необходимых случаях задерживать правонарушителей и доставлять их в отделение милиции для составления протокола.

В настоящее время все большее распространение получила такая мера пресечения, как аннулирование лицензий и разрешений на продажу, приобретение, перевозку и хранение предметов и веществ, за которыми установлены специальные правила лицензионно-разрешительной системы. Например, использование огнестрельного оружия не по назначению или для незаконной охоты, использование взрывчатых веществ для рыбной ловли могут нанести вред объектам природы и в целом окружающей среде. В этой связи следует указать такую меру пресечения, как выдача письменного предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. Эти предписания не приостанавливают деятельности объектов рассматриваемой сферы, а дают возможность в установленные сроки исправить указанные недостатки. В случае, когда причину вреда устранить невозможно, сотрудники органов внутренних дел имеют право запрещать деятельность соответствующих объектов, с аннулированием при этом лицензий на торговлю оружием и патронами, коллекционирование, экспонирование и приобретение, а также разрешений на хранение и ношение, транспортировку. По факту аннулирования лицензии или разрешения выносится заключение, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения (ст. 27 Закона «Об оружии»), с последующим привлечением к ответственности22.

Мерами административного пресечения специального назначения являются средства физического воздействия на нарушителей экологического законодательства, применяемые в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно. Чаще всего сотрудникам органов внутренних дел в деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений экологической направленности приходится осуществлять такие меры обеспечения, как досмотр, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов23.

В целях обеспечения правильного рассмотрения дел об экологических правонарушениях допускается личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

Значительное место среди мер административного принуждения в предупреждении преступлений и правонарушений экологической направленности занимает административная ответственность (административные наказания). В настоящее время к лицам, виновным в нарушении экологического законодательства применяется одно из следующих наказаний: предупреждение, штраф, конфискация орудий и (или) предмета совершения административного правонарушения (ружье, сеть, лодка и т.д.), лишение специального права, например, на охоту24.

Уголовно-правовые меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности. Прежде всего, это общая превенция уголовного закона, в частности предупреждение совершения экологического преступления. В структуре Особенной части УК РФ выделена отдельная глава 26 «Экологические преступления», в рамках которой объединено большинство известных отечественному законодательству составов преступных посягательств на окружающую среду.

Действенной мерой уголовно-правового предупреждения экологических преступлений применяемой органами внутренних дел, является предупреждение, достигаемое путем привлечения виновных лиц к ответственности. Фактическая же ситуация по применению этой меры выглядит следующим образом. К уголовной ответственности за загрязнение вод ежегодно привлекается 10—12 человек, хотя сотрудники контрольных органов в сфере охраны окружающей среды выявляют ежегодно десятки тысяч случаев злостных загрязнений водоемов, но уголовные дела возбуждаются редко (40— 50 в год). Нарушения лесного законодательства распространены очень широко, к уголовной ответственности за них привлекается лишь 2% виновных. Но количество возбужденных уголовных дел — это не самоцель, это лишь реагирование государства на запрещенные уголовные деяния. Цель всех мер предупреждения в области охраны окружающей среды — укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности. Понятно, что это невозможно без формирования убеждения в недопустимости нарушения установленных правил охраны окружающей среды, без развития чувства ответственности. В противном случае меры убеждения, не подкрепленные реальной ответственностью за правонарушения, превращаются в малозначительные и вовсе не обязательные для исполнения рекомендации25.

В связи с проблемами реализации уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления особое профилактическое значение имеют оперативно-розыскные меры. Во всех случаях, когда лица, совершившие экологическое преступление, не обнаружены, органы внутренних дел принимают необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению преступлений и установлению причастных к ним лиц.

Обобщая сказанное о применении органами внутренних дел правовых мер предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности, следует в качестве примера эффективности применения правовых мер привести деятельность УБПОООПС ГУВД г. Москвы. Всего за период проведения эксперимента по материалам проверок сотрудниками экологической милиции возбуждено 3932 уголовных дела, из них: 3285 — за нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, 376 — за нарушения в области охраны окружающей среды, 271 — общеуголовной направленности. В добровольном порядке и по решению судов государству возмещен вред, нанесенный окружающей среде, на сумму 25,9 млн руб. К административной ответственности привлечено более 380 тыс. физических, должностных и юридических лиц. Взыскано штрафов на сумму свыше 70,2 млн рублей. Рассмотрено 15,7 тыс. письменных жалоб и заявлений граждан, связанных с нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств26.

Организационные меры, осуществляемые органами внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений экологической направленности (проведение рейдов, массово-разъяснительная работа, выявление лиц, склонных к правонарушениям экологической направленности, внесение представлений, воспитательные меры), направлены главным образом на недопущение загрязнения окружающей среды, браконьерства, нарушений правил охоты, незаконного использования огнестрельного оружия при охоте и др.

Проведение рейдов по местам сбыта рыбы, по охотничьим угодьям и другим объектам направлено на создание условий, исключающих преступления и правонарушения экологической направленности, а сам факт непосредственного наблюдения в процессе рейда за исполнением гражданами экологического законодательства сдерживающе действует на лиц, склонных к нарушениям.

Значительную роль в профилактической деятельности органов внутренних дел играет деятельность подразделений органов внутренних дел по охране отдельных объектов природы, имеющих важное экологическое или экономическое значение. Они создаются на базе подразделений вневедомственной охраны, компетенция которых определяется Положением «О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»27.

Поддержание установленного режима охраны окружающей среды указанными подразделениями достигается путем применения мер по предупреждению, исключающих совершение противоправных посягательств на объекты природы28.

Формами этой деятельности являются:

а) выставление нарядов (постов);

б)установление пропускного режима на охраняемом объекте (например, при охране источников водоснабжения населения питьевой водой);

в)применение технических средств охраны;

г)проведение мероприятий по поддержанию режима охраны природных объектов (патрулирование, засады и т.д.).

Следует отметить, что Федеральным законом РФ № 117-ФЗ от 23 июня 1998 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» подразделениям вневедомственной охраны органов внутренних дел отводится особая роль по предупреждению преступлений и правонарушений на гидротехнических сооружениях, плотинах, гидроэлектростанциях, водосборных и водопропускаемых сооружениях, водохранилищах с большим запасом воды29.

Существенным фактором, снижающим эффективность данной меры, является внесение представлений, носящих общий характер, без конкретного анализа обстоятельств, способствующих нарушениям, а также установление в них формальных общих требований, например, «усилить воспитальную работу», «устранить указанные недостатки», «принять меры». Не редки в практике случаи, когда по внесенным представлениям руководителями организаций, которым адресовано представление, меры не принимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной работе.

В деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений экологической направленности особое значение имеет широкая массово-разъяснительная работа среди населения с использованием средств массовой информации. Разъяснительная работа в области охраны окружающей среды должна быть подчинена следующим основным целям:

    • предостережение морально-неустойчивых лиц от совершения преступлений и правонарушений экологической направленности;
    • воспитательное воздействие на лиц, склонных к совершению преступлений и правонарушений экологической направленности;
    • мобилизация общественности на противодействие преступлениям и правонарушениям экологической направленности, создание обстановки нетерпимости к правонарушителям30.

В настоящее время в массовой разъяснительной работе полиции значительное место занимает проведение бесед и лекций, посвященных охране окружающей среды.

Практика свидетельствует о том, что большинство прочитанных лекций посвящено изложению правил охоты, рыболовства и т.д. Около двух третей лекций прочитано работниками полиции перед специфической аудиторией: рыболовов, охотников-любителей и профессионалов. Конечно, порой содержание закона нуждается в разъяснении. Однако основное зло состоит не в незнании правил охоты и рыболовства, а в отсутствии должного осознания необходимости сбережения окружающей среды31.

Информация о работе Правовые основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей сред