Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:39, контрольная работа
Одной из актуальных и всеобъемлющих проблем, стоящих перед всем международным сообществом, является охрана окружающей природной среды. Воздействие человека и его деятельности в различных сферах на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что мировое сообщество в качестве важнейшей составляющей международной и национальной безопасности каждого государства отводит экологической безопасности.
Учитывая значимость в национальной безопасности Российской Федерации и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами, охрана окружающей среды нашла свое правовое закрепление в природоохранном, уголовном и другом законодательстве, иных нормативных правовых актах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Правовые основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды.................................................................................................................4
2. Организационные и тактические основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды……………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….32
Отражением и детализацией глобальных экологических задач и экологических функций государства следует считать правовую регламентацию общественных отношений, прямо или косвенно связанных сохранением и улучшением качества окружающей среды, иными словами - формирование системы экологического законодательства9.
Базовым актом экологического законодательства Российской Федерации является Федеральный закон от 10 января 2010 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями Конституции РФ он определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, которая должна обеспечить ее благоприятное состояние для нынешнего и будущих поколений, а также установил более детальное регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в процессе осуществления людьми хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Важной характеристикой указанного Закона является то, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Развитие научно-технического прогресса и связанное с ним необратимое ухудшение состояния окружающей среды обусловили необходимость дифференцированного подхода к правовой охране окружающей среды. В качестве примеров реализации данного подхода можно указать на принятие следующих Федеральных законов: № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , № 3-ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» , № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» , № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» , № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и другие10.
Среди нормативных актов особое значение занимают указы Президента РФ, устраняющие возникающие проблемы, дополняющие существующее законодательство в сфере экологии для четкого функционирования единой системы обеспечения экологического правопорядка и экологической безопасности. Так, Указом Президента РФ № 236 от 4 февраля 1994 г. утверждены основные положения «Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития». Данный указ предусматривает реализацию закрепленных в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития государства, а также решения текущих социально-экономических проблем в неразрывной связи с адекватными мерами по охране окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов11.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, указывается, что состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла; нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на таком приоритете устойчивого развития как экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны. При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Согласно «Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденным Президентом РФ 30 апреля 2012 г., одной из основных задач, решение которых обеспечивает достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития, выступает совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности. При решении этой задачи планируется создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, а также усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.
Кроме Указов Президента РФ важное место среди нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере занимают постановления Правительства РФ, которые детализируют существующее законодательство в области охраны окружающей среды. К их числу относятся, например, Постановление Правительства РФ № 515 от 25 мая 1994 г. «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей объектов водных биологических ресурсов», Постановление Правительства РФ № 1594 от 30 декабря 1998 г. «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды», Постановление Правительства РФ № 414 от 29 июня 2007 г. «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» и другие12.
Рассматривая вопрос о правовом регулировании деятельности по охране окружающей среды, следует назвать нормативные акты специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды, как правило, они имеют межведомственный характер и разъясняют правила охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В качестве примера таких актов можно привести Приказ Госкомэкологии РФ № 448 от 23 июля 1998 г. «Об утверждении «Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений», Приказ Госкомэкологии РФ № 372 от 16 мая 2000 г. «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», Приказ Минприроды РФ № 29 от 23 января 1996 г. «Об обеспечении оперативной передаче информации об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды», Приказ МВД России № 330 от 12 июля 1993 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ», Приказ МВД России № 354 от 15 апреля 2002 г. «О нормативном правовом регулировании деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России. № 178 от 20 марта 2003 г. «О продлении эксперимента в МВД Республики Татарстан, ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области» и др13.
Следует иметь в виду, что законотворческий процесс по вопросам воздействия общества на природу весьма динамичен. По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Такая необходимость может возникнуть в ответ на острую экологическую проблему в проекции к территориально-географическому разрезу. И здесь особое значение приобретают нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 72 Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом исторических, природно-климатических, социально-экономических, экологических и иных особенностей регионов14.
Региональные источники часто содержат нормы, дополняющие, развивающие федеральное законодательство, а иногда и опережающие его. Существуют даже законы, не имеющие аналогов на уровне Федерации: одним из таких регионов является Москва, где для целей сохранения экологического потенциала были разработаны и утверждены законодательные акты, позволяющие местным органам власти решать конкретные вопросы, связанные с оценкой и компенсацией ущерба, причиняемого мегаполису изъятием ценных лесных земель под дорожное и жилищное строительство, уничтожением зеленых насаждений, повреждением среды обитания объектов животного мира, захламлением, деградацией и загрязнением земель. К таким документам относятся Законы города Москвы № 17 от 5 мая 1999 г. «О защите зеленых насаждений» и № 26 от 21 октября 1998 г. «О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы», № 45 от 21 ноября 2007 г. «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», Закон Московской области № 24/2006-03 от 22.12.2006 «Об охране окружающей среды в Московской области», а также Постановление Правительства Москвы № 849-ПП от 18.09.2001 «Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы»15. Акты, регулирующие на региональном уровне отношения в области охраны окружающей среды, принимаются и иными субъектами федерации16.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что научно – технический прогресс, происходящий в нашем обществе, несёт нам новые блага и возможности, а вместе с ними и новые проблемы, связанные с экологической безопасностью нашей страны.
Развитие научно-технического прогресса и связанное с ним необратимое ухудшение состояния окружающей среды обусловили необходимость дифференцированного подхода к правовой охране окружающей среды. В качестве примеров реализации данного подхода можно указать на принятие следующих Федеральных законов: № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , № 3-ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» , № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» , № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» , № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и др. Кроме того, нельзя забывать и самовольном захвате земель, браконьерстве и других преступлениях, которые могут «самовольно» развиваться без достижений научно – технического прогресса.
Своеобразным российским «новатором» в разработке правовых основ предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды является, в частности, Москва, как уже отмечалось выше.
Разработка настолько дифференцированной правовой базы в данной области явление, несомненно, позитивное, но оно совсем не имеет смысла без организационно – тактической составляющей, о которой и пойдёт речь далее в данной работе.
2. Организационные и тактические
основы предупреждения
Нормативно-правовая регламентация экологических отношений, несомненно, выполняет превентивную задачу по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды. Сложный, комплексный характер охраны экологического правопорядка и экологической безопасности обусловливает разработку и развитие различных направлений их охраны органами внутренних дел.
Одним из таких направлений является предупреждение преступлений и правонарушений экологической направленности. При этом эффективность эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении преступлений и административных правонарушений в данной области, в связи с этим важнейшей задачей становится определение причин и условий совершения преступлений и правонарушений экологической направленности и совершенствование мер по их предупреждению17.
В состав органов внутренних дел входит значительное количество подразделений, которые отличаются друг от друга специальными задачами, формами и методами работы. В связи с этим их деятельность по выявлению и устранению причин и условий преступлений и правонарушений экологической направленности и разработке мер по их предупреждению имеет единую цель, но методы ее осуществления в зависимости от компетенции различны. Соответствующие подразделения органов внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению нарушений экологического законодательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции. Но при этом необходимо иметь в виду, что причины преступлений и правонарушений экологической направленности иной раз совпадают с причинами других преступлений и правонарушений, в том числе экономических, должностных, хулиганства и др.
Предупреждение преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды органами внутренних дел представляет собой совокупность осуществляемых органами внутренних дел в пределах своей компетенции мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению природоохранительного и природно-ресурсного законодательства, а также на пресечение конкретных противоправных посягательств на объекты природы.
Разнообразие специальных предупредительных мер в области охраны окружающей среды, осуществляемых органами внутренних дел как специализированным субъектом, вызывает необходимость их классифицировать. Специальные меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности, проводимые органами внутренних дел, представляют собой конкретные действия по охране окружающей среды и классифицируются по содержанию. По этому основанию рассматриваемые меры можно разделить на правовые и организационные меры18.
Правовые меры предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды выражаются в проведении мероприятий по реализации правовых средств. Организационные меры предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды заключаются в мероприятиях, направленных на создание условий, исключающих совершение противоправных посягательств.
Наиболее многочисленная группа это меры специального предупреждения — меры правового предупреждения преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами внутренних дел.
Данные меры включают в себя: административно-правовые, уголовно-правовые, оперативно-розыскные, гражданско-правовые меры.