Правовые основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей сред

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Одной из актуальных и всеобъемлющих проблем, стоящих перед всем международным сообществом, является охрана окружающей природной среды. Воздействие человека и его деятельности в различных сферах на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что мировое сообщество в качестве важнейшей составляющей международной и национальной безопасности каждого государства отводит экологической безопасности.
Учитывая значимость в национальной безопасности Российской Федерации и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами, охрана окружающей среды нашла свое правовое закрепление в природоохранном, уголовном и другом законодательстве, иных нормативных правовых актах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Правовые основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды.................................................................................................................4
2. Организационные и тактические основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды……………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….32

Файлы: 1 файл

пп иап.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Правовые основы предупреждения  органами внутренних дел преступлений  и административных правонарушений  в сфере охраны окружающей  среды.................................................................................................................4

2. Организационные и тактические  основы предупреждения органами  внутренних дел преступлений  и административных правонарушений  в сфере охраны окружающей  среды……………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….32

 

 

Введение

Одной из актуальных и всеобъемлющих проблем, стоящих перед всем международным сообществом, является охрана окружающей природной среды. Воздействие человека и его деятельности в различных сферах на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что мировое сообщество в качестве важнейшей составляющей международной и национальной безопасности каждого государства отводит экологической безопасности.

Учитывая значимость в национальной безопасности Российской Федерации и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами, охрана окружающей среды нашла свое правовое закрепление в природоохранном, уголовном и другом законодательстве, иных нормативных правовых актах.

Происходящие в России с 90-х годов XX века реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих в условиях равенства всех форм собственности свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным и болезненным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане, но и значительный рост не только экономических, но и экологических правонарушений и преступлений, в том числе появление и новых их видов.

В числе всех видов совершаемых и регистрируемых правонарушений и преступлений, определяющих современную криминогенную ситуацию в России, и при этом достаточно востребованных в правоприменительной практике не последнее место занимают преступления в области охраны окружающей среды и природопользования. И в связи с этим предупреждение экологических преступлений и правонарушений как составной части обеспечения экологической безопасности также относится к числу насущных задач российского государства.

1. Правовые основы предупреждения  органами внутренних дел преступлений  и административных правонарушений  в области охраны окружающей  среды

Масштаб, который приобрели экологические преступления в стране, огромен. В целом удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированной преступности вырос более чем в пять раз за последние 17 лет. По сравнению с 1990 г. прирост экологической преступности составил в 2006 г. 1061, 94%. Наблюдается устойчивая тенденция роста числа экологических преступлений с 26 097 в 2003 г., 30 573 в 2004 г., 33 491 в 2005 г., 41 900 в 2006 г. до 41 242 в 2007 г., а за пять месяцев 2008 г. зарегистрировано 18 864 экологических преступлений, что на 2,1% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В январе - феврале 2014 года зарегистрировано 3,01 тыс. экологических преступлений, что на 9,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

 Понятно, что реально совершенных  преступлений в несколько раз  больше. По мнению специалистов, латентность в этой сфере составляет 99%. Все эти обстоятельства заставляют говорить уже не об отдельных фактах правонарушений, а об экологической преступности как криминологическом явлении. Анализ ее показателей позволяет прогнозировать рост количества экологических преступлений к  2015 г. по сравнению с 1990 г. в 25,8 раза, т.е. до 88 050 преступлений1.

Показатели статистики явно не внушают спокойствия, и состояние окружающей среды с каждым днём становится всё менее стабильным.

С целью борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в области охраны окружающей среды в 2002 г. была разработана и одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации, в которой сформулированы приоритеты государства по комплексному обеспечению экологической безопасности в стране. Наблюдается тенденция постепенного ужесточения норм российского уголовного и административного законодательства в отношении ответственности за экологические правонарушения.

Обращает на себя внимание не только устойчивая тенденция роста экологической преступности, но и организованность, и профессионализм ее форм. Примерно от 70% до 80% совершенных преступлений имеют транснациональный характер2.

Нередко экологические преступления являются одновременно экономическими и совершаются по корыстным мотивам. Например, по самым сдержанным экспертным оценкам, объемы промыслового использования морских биологических ресурсов в 10—20 раз превышают научно установленные нормы вылова, нелегальный экспорт рыбной продукции составляет не менее 2,5 млрд. долларов в год, а контрабанда животных и растений, находящихся на грани исчезновения, уступает по масштабу только обороту наркотиков.

Россия является крупнейшей морской державой. Ее моря содержат богатые и перспективные для освоения морские биологические ресурсы, что в значительной мере определяет экономическую безопасность и независимость страны. Сфера добычи, транспортировки, переработки и реализации рыбы и морепродуктов характеризуется высокой доходностью и быстрой оборачиваемостью капитала, а отсутствие должного государственного контроля способствует криминализации данной сферы.

Сохраняются крупные масштабы незаконного промысла морских биологических ресурсов на акватории Каспийского моря. Так, несмотря на то, что осетровые породы рыб с 1998 г. занесены в международную Красную книгу как вид рыб, которому в ближайшем будущем грозит исчезновение, браконьерская добыча черной икры в Дагестане является самым доходным видом бизнеса3.

Преступность, связанная с незаконными порубками деревьев и кустарников, за последние три года увеличилась на 48,5% и составила наибольшую долю (46,2%) в числе всех экологических преступлений. Особенно массовый характер она приобрела на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, Сахалинской области. По различным оценкам, в этих регионах незаконные порубки составляют от 25% до 50% всех промышленных заготовок древесины. Ущерб от незаконной порубки леса с 671 млн. руб. в 1990 г. поднялся до 2,850 млрд. руб. в 2001 г. и до 4,7 млрд. руб. в 2003 г. В настоящее время ущерб от нелегальной вырубки российского леса составляет около 5,5 млрд. руб.

Сложная криминальная ситуация создается и в сфере землепользования. По данным Федерального агентства лесного хозяйства и прокуратуры, только в одной Московской области осуществлен само захват около 1400 га земель лесного фонда, относящихся к лесам первой группы. Захватываются лесные поляны, пашни, карьеры, колхозные сады, усадьбы, спортивные площадки, дома отдыха, земли под линией электропередач и даже кладбища. В последнем случае не только нарушается ряд федеральных законов и нарушаются гигиенические требования к содержанию кладбищ, но и попираются важнейшие нравственные законы общества4.

Особую экологическую опасность представляют собой незаконные постройки в водоохранных зонах, обеспечивающих питьевое водоснабжение населения. Это свидетельствует также и о нарушении конституционных прав граждан, лишенных возможности подойти к берегу водоема.

Для России проблема борьбы с производством и сбытом товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, имеет важнейшее экономическое, криминологическое и экологическое значение. Более 20% территории страны находится в районах экологического бедствия, 80 млн. россиян живут в зоне запредельного загрязнения, 1/3 россиян пьет некачественную воду. В стране сокращается рождаемость и увеличивается смертность населения. Каждый десятый ребенок появляется на свет генетически неполноценным, более 50% населения имеет ослабленное здоровье, идет постоянная депопуляция населения. На здоровье человека и его генофонде сказывается деградация окружающей среды и снижение качества и экологической безопасности продуктов питания. За последние семь лет в 5 раз вырос удельный вес продовольственного сырья и продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам, содержащих вредные для здоровья вещества. Ввозимая на территорию России импортная пищевая продукция характеризуется еще более высоким содержанием патогенных микроорганизмов. Тем не менее, Россия, чтобы обеспечить продовольствием своих граждан, ежегодно тратит 13 млрд. долларов на закупку продуктов зарубежом, доля которых на столе россиянина в среднем составляет около 40%, а по некоторым продуктам и значительно выше5.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и это конституционное положение составляет цель и основополагающий принцип политики государства в сфере обеспечения экологической безопасности России. На государство возложена обязанность по управлению в сфере экологии. Это организующая деятельность компетентных органов по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды.

Государственное управление в сфере экологии, а именно административно-политическое управление, осуществляется в объеме своей компетенции Министерством внутренних дел Российской Федерации. Решение задач, поставленных перед МВД России, в области охраны окружающей среды осуществляется через деятельность структурных подразделений с помощью правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности. Следует отметить, что во многом поставленные перед МВД России задачи в области охраны окружающей среды реализуются через органы внутренних дел.

Основываясь на назначении полиции и направлениях ее деятельности, закрепленных в ст. 1 и 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». Задачи полиции в области охраны окружающей среды можно сформулировать следующим образом: обеспечение экологических прав граждан; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений экологической направленности; раскрытие экологических преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности; оказание помощи предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов.

Кроме того, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»6, определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

 Этот нормативный акт говорит  нам о том, что помимо органов  внутренних дел, обеспечением экологической  безопасности занимаются и федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области безопасности, а также Совет Безопасности Российской Федерации.

Не вызывает сомнений, что правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в области охраны окружающей среды осуществляется посредством нормативных правовых актов, которые должны быть выражены в форме закона, указа, постановления, приказа или в иной установленной форме, и рассматривается через призму всего спектра экологических отношений.

В регулировании отношений в области охраны окружающей среды, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина, природопользования и собственности на природные ресурсы основополагающую роль играет Конституция РФ. Нормой, регулирующей экологические отношения, является ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы само по себе велико, но конституционное признание экологических прав особенно важно. Признание, соблюдение и защита экологических прав граждан субъектами экологических отношений служат одним из критериев эффективности деятельности органов внутренних дел7.

Сегодня в деле решения экологических проблем Россия осуществляет сотрудничество в рамках международных конвенций и соглашений. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций. Они обладают приоритетом перед национальным законодательством. Наиболее значимыми среди них можно назвать следующие: Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (1954 г.); Конвенция о торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.); Венская конвенция по защите озонового слоя (1985 г.); Конвенция по морскому праву (1986 г.); Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.); Киотский протокол об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов (2004 г.), который стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования. Данный Протокол является одним из последних международных актов, регулирующих экологические правоотношения с участием России8.

Нормы, направленные на охрану окружающей среды, содержатся также в Водном, Градостроительном, Земельном, Лесном кодексах РФ. Экологические права граждан защищены в гл. 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ, в гл. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, также предусматривающего ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Информация о работе Правовые основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей сред