Правовой статус государственного гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное изучение правового статуса государственного гражданского служащего.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- раскрыть права государственных гражданских служащих;
- изучить обязанности государственного гражданского служащего;
- охарактеризовать ограничения, связанные с государственной гражданской службой;
- рассмотреть запреты, связанные с государственной гражданской службой;
- исследовать особенности урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Права и обязанности государственных гражданских служащих…5
1.1. Права государственных гражданских служащих………………………5
1.2. Обязанности государственного гражданского служащего……….……9
Глава II. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой…………………………………………………..…….14
2.1. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой….14
2.2. Запреты, связанные с государственной гражданской службой……….19
Глава III. Урегулирование конфликта интересов и представление сведений о доходах и расходах как элементы статуса государственного гражданского служащего…………………………………………………….25
3.1. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе……...25
3.2. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и расходах ……………………………….…….29
Заключение ……………………………………………………………………33
Список использованных источников ………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КП. Админ. право..doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном ст. 32 Закона.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, равно как и гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. В Законе дается исчерпывающий перечень лиц, в интересах которых не может использовать свои должностные полномочия гражданский служащий, прежде всего это члены семьи, к которым относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, а также родители, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Кроме случаев родства или свойства в Законе указаны граждане или организации, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период урегулирования конфликта интересов. В этом случае гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы (не допущен к исполнению должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки.

Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим соответствующее решение. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (исполнения должностных обязанностей).

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего. В этот период денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

 

3.2. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и расходах

 

Ст. 20 Закона устанавливается обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок предоставления указанных сведений, ответственность за нарушение указанной обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона обязанность представлять представителю нанимателя ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи возникает у:

- гражданина, претендующего на  замещение должности гражданской  службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ;

- гражданского служащего, замещающего  должность гражданской службы, включенную  в перечень, установленный нормативными  правовыми актами РФ.

Указанная обязанность основана на международных нормах. В частности, согласно п. 8 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц24 государственные должностные лица в соответствии с занимаемым ими служебным положением и как это разрешено или требуется законом и административными положениями выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и/или иждивенцев.

Положение25 о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Ст. 20.1 Закона определяется, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»26, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Таким образом, особенности правового статуса государственного гражданского служащего определяется также тем, что гражданский служащий ежегодно представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, а также - сведения о своих расходах и  расходах членов своей семьи.

 

Заключение

 

Таким образом, статус государственного гражданского служащего образуют следующие элементы: 1) основные права гражданского служащего; 2) основные обязанности гражданского служащего; 3) ограничения, связанные с гражданской службой; 4) запреты, связанные с гражданской службой; 5) урегулирование конфликта интересов на гражданской службе; 6) представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 7) представление сведений о расходах.

Ст. 14 Закона определяет основные права гражданского служащего. То есть подчеркивается, что гражданский служащий обладает и другими правами, установленными иными федеральными законами. Правами наделяются все гражданские служащие независимо от занимаемой должности. Отличительной особенностью прав гражданских служащих является сочетание общих трудовых прав и специфических прав, связанных с прохождением гражданской службы

Целесообразно обратить внимание на ч. 2 ст. 14 Закона, закрепляющую положение о возможности гражданского служащего выполнять иную работу, к которой могут быть применены отдельные запреты, при одновременном наличии двух условий - отсутствие конфликта интересов и предварительное уведомление представителя нанимателя.

В ст. 15 Закона устанавливаются общие для всех гражданских служащих обязанности. Дополнительно к общим существуют также специальные обязанности, которые в зависимости от конкретной должности устанавливаются в должностном регламенте гражданского служащего.

Ограничения, связанные с гражданской службой, которые, наряду с запретами, определяют основную специфику правового статуса государственного гражданского служащего. Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, является, согласно ч. 1 ст. 33 Закона, основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Ст.17 Закона устанавливает запреты, связанные с гражданской службой, которые являются специфическим элементом правового статуса государственного гражданского служащего. Запреты устанавливаются законом в отношении граждан, находящихся на гражданской службе, и по своей правовой природе отличаются от ограничений, многие из которых представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Особенности правового статуса государственного гражданского служащего определяется также тем, что гражданский служащий ежегодно представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, а также - сведения о своих расходах и  расходах членов своей семьи.

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц: Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «Консультант Плюс», 2013.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4, ст. 445.
  3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) // СЗ РФ. 1997. № 51, ст. 5712.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.
  6. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 1995. № 17, ст. 1455.
  7. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // СЗ РФ. 1998. № 31, ст. 3806.
  8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 2004. № 31, ст. 3215.
  9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.09.2013) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228.
  10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ (ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. 2011. № 48, ст. 6730.
  11. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 50 (часть 4), ст. 6953.
  12. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 19, ст. 2306.
  13. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) // СЗ РФ. 1997. № 41, стр. 8220-8235.
  14. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 (ред. от 03.12.2013) // СЗ РФ. 2009. № 21, ст. 2544.
  15. О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы): Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 (ред. от 10.08.2012) // СЗ РФ. 2009. N 11, ст. 1277.
  16. Об утверждении перечня должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации: Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 № 386 (ред. от 07.12.2011) // СЗ РФ. 1999. № 15, ст. 1828.
  17. Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н // Рос. газ. 2010. № 12.
  18. Об организации уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Минфина России и назначаемыми на должность Министром финансов Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, и их территориальных органов об иной оплачиваемой работе: Приказ Минфина РФ от 14.09.2010 № 447 // СПС «Консультант Плюс», 2013.

Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего