Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа
Цель исследования: комплексное изучение правового статуса государственного гражданского служащего.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- раскрыть права государственных гражданских служащих;
- изучить обязанности государственного гражданского служащего;
- охарактеризовать ограничения, связанные с государственной гражданской службой;
- рассмотреть запреты, связанные с государственной гражданской службой;
- исследовать особенности урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Права и обязанности государственных гражданских служащих…5
1.1. Права государственных гражданских служащих………………………5
1.2. Обязанности государственного гражданского служащего……….……9
Глава II. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой…………………………………………………..…….14
2.1. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой….14
2.2. Запреты, связанные с государственной гражданской службой……….19
Глава III. Урегулирование конфликта интересов и представление сведений о доходах и расходах как элементы статуса государственного гражданского служащего…………………………………………………….25
3.1. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе……...25
3.2. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и расходах ……………………………….…….29
Заключение ……………………………………………………………………33
Список использованных источников ………………………………………..35
Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Данная обязанность обязана исполняться в силу того, что гражданский служащий, поступая на службу, добровольно соглашается с данными обязанностями и принимает их на себя.
На гражданского служащего возлагается обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Данная обязанность исходит из принципа подчиненности на государственной гражданской службе. Однако законодателем особо оговорено, что гражданский служащий обязан выполнять только те поручения вышестоящих руководителей, которые даны ими в пределах установленных полномочий. Поручения, выходящие за пределы полномочий, равно как и нарушающие законодательство, исполняться гражданским служащим не должны.9
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
При прохождении гражданской службы гражданский служащий обязан соблюдать служебный распорядок государственного органа. Служебный распорядок государственного органа в соответствии со ст. 56 Закона определяется локальным нормативным актом, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.
Служебный распорядок регламентирует:
а) продолжительность служебного времени. Как правило, нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе;
б) начало и окончание служебного времени. По общему правилу служебное время устанавливается с 9 до 18 часов (в пятницу служебное время может устанавливаться с 9 до 17 часов). Однако служебным распорядком государственного органа может устанавливаться иное начало и окончание служебного времени.
Кроме того, для гражданского служащего может устанавливаться ненормированный служебный день. Перечень должностей (групп должностей), которым устанавливается ненормированный служебный день, должен быть указан в служебном распорядке;
в) время отдыха. В частности, гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (например, за выслугу лет, за ненормированный служебный день). Служебным распорядком должна устанавливаться продолжительность основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;
г) время перерыва для отдыха и питания. Как правило, перерыв для отдыха и питания составляет 1 час либо 45 минут. При этом служебным распорядком государственного органа может устанавливаться иное время перерыва для отдыха и питания;
д) выходные и нерабочие праздничные дни. При нормальной продолжительности служебного времени выходными днями являются суббота и воскресенье. В соответствии с законодательством РФ в предпраздничные дни продолжительность служебного дня сокращается на 1 час, а при совпадении выходного и праздничного дня осуществляется перенос выходного дня.
Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Указанная обязанность направлена, прежде всего, на повышение эффективности гражданской службы.
Необходимый уровень квалификации может поддерживаться как путем самообразования, совершенствования свое деятельности в процессе осуществления своих должностных обязанностей, так и путем профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
Также государственный гражданский служащий обязан:
- не разглашать сведения, составляющие
государственную и иную
- беречь государственное
- представлять в установленном
порядке предусмотренные
- сообщать о выходе из
- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- сообщать представителю
В соответствии с ч. 5 Закона гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.11 Перечень должностей, на которых проходят службу граждане РФ, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 386.12
Таким образом, в ст. 15 Закона устанавливаются общие для всех гражданских служащих обязанности. Дополнительно к общим существуют также специальные обязанности, которые в зависимости от конкретной должности устанавливаются в должностном регламенте гражданского служащего.
Глава II. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой
2.1. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой
Перечень ограничений в сфере гражданской службы не является исчерпывающим. Как указывается в ч. 2 ст. 16 Закона, иные ограничения могут быть установлены, но только федеральными законами.
1. Первое ограничение - признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.
В соответствии со ст. 21 ГК РФ13 дееспособность гражданина - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Как общее правило, дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Недопустимость лишения и ограничения дееспособности гражданина означает, что никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом. Такие случаи и, соответственно, указание на «порядок» установлены ст. ст. 29 и 30 ГК РФ:
- гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;
- гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
2. Осуждение гражданина к
Судимость представляет собой ограничение правового положения гражданина, которое вызвано фактом его осуждения по приговору суда к определенной мере уголовно-правового характера, и предусматривает неблагоприятные для него социальные и уголовно-правовые последствия. Одним из таких неблагоприятных последствий является и ограничение по приему (нахождению) на гражданской службе.
Состояние судимости может быть прекращено двумя способами: погашено автоматически или снято судом. Погашение судимости означает автоматическое по истечении установленных в законе сроков, исчисляемых после отбытия наказания, прекращение последствий судимости, что не требует какого-либо официального подтверждения.14
Снятие судимости означает аннулирование уголовно-правовых последствий судимости до истечения установленных законом сроков ее погашения, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно. В этом случае суд решает вопрос о досрочном снятии судимости по ходатайству осужденного или контролирующего его поведение государственного органа. Судимость может быть снята досрочно и на основании актов амнистии и помилования.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
3. В отдельных случаях
4. Наличие заболеваний, препятствующих
поступлению на гражданскую
5. Близкое родство или свойство гражданских служащих является ограничением только в непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из гражданских служащих другому.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»16 в п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона расширен перечень лиц, с которыми гражданский служащий находится в близком родстве или свойстве. Он дополнен случаем, если супруги детей гражданского служащего, являясь также гражданскими служащими, находятся в непосредственной подчиненности или подконтрольности гражданскому служащему или сам гражданский служащий непосредственно подчинен или подконтролен супругам его детей.
6. Взаимосвязаны такие ограничения, как выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства; наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
7. Установление в качестве одного из ограничений такого действия, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу, вполне обоснованно и понятно. Как минимум решение о приеме на государственную службу должно быть принято на основании объективных данных, которые не могли быть получены из подложных документов или заведомо ложных сведений.
8. Несоблюдение ограничений, нарушение
запретов и неисполнение
При этом основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) унификация прав
2) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
3) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
4) устранение необоснованных
5) совершенствование порядка
Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего