Правовой статус государственного гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное изучение правового статуса государственного гражданского служащего.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- раскрыть права государственных гражданских служащих;
- изучить обязанности государственного гражданского служащего;
- охарактеризовать ограничения, связанные с государственной гражданской службой;
- рассмотреть запреты, связанные с государственной гражданской службой;
- исследовать особенности урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Права и обязанности государственных гражданских служащих…5
1.1. Права государственных гражданских служащих………………………5
1.2. Обязанности государственного гражданского служащего……….……9
Глава II. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой…………………………………………………..…….14
2.1. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой….14
2.2. Запреты, связанные с государственной гражданской службой……….19
Глава III. Урегулирование конфликта интересов и представление сведений о доходах и расходах как элементы статуса государственного гражданского служащего…………………………………………………….25
3.1. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе……...25
3.2. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и расходах ……………………………….…….29
Заключение ……………………………………………………………………33
Список использованных источников ………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КП. Админ. право..doc

— 194.50 Кб (Скачать)

6) повышение уровня оплаты труда  и социальной защищенности государственных  и муниципальных служащих.

Ч. 3 ст. 16 Закона предусматривает ответственность за несоблюдение перечисленных ограничений, которая может устанавливаться как в Законе, так и в других федеральных законах. Такая формулировка позволяет сделать вывод о том, что меры ответственности за несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, не могут устанавливаться федеральными подзаконными правовыми актами, а также законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ограничения, связанные с гражданской службой, которые, наряду с запретами, определяют основную специфику правового статуса государственного гражданского служащего. Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, является, согласно ч. 1 ст. 33 Закона, основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

 

2.2. Запреты, связанные с  государственной гражданской службой

 

Ст.17 закона устанавливает запреты, связанные с гражданской службой, которые являются специфическим элементом правового статуса государственного гражданского служащего. Запреты устанавливаются законом в отношении граждан, находящихся на гражданской службе, и по своей правовой природе отличаются от ограничений, многие из которых представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли гражданина. Запрет - это способ правового регулирования, который представляет собой государственно-властное веление, указывающее на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности. Под запретами, связанными с гражданской службой, понимаются нормативно установленные требования, предъявляемыми к гражданским служащим, воздерживаться от совершения определенных действий и ведения определенной деятельности, обеспеченные возможностью применения мер юридической ответственности.18

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе  в деятельности органа управления  коммерческой организацией, за исключением  случаев, установленных федеральным  законом;

2) замещать должность гражданской  службы в случае:

- избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»19;

- избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую  деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных  федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен  доход;

5) быть поверенным или представителем  по делам третьих лиц в государственном  органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением  должностных обязанностей вознаграждения  от физических и юридических  лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением  должностных обязанностей за  пределы территории Российской  Федерации за счет средств  физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных  с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического  и иного обеспечения, другое государственное  имущество, а также передавать  их другим лицам;

9) разглашать или использовать  в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного  разрешения представителя нанимателя  награды, почетные и специальные  звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного  положения для предвыборной агитации, а также для агитации по  вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия  в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных  органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов  управления, попечительских или  наблюдательных советов, иных органов  иностранных некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на  территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного  разрешения представителя нанимателя  оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».20

Стоит заметить, что в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий подлежит освобождению и увольнению от занимаемой должности. Запреты означают, что в связи с прохождением гражданской службы гражданский служащий не вправе осуществлять указанные в Законе действия под страхом привлечения к установленной ответственности.

 

Глава III. Урегулирование конфликта интересов и представление сведений о доходах и расходах как элементы статуса государственного гражданского служащего

 

3.1. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

 

В социологии под интересом понимается предмет или благо, на который могут претендовать одновременно две или более стороны. У каждой стороны есть область своих интересов, при достаточной активности обеих сторон области интересов пересекаются, тогда и возникает конфликтная ситуация.21

В праве посредством данной категории выражаются притязания индивида, правовая и иная оценка явлений, действий в правовой сфере. Интерес выступает побудителем, своего рода ценностью и установкой действовать или не действовать. Проявляясь в правовой сфере, интерес становится признанным правом, им обеспеченным и охраняемым.22

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» дается уточненное определение конфликта интересов на государственной службе. Под этим понятием понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. В отличие от Закона о государственной гражданской службы в этом определении понятия конфликта интересов не разделяются интересы Российской Федерации и ее субъектов, которым может быть нанесен вред в результате личной заинтересованности служащего.23

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный гражданский служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего