Правовое регулирование воинской обязанности граждан РФ по защите Отечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексной оценке правовых основ конституционной обязанности граждан Российской Федерации по защите Отечества на современном этапе развития страны. А так же анализ правового статуса гражданина – военнослужащего.
Задачи курсовой работы:
– определить основания, условия, формы реализации конституционной обязанности граждан РФ по защите Отечества;
– проанализировать правовое регулирование прохождения военной службы
– уточнить статус гражданина-военнослужащего и сотрудника ФСБ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Правовые основы воинской обязанности граждан РФ
1. Правовое регулирование конституционной обязанности граждан РФ по защите Отечества.………………………………………………………………5-6
2. Формы реализации конституционной обязанности граждан РФ по защите Отечества.………………………………………………………….….7-10
Глава 2. Особенности реализации конституционной обязанности граждан РФ по защите Отечества.…………………………………………………...……
2.1. Статус гражданина-военнослужащего ……………………………...…11-16
2.2. Особый статус военнослужащего ФСБ………………………………...17-21
Заключение …………………………………………….…………………….22-23
Список литературы……………………………………………………………...24
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа 3 .doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус военнослужащего.

     По прибытии в часть и после прохождения начальной военной подготовки военнослужащий приводится к Военной присяге. Продолжительность начальной военной подготовки не превышает двух месяцев.

     До приведения военнослужащего к Военной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за ним не могут закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

     Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы.

     Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и военной дисциплины, обеспечивающей постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение им задач в повседневной деятельности. Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения – командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты – старшина роты.

     Каждый военнослужащий проходит военную службу на определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание. Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание. Перечень составом и воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил РФ определен ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе».4

     Вся жизнь и деятельность военнослужащего подчинена обеспечению постоянной готовности выполнить свой конституционный долг по защите Отечества. В этой связи каждому   военнослужащему определены конкретные обязанности по боеспособности и боеготовности его подразделения, части и Вооруженных Сил РФ в целом.

     Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов.

     Должностные обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения задач, порученных военнослужащему согласно занимаемой им должности.

     Специальные обязанности носят, как правило, временный характер. Выполнение специальных обязанностей военнослужащими предусмотрено при нахождении на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.   

      Таким образом, выполнение обязанности по защите Отечества имеет широкое правовое закрепление в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, и носит обязательных характер для граждан Российской Федерации. 
 

      Глава 2. Особенности реализации конституционной  обязанности граждан  РФ по защите Отечества.

    2.1. Статус гражданина-военнослужащего. 

     Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации.5

     Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством. Предусмотрены воинские звания. На них возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером этих обязанностей военнослужащим предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

     Особенности статуса военнослужащего, проходящего военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об обороне" (принят ГД ФС РФ 24.04.1996).6

     Гражданин приобретает статус военнослужащего  с началом военной службы и  утрачивает его с ее окончанием.

     Правовая  защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства  и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

     Социальная  защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

- реализацию  их прав, льгот, гарантий и компенсаций  органами государственной власти, органами военного управления  и органами  местного самоуправления;

- совершенствование  механизмов и институтов социальной  защиты указанных лиц;

-   охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности,  соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

     Реализация  мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

     Федеральный закон "О статусе военнослужащих" особо подчеркивает, что никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и законодательством о статусе военнослужащих. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то законодательством и общевоинскими уставами.

     Оскорбление военнослужащих, насилие по отношению  к ним и угроза его применения, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Военнослужащим  гарантируется свобода вероисповедания. Они вправе участвовать в богослужениях  и религиозных церемониях как  частные лица и только в свободное  от военной службы время. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для религиозной пропаганды. Религиозная символика, литература и предметы культа используются ими только по их личному желанию.

     Все военнослужащие, в том числе проходящие военную службу по призыву, имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном законодательством. При этом проходящие военную службу по призыву освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

     Юридические консультации и коллегии адвокатов  бесплатно оказывают юридическую  помощь военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, по вопросам прохождения  военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.

     Существо  воинского долга составляют защита государственного суверенитета и территориальной  целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

     Воинский  долг обязывает военнослужащих:

•      быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно  и умело защищать свое Отечество;

•      строго соблюдать Конституцию РФ и законы, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять  приказы командиров;

•        дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

•        совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную  технику, беречь военное имущество;

•        быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

•        соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры  Российской Федерации.

     Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

     Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную  готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

     Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном  нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для их исполнения военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т. д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

     Военнослужащие  в зависимости от характера и  тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и  уголовную ответственность

     За  проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного  порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и  в порядке, которые определены общевоинскими  уставами.

     Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления или в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

     За  административные правонарушения (нарушение  правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут административную ответственность  на общих основаниях, но к ним  не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут, дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

     За  материальный ущерб, причиненный военнослужащими государству при исполнении ими обязанностей военной службы, т.е. привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О материальной ответственности военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 22.06.1999).7

     За  невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Информация о работе Правовое регулирование воинской обязанности граждан РФ по защите Отечества