Права и обязанности граждан в сфере паспортно-регистрационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Под паспортно-регистрационной системой понимается совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, замены паспортов и пользования ими, сдачи и изъятия их, регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях удостоверения личности гражданина и принадлежности его к российскому гражданству, обеспечения полноты учета населения и упорядочения его передвижения, обеспечения реализации конституционных прав граждан и выполнения ими своих обязанностей, а также обеспечения общественного порядка, государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, содержание, правовые основы паспортной системы …………….4
2. Основной документ, удостоверяющий личность и гражданство Российской Федерации ………………………………………………………………………...9
3. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства ……...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Административное право паспорртн. с..doc

— 159.50 Кб (Скачать)

      11 ноября 2010 года Правительство РФ приняло Постановление Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 885, в соответствии с которым гражданам предоставляется право уведомлять орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме через Интернет, включая единый портал госуслуг. Через указанный ресурс с 1 января 2011 г. можно подавать и документы для регистрации по месту жительства. ФМС России на своём сайте опубликовала комментарий данного Постановления Правительства РФ.

      Исходя  из определения статья 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 регистрация имеет две цели: правонаделительную («обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод») и правоохранительную («исполнения им обязанностей перед другими гражданами»).

      Ежегодно  происходит от 18,5 млн. до 21,0 млн. обращений  граждан о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту  пребывания и по месту жительства, а за 10 месяцев 2010 года зафиксировано 20,3 млн. обращений, в том числе 8,0 млн. - о регистрации по месту пребывания13.

      В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной  полосе или закрытых административно-территориальных  образованиях, в которых имеются  территориальные органы Федеральной миграционой службы (ФМС России), органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы (управления, отделы, отделения) ФМС России, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

      С 1 января 2014 года органами регистрационного учёта будут являться исключительно  территориальные органы ФМС России. Местные администрации (как правило, администрации небольших сёл  и деревень) утрачивают функции по осуществлению регистрации по месту пребывания и месту жительства.

      Также необходимо отметить, что регистрация  граждан по месту пребывания в  гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений, но они юридически не являются органами регистрационного учета, хотя и принимают решение о регистрации.

      Для осуществления регистрации граждане должны обращаться не в органы регистрационного учёта, а к должностным лицам, ответственным за регистрацию, которые осуществляют первичный прием документов с последующей их передачей в органы регистрационного учёта.

      Должностными  лицами, ответственными за регистрацию, являются:

      1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

      2. Собственники, самостоятельно осуществляющие  управление своими помещениями,  или уполномоченные лица товарищества  собственников жилья либо управляющей  организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

      3. Уполномоченные лица органов  управления жилищными и жилищно-строительными  кооперативами, ответственные за  регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных  и жилищно-строительных кооперативов.

      4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию  в гостиницах, кемпингах, туристских  базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах  для инвалидов, ветеранов, одиноких  и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

      Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным  лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

      Должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения  граждан передают документы, указанные  выше, в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

      С 1 июня 2010 года граждане имеют возможность  пройти постановку на регистрационный  учёт по месту пребывания посредством государственного портала Gosuslugi.ru.

      Для этого необходимо зарегистрироваться на портале Gosuslugi.ru и создать свой «личный кабинет». Регистрация на портале, в частности, требует получения  на почте заказного письма с кодом  активации. После регистрации в  разделе «Сервисы» необходимо выбрать  вид государственной услуги «Регистрация по месту пребывания» и подать заявление в электронной форме.

      Для регистрации не требуется посещать территориальное подразделение  ФМС России. Свидетельство о регистрации  по месту пребывания будет направлено почтой по адресу, указанному в заявлении, на имя лица, предоставившего жилое помещение для временного проживания. Срок оказания услуги составляет 6 дней.

      Единственным  документом, который регулирует порядок  регистрации по месту пребывания через сайт Gosuslugi.ru, является Письмо ФМС России от 01.06.2010 № СК-1/10-8386 «К вопросу о предоставлении населению государственной услуги по регистрационному учету граждан в электронном виде». На сайте ФМС России размещено это письмо в электронном и отсканированном видах.

      В обсуждении практики использования Gosuslugi.ru на форуме сайта Нелегал.ру участники пришли к выводу, что если заявление принято, то гражданина могут пригласить на приём в отделение УФМС для прохождения стандартной бумажной процедуры регистрации либо выслать по почте оформленное свидетельство о регистрации.

      Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным  за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

      Должностные лица, ответственные за регистрацию  в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные выше, в органы регистрационного учета. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

      Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации  по месту жительства.

      C 1 января 2011 году вступили в силу  изменения в Закон РФ «О  праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми заявление на регистрацию по месту жительства и иные указанные выше документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг14.

      Ответственность за нарушение правил регистрации  для граждан, обязанных регистрироваться по месту пребывания и месту жительства, установлена пунктом 1 статьи 19.15 КоАП РФ15:

      1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей. 

      Пункт 2 статьи 19.15 КоАП РФ устанавливает ответственность  должностных лиц, ответственных  за регистрацию, и собственников жилых помещений за нарушение правил регистрации:

      2. Допущение лицом, ответственным  за соблюдение правил регистрационного  учета, проживания гражданина  Российской Федерации без удостоверения  личности гражданина (паспорта) или  по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

      Формулировка  правонарушений сделана таким образом, что они являются длящимися, и двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь не со дня нарушения правил регистрации, а со дня обнаружения нарушений правил регистрации. Длящийся характер данного правонарушения подтверждается, в частности, ответом на Вопрос 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г.16.

      Рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15 КоАП РФ уполномочены:

      1. старшие участковые уполномоченные  милиции, участковые уполномоченные  милиции;

      2. руководители и их заместители  ФМС России, территориальных органов  ФМС России, руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России.

      При этом, составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 19.15 КоАП (с последующей передачей протоколов лицам, уполномоченным рассматривать  дела об административных правонарушениях) уполномочены практически все сотрудники милиции.

      В настоящее время порядок регистрации  по месту пребывания и месту жительства, а также ответственность за их нарушение установлены следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 27.07.2010) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
  2. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 11.11.2010);
  3. Изменения, которые вносятся в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 885;
  4. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208 (ред. от 23.12.2009);
  5. Письмо ФМС России от 01.06.2010 № СК-1/10-8386 «К вопросу о предоставлении населению государственной услуги по регистрационному учету граждан в электронном виде». См. также письмо в отсканированном виде;
  6. Статья 19.15 (в ред. от 22.06.2007) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
  7. Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утв. Приказом МВД России и ФМС России от 19.05.2009 № 385/117;
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»;
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713»;
  10. Статья 27 Конституции Российской Федерации;
  11. Статья 13 Всеобщей декларации прав человека;
  12. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах;
  13. Cтатья 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
  14. Статья 22 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.

Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере паспортно-регистрационной деятельности