Определенные особенности присущи
системе органов исполнительной
власти городов федерального
значения - Москвы и Санкт- Петербурга
Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное
право РФ. М.: Зерцало 2005. С. 1346
Во-первых, это - многозвенность системы
административного управления - мэрия,
правительство, префектуры в Москве и
администрация, правительство, территориальные
управления в Санкт-Петербурге.
Во-вторых, значительная централизация
исполнительной вертикали, выражающаяся
в обширных распорядительных
полномочиях главы исполнительной
власти - мэра и губернатора, начиная
от назначения руководителей
всех подведомственных городской
администрации органов и заканчивая
совмещением должностей главы
администрации и главы правительства.
В-третьих, отраслевая структура
органов исполнительной власти
учитывает особенности городской
жизни и предполагает объединение
и дифференциацию этих органов,
в том числе по признаку
их функционирования в системе
городского хозяйства.
В-четвертых, в структуре городской администрации
функционируют органы специальной компетенции,
находящиеся в совместном ведении трех
видов органов исполнительной власти
- города федерального значения, области
и Российской Федерации; например, главное
управление внутренних дел Санкт-Петербурга
и Ленинградской области.
В-пятых, государственная исполнительная
власть «опускается» на тот
территориальный уровень, где
в других субъектах Федерации
осуществляется муниципальная власть,
что отражается на характере
взаимоотношений органов государственной
власти и местного самоуправления,
начиная от порядка их формирования
и заканчивая наделением отдельными
государственно-властными полномочиями.
3.Административно-правовой статус
общественных объединений
Под общественным объединением понимается
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения
(далее - уставные цели) Право граждан на
создание общественных объединений реализуется
как непосредственно путем объединения
физических лиц, так и через юридические
лица - общественные объединения - (ст.
5 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Конституция Российской Федерации,
основываясь на нормах международного
права, гласит: «Каждый имеет право
на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы
для защиты своих интересов.
Свобода деятельности общественных
объединений гарантируется. Никто
не может быть принужден к
вступлению в какое-либо объединение
или пребыванию в нем» (ст.30).7
Практика последнего десятилетия
наглядно показала, что успешное
функционирование общественных
объединений возможно лишь на
основе совершенствования их
административно-правового положения.
Правовые связи общественных
объединений весьма многочисленны
и разнообразны. Это, прежде всего,
конституционно-правовые и гражданско-правовые
отношения. Значительную группу
представляют правоотношения общественных
объединений в сфере действия
норм административного права.
Нормы административного права
в ряде случаев определяют
цели создания общественных объединений,
порядок создания общественного
объединения, включая их государственную
регистрацию, права, обязанности
и гарантии общественных объединений,
порядок приостановления их деятельности,
вопросы их административной
ответственности, процедуру ликвидации
и др.
Таким образом, нормы административного
права регулируют разнообразные
отношения с участием общественных
объединений, и, чтобы практика
этих отношений складывалась
в соответствии с законом, необходима
определенность, которая достигается
путем совершенствования нормативной
правовой регламентации административно-правового
положения общественных объединений.
Административно-правовое положение
общественных объединений включает
в свою структуру систему прав,
обязанностей, гарантий нормальной
реализации и защиты этих прав
и обязанностей, юридическую ответственность,
во многом отличающуюся от
иных видов социальной ответственности.
Административно-правовое положение
общественных объединений - это
составная часть их общего
правового положения. Поэтому
за ним закрепляются те же
полномочия, которые присущи общественным
объединением в целом. Помимо
этого, административно-правовой
статус общественных объединений
характеризуется видовым своеобразием,
присущими только ему юридическими
правами, обязанностями, гарантиями
и формами юридической ответственности.
Говоря об административно-правовом
институте прав, обязанностей и
гарантий общественных объединений,
можно выделить в нем разнообразные
юридические феномены:
1. Субъективные
конституционные права и обязанности,
гражданско-правовые, административно-правовые
и иные права и обязанности
общественного объединения, вытекающие
из закона.
2. Субъективные
права, обязанности, возникающие
на основе определенных юридических
фактов и реализуемые в рамках
конкретизированных административно-правовых
отношений. Общественные организации,
право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской.
М., 2001. С. 54.8
Административно-правовой статус
общественного объединения, с
одной стороны, составляет базу
становления и реализации иных
прав и обязанностей, конкретизируясь
и развиваясь в них, а с
другой - непосредственно входит
в любой из правовых статусов
в качестве его важнейший части.
Следовательно, административно-правовой
статус общественного объединения
в Российской Федерации в самом
общем виде можно определить
как систему предоставленных
общественному объединению прав
и возложенных на него обязанностей,
как ответственность общественного
объединения в сфере государственного
управления.
Многие ученые-юристы рассматривают
административно-правовой (и правовой
статус в целом) как сложное
явление, объединяющее не только
права, обязанности, ответственность
но и другие элементы - принципы, правоспособность,
гарантии и т.д. Воеводин Л.Д. Юридический
статус личности в России. М., 2004. С. 1239;
Козлова Е. Вступая в ряды… 10// Человек
и закон. 2005. № 9-10. С. 85. 11Отметим одну
общую закономерность, которая прослеживается
почти у всех авторов, независимо от используемых
ими подходов. Она заключается в том, что
основу, определяющий исходный элемент
любого статуса, его главное содержание
составляют права и обязанности, гарантии
и юридическая ответственность. Рассматриваемые
элементы являются настолько бесспорными
составляющими правового статуса общественного
объединения, что признаются в качестве
таковых большинством ученых-юристов.
Административная правосубъектность
общественного объединения возникает
с момента принятия объединением решения
о его создании, об утверждении устава
объединения и формировании руководящих
и контрольно-ревизионных органов съездом
(конференцией) или общим собранием. После
принятия решений объединение считается
созданным. Оно осуществляет свою деятельность
и приобретает права, за исключением прав
юридического лица, и принимает на себя
обязанности, предусмотренные Федеральным
законом «Об общественных объединениях»
Коренев А.П. Административное право России.
Ч. 1. М., 2006. С. 13912; Алехин А.П., Козлов
Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное
право Российской Федерации. М., 200213;
Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового
обеспечения деятельности общественных
объединений в Российской Федерации //
Государство и право. 2004. №4. С. 98. .14
Правоспособность общественного
объединения как юридического
лица возникает с момента государственной
регистрации данного общественного
объединения и является, как известно,
важным юридическим свойством
любого коллективного субъекта
административного права. В юридической
литературе считается, что правоспособность
олицетворяет признаваемую государством
общую, абстрактную юридическую
способность (возможность) субъекта
быть участником отношений, регулируемых
правом, т.е. способность быть
носителем прав и обязанностей.
При этом следует отметить, что
объем указанных прав и обязанностей
в зависимости от обстоятельств
может варьироваться. Однако это
не влияет на саму правоспособность,
ибо «увеличение или уменьшение
круга прав предполагает наличие
такого свойства субъекта, как
правоспособность» Солдатов
С.А. Общественные организации
в Российской Федерации. М., 2004.
С. 172..15
Следовательно, административная
правоспособность общественного
объединения есть способность
быть субъектом прав и обязанностей
в сфере государственного управления.
Административная правоспособность
общественного объединения, как
было выше замечено, имеет свои
особенности, касающиеся ее возникновения
и прекращения. Гражданское право России
/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч.
1. Санкт-Петербург, 1997. С. 89. .16
Объем и содержание административной
правоспособности общественного
объединения устанавливаются и
изменяются компетентными органами
государственной власти в нормах
административного права, и ее
осуществление ограничивается рамками
государственного управления
Административная правоспособность
общественного объединения служит
основой их административной
дееспособности, являющейся необходимым
условием реализации этой правоспособности,
а также субъективных прав
и обязанностей общественного
объединения в конкретных административно-правовых
отношениях Алехин А.П., Кармолицкий
А.А., Козлов Ю.М. Административное право
Российской Федерации. М., 2001. С. 65..17
Административная дееспособность
общественного объединения - это
признанная за ними способность
своими действиями:
а) приобретать
права и обязанности административно-правового
характера;
б) осуществлять
их. Такая дееспособность включает
и способность общественного объединения
нести ответственность за совершенные
правонарушения в соответствии с действующими
правовыми актами.
Перейдем к характеристике прав
и обязанностей общественного
объединения в сфере государственного
управления.
Правовые возможности общественного
объединения в сфере исполнительной
власти многочисленны и разнообразны.
Установленные административным
законодательством в соответствии
с конституционными основами, права
и обязанности этого субъекта
закрепляют их отношения и
связи с органами исполнительной
власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную
деятельность.
Они могут складываться в связи
с:
реализацией
принадлежащих общественному объединению
по закону прав;
выполнением
возложенных на общественное объединение
обязанностей в сфере государственного
управления;
нарушением
органами управления (должностными лицами)
прав и интересов общественного
объединения;
нарушением
общественным объединением своих правовых
обязанностей в сфере государственного
управления Кокотов А.Н. О статусе общественных
организаций // Правоведение. 2003.
№3. С. 19-25. 18
Представляется, что классификация
субъективных прав и обязанностей
общественных объединений в сфере
государственного управления может
быть следующей Агапов А.Б.
Федеральное административное право
России. М., 1997. С. 87.:19
а) общие
права и обязанности общественного
объединения в сфере государственного
управления;
б) специальные
права и обязанности общественного
объединения в сфере государственного
управления, в частности в сфере
охраны общественного порядка и
обеспечения общественной безопасности.
К группе общих прав и обязанностей
общественного объединения в
сфере государственного управления
в соответствии с действующим
законодательством относится то,
что общественное объединение
имеет право: