Понятия и системы субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - это то, что они обладают особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью. Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. Административная правоспособность гражданина - способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная дееспособность гражданина - способность гражданина РФ своими личными действиями реализовать свои права и осуществлять обязанности в сфере исполнительной власти. В полном объеме административная дееспособность гражданина наступает в 16 лет.

Оглавление

Введение
1. Административно-правовой статус физических лиц.
2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
3. Административно-правовой статус общественных объединений.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Административка.docx

— 43.58 Кб (Скачать)

    Определенные особенности присущи  системе органов исполнительной  власти городов федерального  значения - Москвы и Санкт- Петербурга Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М.: Зерцало 2005. С. 1346 

    Во-первых, это - многозвенность системы административного управления - мэрия, правительство, префектуры в Москве и администрация, правительство, территориальные управления в Санкт-Петербурге.

    Во-вторых, значительная централизация  исполнительной вертикали, выражающаяся  в обширных распорядительных  полномочиях главы исполнительной  власти - мэра и губернатора, начиная  от назначения руководителей  всех подведомственных городской  администрации органов и заканчивая  совмещением должностей главы  администрации и главы правительства.

    В-третьих, отраслевая структура  органов исполнительной власти  учитывает особенности городской  жизни и предполагает объединение  и дифференциацию этих органов,  в том числе по признаку  их функционирования в системе  городского хозяйства.

    В-четвертых, в структуре городской администрации функционируют органы специальной компетенции, находящиеся в совместном ведении трех видов органов исполнительной власти - города федерального значения, области и Российской Федерации; например, главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    В-пятых, государственная исполнительная  власть «опускается» на тот  территориальный уровень, где  в других субъектах Федерации  осуществляется муниципальная власть, что отражается на характере  взаимоотношений органов государственной  власти и местного самоуправления, начиная от порядка их формирования  и заканчивая наделением отдельными  государственно-властными полномочиями. 

        3.Административно-правовой статус  общественных объединений

      Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения - (ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).

      Конституция Российской Федерации,  основываясь на нормах международного  права, гласит: «Каждый имеет право  на объединение, включая право  создавать профессиональные союзы  для защиты своих интересов.  Свобода деятельности общественных  объединений гарантируется. Никто  не может быть принужден к  вступлению в какое-либо объединение  или пребыванию в нем» (ст.30).7

    Практика последнего десятилетия  наглядно показала, что успешное  функционирование общественных  объединений возможно лишь на  основе совершенствования их  административно-правового положения.  Правовые связи общественных  объединений весьма многочисленны  и разнообразны. Это, прежде всего,  конституционно-правовые и гражданско-правовые  отношения. Значительную группу  представляют правоотношения общественных  объединений в сфере действия  норм административного права.  Нормы административного права  в ряде случаев определяют  цели создания общественных объединений,  порядок создания общественного  объединения, включая их государственную  регистрацию, права, обязанности  и гарантии общественных объединений,  порядок приостановления их деятельности, вопросы их административной  ответственности, процедуру ликвидации  и др.

    Таким образом, нормы административного  права регулируют разнообразные  отношения с участием общественных  объединений, и, чтобы практика  этих отношений складывалась  в соответствии с законом, необходима  определенность, которая достигается  путем совершенствования нормативной  правовой регламентации административно-правового  положения общественных объединений.

    Административно-правовое положение  общественных объединений включает  в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной  реализации и защиты этих прав  и обязанностей, юридическую ответственность,  во многом отличающуюся от  иных видов социальной ответственности.  Административно-правовое положение  общественных объединений - это  составная часть их общего  правового положения. Поэтому  за ним закрепляются те же  полномочия, которые присущи общественным  объединением в целом. Помимо  этого, административно-правовой  статус общественных объединений  характеризуется видовым своеобразием, присущими только ему юридическими  правами, обязанностями, гарантиями  и формами юридической ответственности.

    Говоря об административно-правовом  институте прав, обязанностей и  гарантий общественных объединений,  можно выделить в нем разнообразные  юридические феномены: 

1. Субъективные  конституционные права и обязанности,  гражданско-правовые, административно-правовые  и иные права и обязанности  общественного объединения, вытекающие  из закона. 

2. Субъективные  права, обязанности, возникающие  на основе определенных юридических  фактов и реализуемые в рамках  конкретизированных административно-правовых  отношений. Общественные организации,  право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. М., 2001. С. 54.8  

    Административно-правовой статус  общественного объединения, с  одной стороны, составляет базу  становления и реализации иных  прав и обязанностей, конкретизируясь  и развиваясь в них, а с  другой - непосредственно входит  в любой из правовых статусов  в качестве его важнейший части.

    Следовательно, административно-правовой  статус общественного объединения  в Российской Федерации в самом  общем виде можно определить  как систему предоставленных  общественному объединению прав  и возложенных на него обязанностей, как ответственность общественного  объединения в сфере государственного  управления.

    Многие ученые-юристы рассматривают  административно-правовой (и правовой  статус в целом) как сложное  явление, объединяющее не только  права, обязанности, ответственность но и другие элементы - принципы, правоспособность, гарантии и т.д. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2004. С. 1239; Козлова Е. Вступая в ряды… 10// Человек и закон. 2005. № 9-10. С. 85. 11Отметим одну общую закономерность, которая прослеживается почти у всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Она заключается в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют права и обязанности, гарантии и юридическая ответственность. Рассматриваемые элементы являются настолько бесспорными составляющими правового статуса общественного объединения, что признаются в качестве таковых большинством ученых-юристов.

    Административная правосубъектность общественного объединения возникает с момента принятия объединением решения о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях» Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2006. С. 13912; Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. М., 200213; Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №4. С. 98. .14

    Правоспособность общественного  объединения как юридического  лица возникает с момента государственной  регистрации данного общественного  объединения и является, как известно, важным юридическим свойством  любого коллективного субъекта  административного права. В юридической  литературе считается, что правоспособность  олицетворяет признаваемую государством  общую, абстрактную юридическую  способность (возможность) субъекта  быть участником отношений, регулируемых  правом, т.е. способность быть  носителем прав и обязанностей. При этом следует отметить, что  объем указанных прав и обязанностей  в зависимости от обстоятельств  может варьироваться. Однако это  не влияет на саму правоспособность, ибо «увеличение или уменьшение  круга прав предполагает наличие  такого свойства субъекта, как  правоспособность»  Солдатов  С.А. Общественные организации  в Российской Федерации. М., 2004. С. 172..15

    Следовательно, административная  правоспособность общественного  объединения есть способность  быть субъектом прав и обязанностей  в сфере государственного управления. Административная правоспособность  общественного объединения, как  было выше замечено, имеет свои  особенности, касающиеся ее возникновения  и прекращения. Гражданское право России / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1. Санкт-Петербург, 1997. С. 89. .16

    Объем и содержание административной  правоспособности общественного  объединения устанавливаются и  изменяются компетентными органами  государственной власти в нормах  административного права, и ее  осуществление ограничивается рамками  государственного управления

    Административная правоспособность  общественного объединения служит  основой их административной  дееспособности, являющейся необходимым  условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав  и обязанностей общественного  объединения в конкретных административно-правовых  отношениях Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001. С. 65..17

    Административная дееспособность  общественного объединения - это  признанная за ними способность  своими действиями: 

а) приобретать  права и обязанности административно-правового  характера; 

б) осуществлять их. Такая дееспособность включает и способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. 

    Перейдем к характеристике прав  и обязанностей общественного  объединения в сфере государственного  управления.

    Правовые возможности общественного  объединения в сфере исполнительной  власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным  законодательством в соответствии  с конституционными основами, права  и обязанности этого субъекта  закрепляют их отношения и  связи с органами исполнительной  власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную  деятельность.

    Они могут складываться в связи  с: 

реализацией принадлежащих общественному объединению  по закону прав; 

выполнением возложенных на общественное объединение  обязанностей в сфере государственного управления; 

нарушением  органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного  объединения; 

нарушением  общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления  Кокотов А.Н. О статусе общественных организаций // Правоведение. 2003. №3. С. 19-25. 18 

    Представляется, что классификация  субъективных прав и обязанностей  общественных объединений в сфере  государственного управления может  быть следующей Агапов А.Б.  Федеральное административное право  России. М., 1997. С. 87.:19 

а) общие  права и обязанности общественного  объединения в сфере государственного управления; 

б) специальные  права и обязанности общественного  объединения в сфере государственного управления, в частности в сфере  охраны общественного порядка и  обеспечения общественной безопасности. 

    К группе общих прав и обязанностей  общественного объединения в  сфере государственного управления  в соответствии с действующим  законодательством относится то, что общественное объединение  имеет право: 

Информация о работе Понятия и системы субъектов административного права