Понятия и системы субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - это то, что они обладают особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью. Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. Административная правоспособность гражданина - способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная дееспособность гражданина - способность гражданина РФ своими личными действиями реализовать свои права и осуществлять обязанности в сфере исполнительной власти. В полном объеме административная дееспособность гражданина наступает в 16 лет.

Оглавление

Введение
1. Административно-правовой статус физических лиц.
2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
3. Административно-правовой статус общественных объединений.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Административка.docx

— 43.58 Кб (Скачать)

                                                  Содержание:

      Введение

1. Административно-правовой  статус физических лиц.

2. Административно-правовой  статус органов исполнительной  власти.

3. Административно-правовой  статус общественных объединений.

     Заключение.

     Список литературы.

  

          Введение.

    Под субъектом административного  права понимается физическое  лицо или организация, которые  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации  могут быть участниками (сторонами)  регулируемых административным  правом управленческих общественных  отношений. Круг таких субъектов  многообразен. Главное, что объединяет  их - это то, что они обладают  особым юридическим качеством,  а именно административной правоспособностью.  Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными. Административная правоспособность гражданина - способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная дееспособность гражданина - способность гражданина РФ своими личными действиями реализовать свои права и осуществлять обязанности в сфере исполнительной власти. В полном объеме административная дееспособность гражданина наступает в 16 лет.  

1. Административно-правовой  статус физических лиц 

    Когда мы говорим о «физическом  лице», мы имеем в виду человека  как биологическое существо.

    В юридическом смысле слова  под физическими лицами понимаются  граждане, иностранные граждане  и лица без гражданства. Эти  категории лиц характеризуются  существенными особенностями их  правового положения.

    Гражданин Российской Федерации  характеризуется его правовой  связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим  зарубежным государством, а лица  без гражданства не имеют такой  связи ни с одним из государств.

      Особую категорию субъектов административного  права образуют физические лица, общегражданский статус которых  одновременно сочетается с выполнением  государственно-властных полномочий, - должностные лица.

      Совокупность прав, свобод гражданина  и их гарантий, а также его  обязанностей составляет содержание  его правового статуса. В его  основе лежат нормы Конституции  Российской Федерации, Закон РФ  от 31 мая 2002 г. «О гражданстве  РФ», другие законодательные акты  Российской Федерации и ее субъектов.1

      Административно-правовой статус  граждан - это часть их общего  статуса.

      Административно-правовое положение  граждан определяется, прежде всего,  объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

      Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая  за ним законом фактическая  возможность быть субъектом административного  права, иметь права и обязанности  административно-правового характера.  Возникает она с момента рождения  гражданина.

      Все граждане России обладают  равным объемом административной  правоспособности. Объем административной  правоспособности граждан может  быть изменен только государством  путем издания соответствующих  правовых актов.

      Административная правоспособность  граждан может определяться применительно  к возрасту, уровню образования,  состоянию здоровья граждан, и  т.п.

     Для отдельных граждан правоспособность  может быть временно ограничена  в случаях и в порядке, определенных  законодательством, например, в связи  с совершением уголовного или  административного правонарушения, за которые закон предусматривает  санкции в виде лишения свободы,  лишения специальных прав, а также  иных ограничений.

     Административная правоспособность  граждан характеризуется неразрывной  связью прав и обязанностей, выражающей  сочетание интересов каждого  гражданина с интересами других  граждан, обществом в целом.

     Административная правоспособность  граждан служит основой их  административной дееспособности, являющейся необходимым условием  реализации этой правоспособности. Моментом прекращения правоспособности  гражданина является его смерть.

     Административная дееспособность - это способность гражданина своими  действиями приобретать, а также  осуществлять права и обязанности,  предусмотренные нормами административного  права, и нести ответственность  в соответствии с административно-правовыми  нормами. Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста.

    В полном объеме она возникает  по достижении гражданином 18-летнего  возраста. Однако необходимо помнить  и о том, что в различных  сферах ограниченная дееспособность  может возникать до достижения 18-летнего возраста.

    Так, например, административная  ответственность граждан наступает  с 16-летнего возраста, до этого  момента за административные  проступки несовершеннолетних граждан  несут ответственность родители  или лица, их заменяющие. А, например, определенные меры дисциплинарного  взыскания могут применяться  к учащимся образовательных учреждении, вплоть до отчисления из школы, в данном случае мы говорим о частичной дееспособности, которая наступает с 7 лет.

    При этом необходимо учитывать,  что не все граждане Российской  Федерации обладают одинаковой  административной дееспособностью.  Например, не обладают административной  дееспособностью лица, страдающие  некоторыми психическими заболеваниями,  а также граждане, которых в  соответствии с законом и на  основании судебного решения  либо решения иного компетентного  органа лишили определенных прав.

    На основе административной правоспособности  дееспособные граждане осуществляют  свои права и обязанности, вступая  в конкретные административно-правовые  отношения.

    Самой важной сферой реализации  административной правоспособности  граждан была и остается система  исполнительной власти, которая  связана с возможностью граждан  вступать в административные  правоотношения. При этом другой  стороной в таких правоотношениях  является орган исполнительной  власти, должностное лицо организации  или ее представитель, которые  обладают полномочиями административно-правового  характера. Административно-правовые  отношения между гражданами и  органами исполнительной власти  возникают: 

    в связи с использованием гражданами  их прав в сфере исполнительной  власти;

    в связи с выполнением возложенных  на граждан обязанностей (обязанность  по защите Отечества; уплаты  законно установленных налогов  и сборов; охраны природы и  окружающей среды, и т.д.);

    в связи с нарушениями прав  и законных интересов граждан,  защитой и восстановлением нарушенных  прав;

    в связи с нарушением гражданином  его обязанностей перед государством. 
 

    2.Административно-правовой статус  органов исполнительной власти  субъектов РФ

      В административно-правовом статусе  государственных коллективных субъектов  можно выделить три главных  блока:

    целевой;

    структурно-организационный;

    компетенционный (компетенцию) Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М.: Зерцало 2005. С. 179..2

      Первый элемент административно-правового  статуса государственного коллективного  субъекта - его юридически закрепленные  цели, задачи и функции. В общем  плане его цель можно понимать  как обеспечение определенной  социальной потребности, а в  положениях, уставах и иных правовых  актах цель конкретизируется  в перечне задач, выполняемых  функций.

      Все задачи, которые ставятся  перед структурными единицами  государственного механизма, можно  объединить в три группы:

    1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана;

    2) экономико-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно  использовать природные и другие  ресурсы, обеспечить сохранность  окружающей среды и используемого  государственного имущества;

    3) социальные, нацеливающие на заботу  о коллективе работников и  его членах, их профессиональном  росте, на создание благоприятных  условий для службы, трудовой  деятельности, организацию культурно-бытового  обслуживания, улучшение материального  благосостояния своих рабочих,  служащих и их семей.

      Второй - организационно-структурный  - компонент правового статуса  сам является довольно сложной  системой. В него входит нормативное  регулирование порядка образования,  легализации, реорганизации, ликвидации  субъектов, их подчиненности и  передачи из ведения одних  организаций в подчинение других, установления и изменения их  организационных структур, права  на организационное самоопределение,  процедур деятельности и права  на официальные символы.

      Компетенция является третьей  и основной частью правового  статуса государственных коллективных  субъектов права и состоит  из совокупности властных полномочий  относительно определенных предметов  ведения. Ее первый элемент  включает обязанности и права,  связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции - подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.

      В соответствии со ст. 77 Конституции  система органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации устанавливается ими  «самостоятельно» в соответствии  с основами конституционного  строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». 3Субъекты Федерации обязаны учитывать:

    республиканскую форму правления,

    единство системы государственной  власти,

    осуществление государственной  власти органами государственной  власти,

    разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Федерации  и органами государственной власти  субъектов Федерации,

    разделение государственной власти и самостоятельность ее органов, а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.

Информация о работе Понятия и системы субъектов административного права