Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 13:37, курсовая работа
В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
И
Конституционный Суд РФ, и суды
общей юрисдикции, и арбитражные
суды представляют собой три абсолютно
независимых друг от друга части общей
судебной системы. Все они имеют общие
задачи по охране конституционного строя,
политической и экономической систем,
обеспечению законности и правопорядка,
защите прав и интересов граждан. В ст.
3 Закона «О судебной системе РФ» говорится,
что единство судебной системы достигается
путем установления судебной системы
конституционным законом, соблюдения
всеми судами установленных правил производства,
применения всеми судами Конституции
РФ и других федеральных законов, признания
обязательности исполнения вступивших
в силу судебных решений на всей территории
Российской Федерации, закрепления единства
статуса судей, финансирования органов
судебной власти за счет средств федерального
бюджета. В то же время каждая из этих трех
частей судебной системы имеет свою компетенцию
и не вмешивается в деятельность других.
Система
судов общей юрисдикции состоит
из Верховного Суда РФ, Верховных судов
республик в составе РФ, краевых, областных
судов, судов автономных округов и автономной
области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга,
районных (городских) судов. В систему
судов общей юрисдикции входят военные
суды, действующие в Вооруженных Силах:
военные суды гарнизонов, округов, флотов.
К ней также относятся и мировые судьи,
порядок назначения которых и компетенция
законом пока не определены. Система судов
общей юрисдикции является централизованной
- возглавляется Верховным Судом РФ, который
является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным и административным делам. Организуются
суды, входящие в эту систему, либо в соответствии
с административно-
Система
арбитражных судов включает Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации,
федеральные арбитражные суды округов,
арбитражные суды республик, краев, областей
и других субъектов Российской Федерации.
Возглавляется она Высшим Арбитражным
Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной.
Суды, входящие в эту систему, действуют
как в пределах административно-
Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.
По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
Подобным образом подразделяются военные суды:
Так же подразделяются и арбитражные суды:
По процессуальной компетенции суды подразделяются на:
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).
Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации17.
Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.
Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.
Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:
По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.
Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.
Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.
Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.
Следует
иметь в виду, что, несмотря на термины
«вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная
взаимосвязь судов исключает подчинение
одних судов другим. Закон четко обозначил
границы компетенции судов кассационной
и надзорной инстанций. Суд вышестоящей
инстанции может отменить приговор, но
не вправе дать указания о квалификации
содеянного, о мере наказания, об оценке
доказательств, характере решения.
Конструирование
правовых норм, определяющих организацию
прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной
"Судебная власть", не должно вводить
в заблуждение и давать повод рассматривать
прокуратуру как один из органов судебной
системы. Единственный субъект этой системы
- суд.
Заключение.
В данной работе раскрыты такие вопросы, как : понятие судебной власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных признаков, так же раскрыта система органов, , осуществляющих данную власть в России. Помимо этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время
.
Список литературы.
Информация о работе Понятие судебной власти и содержание её основных признаков