Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 19:11, курсовая работа
В современной социологии как науке под понятием "обществом" подразумевают объединение индивидов, которое имеет следующие свойства:
- данный социум это не часть какой-либо другой более крупной социальной системы;
- увеличение численности социума идет в основном с помощью деторождения;
- социум включает в себя определенную территорию;
- социум подразумевает собой наличие собственного названия и истории;
ВВЕДЕНИЕ……………………………..........................................................................3
Глава 1. Современные подходы к пониманию общества…………………..…….6
Глава 2. Понятие и функции общества…………...……….……………….……….9
Глава 3. Основные признаки общества…………..……………….………..……..16
Глава 4. Общество как социальная система……………...……………..………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………..…………...25
Список литературы………….…………………………………………….………...27
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
по дисциплине «Основы Социологии»
Выполнил
студент группы 22д
очной формы обучения
Юридического факультета
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент
Москва – 2014
|
|
|
|
|
|
|
«Общество» - это основополагающее понятие современной социологии, которая трактует его в широком смысле как отделившуюся от природы часть материального мира, подразумевающую собой исторически совершенствующуюся общность всех возможностей взаимодействия и видов отождествления индивидов, в которых определяется их всеобъемлющее отношение друг к другу, а в узком смысле понятие "общество" подразумевает собой структурированный или сложившийся в течении истории определенный род, вид или подвид общения.
Социoлогическая мысль ученых прошлого по-разнoму объясняла понятие «общество». В древние века понятие "общество" отождествлялось с понятием «государство». Это можно наблюдать, например, в трудах древнегреческого ученого Платона. Исключением являлся только лишь Аристотель, который считал, что от понятия "государство" отличны такие понятия, как семья и селение, так как он относил их к особым типам общения, так же Аристотель считал, что существует иное устройство социальных связей, в котором главную роль играют отношения дружбы как высший вид взаимоотношений.
В средние века вновь на первый план вышла идея объединения понятий "общество" и "государство". Только лишь в Новое время в трудах итальянского философа Н. Макиафелли была высказана идея о том, что государство является одним из состояний общества. В ХVII же веке мыслитель и ученый Т. Гоббс высказывает свою теорию «общественного договора», суть которой состояла в отдаче по договоренности членами социума части своих свобод государству, которое является при этом гарантом соблюдения договоренности; ХVIII век в социологии можно охарактеризовать появлением и столкновением двух противoборствующих подходов к опрeделению общеcтва: один из них объяснял общество как искусственное множество, противоречащее естественным потребностям индивидов, другой трактовал понятие "общество" как прогресс и выражение природных влечений и ощущений человека. В то же время ученые Смит и Юм определили понятие "общество" как трудовой меновой союз индивидов, связанных разделением труда, а мыслитель И. Кант - как человечество, взятое в ходе исторического развития. Начало Х1Х века было запомнилось появлением идеи гражданского общества, которую высказал Г. Гегель, подразумевавший под гражданским социумом сферу личностных интересов, отличных от государственных.
Родоначальник социологии как науки О. Конт подразумевал под понятием "общество" природный феномен, а под эволюцией - естественный процесс прогресса и разделения частей и ролей1.
М. Вебер в свою очередь считал, что общество - это взаимодействия индивидов, которые является результатом социальных, то есть направленных на других индивидов, действий
К. Марс считал, что общество - это исторически совершенствующаееся множество отношений между людьми, которое складывается в процессе их совместной деятельности.
В современной социологии как науке под понятием "обществом" подразумевают объединение индивидов, которое имеет следующие свойства:
- данный социум это не часть какой-либо другой более крупной социальной системы;
- увеличение численности социума идет в основном с помощью деторождения;
- социум включает в себя определенную территорию;
- социум подразумевает собой наличие собственного названия и истории;
- социум, как правило, существует больше среднего периода жизни отдельного человека;
- социум включает в себя
Подводя итог вышеуказанному, можно сказать, что под понятием "общество" подразумеваются индивиды, которые взаимодействуют на определенной местности и имеющие общую культуру. Здесь под культурой подразумевается определенная совокупность символов, законов, установок и принципов, присущих данной социальной общности и циклично передаваемых. Для поддержания структурированности общества некоторые ученые называют такие необходимые его качества, как коммуникация между людьми, входящими в него, воспроизводство и перераспределение товаров и услуг, защита людей, входящих в общество, контроль их поведения2.
Вся истoрия социологической мысли является историей поисков научных способов и методов построения объяснения термина "общество". Это история рассказывает о теоретических подъемах и спадах социологии. Она объединялась с разработкой разных подходов к понятию «общество».
Древнегреческий мыслитель Аристотель понимал под понятием "общество" множество группировок, взаимодействие между которыми регулируется определенными законами и правилами. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что общество - это огромная мастерская, в которой осуществляется господство человека над внешним миром. Для ученого 19 века Прудона понятие "общество" - это совокупность противоречащих друг другу групп, классов, но при этом осуществляющее коллективные усилия по решению проблем справедливости. Родоначальник социологии О. Конт определял понятие "общество" как некоторого рода двойную реальность:
1) как результат прогресса мораль
2) как автоматически действующий «механизм», включающий в себя взаимосвязанные части, элементы, «атомы» и так далее.
Среди современных теорий об обществе можно выделить «атомистическую» теорию. В этой теории общество представляется как множество действующих людей и отношений между ними. Ее автором стал Дж. Девис. Он так же говорил, что все общество, можно представить в виде легкой паутины взаимоотношений индивидов. Каждый данный индивид может быть показан сидящим в центре сотканной им паутины, соединенным напрямую с некоторыми людьми, но косвенно со всем миром.
Одним из выражений этого высказывания была теория Г. Зиммеля. Он полагал, что общество как социальная система представляет собой взаимодействия и взаимоотношения людей. Социальным взаимодействием можно назвать любое поведение человека, группы людей, общества в целом, как в данный промежуток времени, так и на протяжении долгих лет. Это понятие представляет собой характер и многообразие отношений между индивидами и социальными группами как постоянными обладателями и действующими в различных видах деятельности. Последствием таких межличностных взаимоотношений являются социальные связи. Социальными связями можно назвать взаимодействия людей, преследующих некоторые цели в определенных условиях места и времени. Так же, такое представление о понятии"общества" как о совокупности социальных связей и взаимоотношений только в некоторой степени подходит социологическому подходу.
Дальнейшее развитие основополагающие положения этой теории можно проследить в «сетевой» теории социума. Много внимания эта теория уделяет действующим индивидам, принимающим социально значимые решения несогласованно друг с другом. Эта теория и ее разновидности принимают в центр внимания личностные свойства действующих индивидов при объяснении сущности общества.
В теории «социальных групп» под понятием "общество" понимается совокупность разных пересекающихся совокупностей индивидуумов, которые являются частью одной господствующей группы. В этом ключе можно говорить о именно о народном обществе, которое включает в себя всевозможные группы и множества, имеющие место быть в пределах одного народа или общины. Если в «атомистической» или «сетевой» теориях основой частью в определении общества как системы является вид взаимоотношений, то в «групповых» теориях - это прежде всего группы индивидов. Рассматривая общество как наиболее общее множество людей, основоположники этой теории объединяют понятие «общество» с понятием «человечество»3.
В современной социологии существуют два основных подхода к изучению общества как системы, которые находятся в состоянии конкуренции: функционалистский и конфликтологический. Теоретические границы современного функционализма включают в себя пять основополагающих теоретических ступеней:
1) социум - это система частей, объединенных в единое целое;
2) социальные системы сохраняют устойчивость, так как в них имеют место быть такие внутренние механизмы надзора, как правоохранительные органы и суд;
3) отклонения в развитии существуют, но как правило они преодолеваются сами себе;
4) изменения как правило имеют пошаговый, но не революционный характер;
5) социальное объединение или ощущение, что общество является чем-то крепким и надежным, образуется на основе согласия большинства граждан, входящих в данное общество, следовать единой системе приоритетов.
Конфликтологический подход был сформулирован на основе трудов К. Марса, который полагал, что классовое недопонимание находится в самой основе социума. Таким образом, общество является ареной постоянной борьбы между враждебными классами, благодаря которой оно развивается.
При самом обширном рассмотрении понятия "общество" можно сказать, что общество есть объединение индивидов. Это значит, во-первых, что аналогично тому, как человек с его познанием мира и соответствующим этому поведением отличен от животного и его поведения, так и понятие "стадо животных" не может с теоретической, в том числе и с точки зрения социологии как науки, объединяться с понятием" общество", несмотря на некоторые внешние схожие признаки. Общество - это человеческая совокупность, которую образуют индивиды, в которой и живут. Биологические отношения животных - это их отношения к природе, а особенностью человеческого общества являются взаимодействия и отношения людей друг с другом.
Люди не могут нормально жить вне общества. Ещё Шефтсбери говорил о том, что человек по природе - существо социальное и общество естественно для него. Как отмечал П.А. Сорокин, " для того, чтобы общество имело место быть, нужно, по крайней мере, двое людей и такая ситуация, чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимоотношений. Такой пример будет самым простым видом общества или социального явления ".
Общество не является любой механической общностью людей, а такое их объединение, в рамках которого происходят более или менее постоянные, устойчивые и достаточно тесные взаимоотношения и взаимодействия этих людей4.
В социологии понятие “общество” имеет неоднозначное определение. В широком смысле социум рассматривается как исторический итог естественно складывающихся взаимодействий людей, а в узком смысле - как социальное устроение нации, народности, населения страны. П. Сорокин говорил, что общество - это объединение людей, находящихся в ходе взаимодействия. Общество - это множество людей, объединенных с помощью взаимодействия.
Общество - это самая крупная совокупность людей, к которой принадлежит человек. Под “обществом” подразумевается самовосполняющаяся устойчивая социальная система, которая состоит из индивидов различного возраста и пола и создает экономические, политические и культурные объединения. Основываясь на этом можно назвать американское общество, европейское общество и так далее.