Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:11, реферат
Термин "административная реформа" имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя. Так, административные реформы Петра I привели не только к замене системы органов государственного управления, но и к формированию на базе сословно-монархического государства императорской России. В целом можно считать, что в Российской Федерации такого масштаба реформа была осуществлена в 90-е годы прошлого века и в ближайшем будущем речь может идти только о небольших, непринципиальных изменениях.
В узком смысле слова административная реформа - это реорганизация деятельности чиновничества, государственных органов для повышения эффективности их работы. Такая реформа нам еще только предстоит.
Понятие, особенности, исторический и зарубежный опыт административных реформ
Реформы государственного аппарата в западных странах
Направления и этапы административной реформы
Заключение
Список используемых источников и литературы
Сегодня мы имеем парадоксальную
ситуацию: общество крайне нуждается
в эффективной системе
Объективная необходимость такого органа определяется по крайней мере двумя особыми обстоятельствами. Во-первых, на Западе давно уже поняли, что собственно изменять систему государственного управления сравнительно просто: она жестко централизована, иерархична, регламентирована. Главная сложность здесь - определить, какими методами, в какой последовательности и в каком направлении эти изменения осуществлять, Нужны профессионалы, способные разработать концепцию, стратегию и тактику преобразований. Во-вторых, государственные органы, которые, в отличие от коммерческих организаций, не имеют прямых, объективных и жестких критериев эффективности своей деятельности, не способны самостоятельно не только разработать стратегию радикальных реформ, но и осуществить ее.
Думается, что в России
уже в ближайшее время
• анализ системы государственного управления и государственной службы, оценка их эффективности с точки зрения соответствия долгосрочным интересам государства и общества;
• разработка и координация программ и проектов по упорядочению, удешевлению, оптимизации управленческой деятельности государства;
• подбор, оценка, передвижение и увольнение персонала государственных органов, в первую очередь государственных служащих;
• разработка и реализация антикоррупционных программ, программ, направленных на повышение имиджа государственных органов в глазах населения и т.д.
Специфика этой службы, в
частности, заключается в сочетании
научно-аналитических и
4. Развитие кадрового потенциала государственного управления.
4.1 Ввести переходной период (3-5 лет), в течение которого все государственные служащие (кроме младших государственных должностей) могли бы получить соответствующее образование.
4.2 Смелее использовать
позитивный опыт работы с
4.3 Аттестацию госслужащих
проводить чаще (раз в 1-2 года)
и нацелить ее не только
на оценку соответствия
4.4 Контингент студентов
и слушателей по специальности
государственное и
4.5 Очень важно не только расширить число специализаций по государственному и муниципальному управлению, но и обеспечить их более глубокий характер. Подготовка государственного служащего для работы в министерстве финансов должна серьезно отличаться от подготовки инспектора управления народного образования в городской администрации.
4.5 Сформировать (или восстановить) систему повышения квалификаций государственных служащих на местах.
5. Морально-этическое направление сегодня является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным. Необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, включающей:
5.1. Борьбу с коррупцией
и злоупотреблениями (от
5.2. Формирование нового
имиджа госслужащего (честность,
демократичность,
5.3. Наполнение реальным содержанием прав и гарантий государственных служащих.
5.4. Разработка и принятие
этического кодекса
6. Информационно-аналитическое направление предполагает:
6.1 Разработка и подготовка
комплексных долгосрочных
6.2 Ведение и публикацию
развернутого статистического
6.3 Организацию широкой
научной деятельности в данной
сфере - от социологического
6.4 Создание Реестра
6.5 Широкое использование
международного и
7. "Менеджерское" направление, включающее в первую очередь внедрение новых управленческих технологий (принятие решений, мотивация и контроль персонала, управление конфликтами, деловое общение, стратегическое планирование и т.д.), новых критериев эффективности государственного управления.
Первый опыт административной
реформы в современной России.
Роскадры должны были решать следующие задачи: S подготовка концепций формирования системы органов государственного управления и структур отдельных государственных органов;
S выработка критериев и методик создания новых органов государственного управления и определения необходимой штатной численности аппарата;
S создание системы подбора кадров для органов государственного управления, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Однако фактически функции этого государственного органа свелись к вопросам выработки кадровой политики на государственной службе. Кроме того, в 1994 г. данный орган был упразднен, а его функции переданы различным структурным подразделениям Администрации Президента РФ. Так завершилась первая реальная попытка приступить к проведению административной реформы.
В 1997 г. была образована Комиссия по государственному строительству, под эгидой которой была разработана Концепция административной реформы. Только с сентября 1996 г. по май 1997 г. было подготовлено 12 вариантов Концепции административной реформы. В Концепции в качестве основных обозначались следующие проблемы: S гражданин и власть; S исполнительная власть: новые функции; S проблемы государственной службы; S коррупция в системе управления.
Целью реформы государственной службы объявлялось создание не "государевой", а публичной государственной службы, которая "отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и соответствия потребностям формирующегося 1ражданского общества". Однако поставленная в президентском Послании 1998 года задача реформирования исполнительной власти и государственной службы в целом так и осталась невыполненной.
По существу в России административная реформа началась с избрания В.В. Путина Президентом РФ. Уже на рубеже 1999-2000 годов разработка Концепции реформы государственного управления РФ в Центре стратегических разработок (Центр Г. Грефа) фигурировала в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина. В начале 2000 г.
Центр подготовил Концепцию государственного строительства, вобравшую в себя основные идеи Концепции административной реформы 1998 г.
Но, как и в случае с
Концепцией административной реформы
1998 г., можно с сожалением констатировать,
что Концепция реформы
В дальнейшем административная реформа осуществлялась в следующих сферах:
1. Укрепление вертикали
власти в государстве - создание
федеральных округов,
2. Реформа государственной
службы в России. В 2001 году в
рамках президентской
3. Реформа органов
Анализируя Указ Президента РФ, можно выделить несколько новых положений, касающихся системы федеральных органов исполнительной власти:
1. Систему федеральных
исполнительных органов
2. Новая структура правительства построена по функциональному принципу:
федеральные министерства лишь определяют государственную политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование во вверенной им сфере;
федеральные службы осуществляют
функции по контролю и надзору
в установленной сфере
федеральные агентства оказывают государственные услуги, осуществляют управление государственным имуществом, выполняют правоприменительные функции.
3. Четко определены органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ, и органы исполнительной власти, возглавляемые непосредственно Правительством РФ. Соответственно полномочия и функции исполнительных органов для первой группы определяются указами Президента, а для второй - постановлениями Правительства.
4. Одно из интересных
новшеств заключается в том,
что федеральные службы и
Указ "О системе и
структуре федеральных органов
исполнительной власти", принятый накануне
выборов Президента Российской Федерации
и существенно изменивший структуру
федеральных органов
Действительно, при всей актуальности предложенных изменений, на мой взгляд, закрепленная в указе реорганизация исполнительных органов не лишена некоторых недостатков:
1. Федеральные органы
2. В новой структуре
правительства функции надзора
и контроля отданы федеральным
службам. Вместе с тем к
Информация о работе Понятие, особенности, исторический и зарубежный опыт административных реформ