К
полномочиям органов местного самоуправления
поселений и городских округов
в области сохранения, использования,
популяризации и государственной
охраны объектов культурного наследия
относятся:
1)
сохранение, использование и популяризация
объектов культурного наследия,
находящихся в собственности
поселений или городских округов;
2)
государственная охрана объектов
культурного наследия местного (муниципального)
значения;
3)
определение порядка организации
историко-культурного заповедника
местного (муниципального) значения.
На
основании Федерального закона
от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» сохранение,
использование и популяризация объектов
культурного наследия (памятников истории
и культуры), находящихся в собственности
поселения, охрана объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
местного (муниципального) значения относятся
к вопросам местного значения поселения,
а также городского округа.
Из
вышесказанного можно сделать вывод,
что современное законодательство
в области правовой охраны объектов
культурно-исторического наследия
имеет ряд недостатков, которые
выражаются в отсутствии закрепленной
в законе обязанности для органов
местного самоуправления утвердить
положение о зоне охраны объектов
культурного наследия для поселений,
получивших статус «историческое поселение».
По мнению Д.Г. Владимирова необходимо
разработать и утвердить Реестр исторических
городов Российской Федерации, внести
в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской
Федерации» и Постановление Правительства
РФ от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения
о зонах охраны объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации» императивные нормы
о том, что каждое муниципальное образование,
получившее статус исторического поселения,
должно утвердить собственное положение
о зоне охраны объектов культурного наследия.12
Учитывая фактическую неспособность местных
бюджетов финансировать мероприятия по
охране объектов культурного значения,
необходимо ориентировать налоговое законодательство
на предоставление долгосрочных налоговых
льгот (на 10 - 15 лет) частным инвесторам,
владеющим земельным участком, где расположен
объект культурного значения. Данные методы
экономического регулирования позволят
привлекать средства частных лиц на мероприятия
по восстановлению и охране памятников
и объектов архитектурно-культурного
значения.
Заключение
В
современной России немалое внимание
уделяется сохранению и охране объектов
культурного наследия. Однако само понятие
«объекты культурного наследия» включено
в правовой оборот относительно недавно
и еще малоизучен. Вследствие этого возникает
немало споров относительно данного определения,
как в научной литературе, так и в нормативно-правовых
актах.
Основным
недостатком сформулированных в
литературе научных определений понятия
«памятники истории и культуры» является
то, что памятники рассматриваются исключительно
как особый вид имущества, обладающего
набором специфических признаков, свойств
и подлежащего в силу этого сбережению
в интересах конкретного социума независимо
от воли человека.
Легальное
определение понятия «объекты культурного
наследия», закрепленное в статье 3 Федерального
закона № 73-ФЗ, также подверглось заслуженной
критике со стороны ученых и практиков.
Дефиниция не отражает необходимых сущностных
черт исследуемых объектов, что свидетельствует
о внутренней несогласованности документа,
положения которого сложны для уяснения
и толкования, и нередко приводит на практике
к судебным спорам, принятию органами
государственной власти и органами местного
самоуправления неверных решений.
Из
вышесказанного следует вывод, что
в современных социально-экономических
условиях требуется совершенствование
законодательства о защите объектов архитектурного,
исторического и культурного значения.
Контроль
за соблюдением правил охраны и использования
объектов культурного наследия ведется
на всех уровнях государственной власти.
Так, на федеральном уровне органом исполнительной
власти, выполняющим указанные функции,
является Министерство культуры Российской
Федерации (Минкультуры России). В его
полномочия входит принятие нормативных
правовых актов, определяющих порядок
охраны и сохранения особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской
Федерации, требования к содержанию
и формам отчетности; принятие положения
о едином государственном реестре объектов
культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации
и др.
На
уровне субъектов РФ, в частности,
в Ставропольском крае осуществление
контроля за соблюдением правил охраны
и использования объектов культурного
наследия входит в полномочия министерства
культуры Ставропольского края.
К
полномочиям органов местного самоуправления
в области сохранения и использования
объектов культурного наследия относится
сохранение, использование и популяризация
объектов культурного наследия, находящихся
в собственности поселения, охрана объектов
культурного наследия местного (муниципального)
значения и др.
Проанализировав
перечень полномочий органов государственной
власти в области контроля за соблюдением
правил охраны и использования объектов
культурного наследия на всех уровнях
власти, мы пришли к выводу о том, что правовое
регулирование механизма охраны объектов
культурного значения недостаточно эффективно.
Так, например, в законе не закреплена
обязанность для органов местного самоуправления
утвердить положение о зоне охраны объектов
культурного наследия для поселений, получивших
статус «историческое поселение», отсутствуют
императивные нормы о том, что каждое муниципальное
образование, получившее статус исторического
поселения, должно утвердить собственное
положение о зоне охраны объектов культурного
наследия.
В
области осуществления государственной
охраны и использования объектов культурного
наследия существуют множество других
недостатков, которые приводят к разрушению
и уничтожению ежегодно в РФ по 300 - 400 памятников
архитектуры. Из них особенно острыми
являются: отсутствие экономической выгоды
в виде налоговых льгот для частных инвесторов,
способных вложить собственные финансовые
средства в реконструкцию объектов архитектурно-культурного
наследия; низкий уровень раскрываемости
преступлений по фактам уничтожения памятников; недостаток
средств на возрождение и содержание памятников.
Сохраненные
памятники обеспечивают культурную
преемственность, дают возможность, опираясь
на непреходящие ценности прошлого, их
творческое освоение, лучше понять
современность. В переломные моменты
обостряется не только интерес к
культурно-историческому наследию,
но и переживание за те ошибки, которые
привели к невосполнимым потерям
национальных ценностей. Сегодняшнее отношение
людей к вопросам сохранения национальных
ценностей есть признак обновления общественного
сознания, глубоких изменений, происходящих
во всей социокультурной ситуации. В то
же время следует отметить, что процесс
формирования ценностного отношения к
памятникам истории и культуры нельзя
считать завершенным; предпринимаемые
усилия далеко не в полной мере соответствуют
масштабам существующих в этой сфере разрушительных
тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное
уничтожение памятников, их физическое
разрушение из-за отсутствия элементарного
ухода или вследствие недопустимого использования,
и деградация, и утрата веками складывавшегося
своеобразия исторических городов, селений
в результате современной градостроительной
и хозяйственной деятельности - знаки
явного неблагополучия в этой области,
ставшего общенациональной болью, до сих
пор не отошли в прошлое».
Используемая
литература
- Конституция
РФ - СПС "Консультант плюс", 2012 г.
- Закон РФ
от 9 октября 1992 г. № 3612-I " «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре»
- Закон РСФСР
от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников
истории и культуры»
- ФЗ от 18 декабря
1997 года №152-ФЗ «О наименованиях географических
объектов»
- ФЗ от 25.06.2002
№73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации»
- Постановление
Правительства от 24.10.2011 №859 «О Министерстве
культуры Российской Федерации»
- Постановление
Губернатора Ставропольского края от
14 июля 2008 г. №553 «Об утверждении положения
о Министерстве культуры Ставропольского
края»
- ФЗ от 06.10.2003
№131- ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации»
- Постановление
Правительства РФ от 26.04.2008 №315 «Об утверждении
Положения о зонах охраны объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации»
- Богуславский
М.М. Культурные ценности в международном
обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ,
2005
- Потапова
Н.А. Международно-правовые проблемы охраны
культурных ценностей и законодательство
Российской Федерации: Автореф. дис. ...
канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2001
- Пронина,
Е. Н Технико-юридическое исследование
законодательной дефиниции "объекты
культурного наследия" /Е.Н. Пронина.
//Право и государство. -2009. - № 6
- Рыбак К.Е.
Конвенция об охране подводного культурного
наследия и защита культурных ценностей
// Культура: управление, экономика, право.
– 2006.
- Копсергенова
А.А. Культурное наследие: философские
аспекты анализа: Дис. ... канд. философ.
наук: 09.00.13. Ставрополь, 2008
- Сергеев
А.П. Гражданско-правовая охрана культурных
ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленингр.
ун-та, 1990
- Мазенкова
А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся
система: Автореф. дис. ... канд. философ.
наук: 24.00.01. Тюмень, 2009
- Шестова
С.М. Историко-культурологический анализ
нормативного регулирования охраны и
использования памятников истории и культуры
в России: Автореф. дис. ... канд. культурологич.
наук: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2009
- Александрова
М.А. Гражданско-правовой режим культурных
ценностей в Российской Федерации: Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Санкт-Петербург,
2007
- Диканов
К.А. Борьба с преступными посягательствами
на культурные ценности: уголовно-правовые
и криминологические аспекты: Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008
- Александрова
М.А. Указ. соч. С. 10 - 11.
- Панфилов
А.Н. «Культурные ценности и объекты культурного
наследия: проблема унификации понятий»
/"Право и политика", 2011, № 2
- Владимиров
Д.Г. Законодательное обеспечение сохранения
исторического и культурного наследия
при осуществлении строительной деятельности
в крупных городах // Аналитический вестник
Совета Федерации. 2008. N 14(359). Актуальные
проблемы экономики современной России
(часть I)