Понятие и основания административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:42, реферат

Краткое описание

Актуальность темы административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

Оглавление

Введение _________________________________________________________________________3
Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью________________________5
Глава 2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод _______________________8
Глава 3. Личные права и свободы_____________________________________________________11
3.1. Право на жизнь_________________________________________________________________11
3.2. Право на достоинство личности __________________________________________________13
3.3. Право на свободу и личную неприкосновенность ____________________________________14
3.4. Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны _________15
3.5. Право на защиту чести и доброго имени ___________________________________________17
3.6. Право на неприкосновенность жилища ____________________________________________17
3.7. Право на национальную принадлежность___________________________________________18
3.8. Право на свободу передвижения и выбора места жительства __________________________18
3.9. Свобода совести ________________________________________________________________19
Заключение________________________________________________________________________21
Список литературы_________________________________________________________________23

Файлы: 1 файл

конституционное правро.docx

— 64.24 Кб (Скачать)

  Следует остановиться и на праве на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свободы. Это право означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т. е. свободна от внешнего воздействия. Законодательство не может вторгаться в эту сферу; оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства. Закон устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения. Демократическое цивилизованное государство только в исключительных случаях, на основе закона и специального судебного решения может нарушить неприкосновенность частной жизни человека, ознакомиться с его корреспонденцией или содержанием телефонных либо иных сообщений. Очевидно, что подобная вынужденная необходимость сбора сведений о частной жизни гражданина может возникнуть только в целях борьбы с преступностью, а также охраны здоровья и безопасности других граждан. В Конституции РФ специально оговорено, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23) не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). В содержание рассматриваемого права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по тем или иным причинам считает нежелательным. Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 160. Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относятся медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного следствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.

3. 5. Право на защиту чести и доброго имени

Большую роль в  уяснении природы рассматриваемого права играет защита чести и доброго имени гражданина.

Конституционное право на защиту чести и доброго имени конкретизируется в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Это возлагает на всех граждан и должностных лиц обязанность поддерживаться от вмешательств» против воли человека в сто частную жизнь, в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения его чести и доброго имени от незаконных посягательств.

Поэтому гражданин вправе требовать по суду наряду с опровержением порочащих сведений возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

3. 6. Право на неприкосновенность жилища

Право на неприкосновенность жилища означает, что ник-то не может  без законного основания войти  в жилище против воли проживающих  в нем лиц.

Таким образом, не нарушимость жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности.

По закону нарушение  неприкосновенности жилища (незаконный обыск, незаконное выселение, вселение и переселение и др.) влечет уголовную или административную ответственность. В РФ указанное право принадлежит всем гражданам, проживающим на любой жилой площади независимо от ее правового режима.

Неприкосновенность  жилища нельзя считать абсолютной и  беспредельной: во всех странах этот принцип сопровождается ограничительными оговорками. Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 179.

В отдельных  случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, Законом об оперативно-розыскной деятельности допускается вторжение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, например в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений, борьбы со стихийными бедствиями и т. п.

3.8. Право на национальную принадлежность и право на пользование родным языком

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность.

Фактически это право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью.

В этом праве объективно обосновывается понимание нации как «со гражданства», поэтому указание своей национальной принадлежности - это не обязанность, а право человека.

Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться  основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему  каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает  право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных  в международно-правовых актах.

В условиях федеративных государств и сложного этнического  состава населения закрепление  права национальных меньшинств и  малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить. Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 204.

С одной стороны, оно позволяет самореализоваться каждой личности как человеку, как гражданину, как представителю определенного народа, с другой - дает возможность народам развивать свой язык, культуру, сохранять традиции, поддерживать национальные обычаи.

3.8. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства

 В пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафиксировано во всех основополагающих международно-правовых актах о правах человека.

Указанное право  является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантируемое право.

Понятие места  жительства раскрывается, например, в  ст. 20 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120. : это место постоянного или  преимущественного проживания гражданина.

Как известно, действовавшая  в советский период система паспортной прописки по существу ограничивала свободу передвижения, ставила каждого гражданина под гласный надзор государственных органов.

В настоящее  время в РФ, как и в большинстве  европейских стран, существует процедура  регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Дееспособные  граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного  характера; свобода передвижения может  стать объектом предусмотренных  законом ограничений, необходимых  для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или  нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий, где введено  чрезвычайное или военное положение.

3. 9. Свобода совести

Одной из фундаментальных  духовных свобод является свобода совести. Свобода совести в этическом плане - это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание - свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. Достижение свободы совести - обязательная предпосылка создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает защиту гражданина от идеологического господства любых учений как материалистического, так и идеалистического толка.

Свобода совести  означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Государство устанавливает систему специальных гарантий, обеспечивающих это и рано.

Свобода совести  признается во всех демократических  конституциях». Гарантии свободы совести  и религии включают:

равноправие граждан  независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве;

отделение религиозных  и атеистических объединений  от государства;

светский характер системы государственного образования;

равенство религий, религиозных объединений перед  законом.

Государство, его  органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Каждый гражданин может свободно высказывать и распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной и любой другой форме. Граждане, пожелав сообща исповедовать определенную религию, объединяются в религиозные общества и на основе разработанных уставов осуществляют свою деятельность, не спрашивая па это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами право на свободу совести связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, наказывается по закону. В уголовно-правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Права человека./Под ред. Е. А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 221.

Гражданским правам в посттоталитарном обществе должен быть возвращен их подлинный первоначальный смысл, состоящий в ограждении индивидуальных интересов личности, обособлении их от государственного вмешательства и подавления. Поскольку личные права и свободы выступают в качестве эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства извне в его частную жизнь и внутренний мир, в их развитии и укреплении объективно заинтересовано все общество.

В Федеральном  законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе  совести и о религиозных объединениях»  Федеральный закон «О свободе  совести и о религиозных объединениях»  от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 29.09.1997, № 39, ст. 4465, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711. предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Закон дополнительно  включил право менять религиозные  и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.

 

Заключение

В действующей  Конституции личные права и свободы (ст. 20- 29) не только открывают главу  о правах и свободах человека и  гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

эти права и  свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны, напрямую с при подложностью к гражданству  государства, не вытекают из него;

эти права и  свободы неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения;

это такие права  и свободы, которые необходимы для  охраны жизни, свободы, достоинства  человека как личности, и другие естественные права, связанные с  его индивидуальной, частной жизнью.

Практический  опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое  построение прав и свобод, подчеркивание  приоритета одних прав перед другими  малопродуктивны. Трудно согласиться  также с концепциями, обосновывающими  абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических  прав и свобод. Ведь без определенного  минимума социально-экономических  прав наличие многих политических и  личных прав и свобод ставится под  вопрос. Это обстоятельство учитывают  одобренные абсолютным большинством стран  мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие  социально-экономические права наравне  с другими правами и свободами  человека

Информация о работе Понятие и основания административного права