Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования раскрыть правовую природу Главы государства в нормотворческой деятельности Республики Беларусь.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «Глава государства»;
рассмотреть Президента Республики Беларусь как субъекта нормотворческой деятельности;
рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Президент Республики Беларусь…………………………………………………………….....…...........4
ГЛАВА 2 Президент Республики Беларусь как субъект нормотворческой деятельности……………………………………………………….…….……...8
ГЛАВА 3 Полномочия Президент Республики Беларусь в нормотворческой деятельности……………………………………………………...…………….17
Заключение…………………………………………………………….…….....20
Список используемых источников……………………………………………25

Файлы: 1 файл

Викли курсовая.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

• возможностью издания главой государства правовых актов по реализации своих конституционных полномочий. Как акты, обеспечивающие прямое действие Конституции, они не могут рассматриваться в качестве подзаконных;

• наличием у главы государства регламентарной власти. Акты главы государства, обеспечивающие правовое регулирование при отсутствии соответствующего закона, фактически имеют силу последнего;

• ограничением в ряде стран  сферы законодательного регулирования. Правовые акты главы государства, изданные по вопросам, находящимся вне указанной  сферы, имеют приоритет перед  законами[14] .

Нормотворчество Президента Республики Беларусь в 1994-1996 годы было весьма активным, хотя на нем негативно  отражалась правовая ситуация в стране, обусловленная недостатками Конституции 1994 года. Следовательно можно сделать следующие выводы:

• перекос властных полномочий в пользу Верховного Совета позволил ему законодательно ограничивать возможности Главы государства по принятию им самостоятельных решений;

• подзаконный характер актов Президента препятствовал  реализации его полномочий даже в  случаях явной не конституционности  законов. Постоянно возникающие  коллизии законов и указов Президента создали сложную обстановку в  правоприменительной сфере;

• изменение иерархии нормативных правовых актов вызывалось острой необходимостью и было обусловлено потребностями государственного развития.

Конституционная реформа 1996 года позволила эффективно разрешить  политический кризис и оптимизировать систему высших органов государственной  власти. Новая редакция Конституции  существенно расширила сферу  нормотворчества Президента Республики Беларусь, заложила основу для ее дальнейшего  совершенствования.

Официально  признанная концепция  приоритета юридической силы правовых актов, изданных на основании конституционных  полномочий соответствующего органа, представляется наиболее прогрессивной  правовой доктриной, посвященной иерархии актов в системе законодательства. Данная концепция явилась теоретической  основой положений Конституции, опираясь на которые можно сделать  следующие выводы о юридической  силе актов Президента: временные  декреты имеют надзаконный характер; указы, издаваемые во исполнение Конституции, находятся на одном 'уровне с законами; декреты и указы, полномочия на издание которых предоставлены законом, носят подзаконный характер.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, смысл правотворчества  состоит в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической  регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и  целям народа и законодателя, способствовал  прогрессу общества. При этом требуется  учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и  субъективных условий для принятия и дальнейшего применения нормативного правового акта.

Возрастание роли права и  правового регулирования потребовало  качественного улучшения законодательной  деятельности.

Правовое государство  не может не придавать особого  значения и систематизации права, его  упорядоченности, согласованности  и непротиворечивости всех его частей. Правовая система должна быть чуткой к процессам общественной жизни.

Правовое государство  предполагает также и стабильность законодательства. Без этого право  теряет свой авторитет. Частая смена  правовых форм - свидетельство того, что не найдены рациональные законодательные  решения. Не способствует авторитету права  множественность правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос. Правильным является утверждение, что законы, которые  часто меняются, перестают работать. Частая смена законов говорит  о том, что правовая сторона решаемой проблемы недостаточно проработана. Можно  сделать и другой вывод законодатель не придал должного значения закону, как  социальному регулятору общественных отношений.

Сейчас становится ясно, что без использования качественной теории, без точной научной экспертизы не должен приниматься и реализовываться  ни один нормативный правовой акт.

История и практика наших  дней показали, что юридическая наука  в целом и правотворчество  в частности должны, основываясь  на общепризнанных человеческих ценностях  и идеалах гуманизма, выработать новую концепцию совершенствования  системы права. Эта концепция  в свою очередь должна найти свою основу в принципах правового  государства.

В связи с вышесказанным, одними из приоритетных, первоочередных проблем в исследовании и совершенствовании  правотворчества Республики Беларусь должны быть проблемы законодательного закрепления принципов правового  государства.

Участие главы государства  в нормотворчестве является важнейшей  составляющей деятельности данного  правового института. При этом основной формой реализации его нормотворческих полномочий является издание правовых актов, которое получило широкое распространение в государствах мирового сообщества. Его теоретической основой явилось творческое развитие концепции разделения властей применительно к современным условиям. Этому способствовали:

• усложнение функций государства, вызвавшее насущную потребность в регулировании общественных отношений органами исполнительной власти. В связи с этим наделение нормотворческими полномочиями Главы государства как института, ассоциирующегося прежде всего с исполнительной ветвью власти, является вполне закономерным и исторически обусловленным;

• тенденция к некоторому дистанцированию главы государства от функций осуществления исполнительной власти, формирование в условиях полу президентской республики особой ветви власти - президентской. Персонификация в лице данного правового института страны в целом, государственной власти как таковой, его особый конституционно-правовой статус обуславливают высокий потенциал главы государства как субъекта нормотворчества. Глава государства как гарант Конституции обязан обеспечивать устойчивый правовой режим в стране, в том числе посредством восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений;

• широкое распространение идеи арбитражной функции главы государства, осуществляющего посредничество между ветвями власти, обеспечивающего их преемственность и взаимодействие. При этом посредничество главы государства носит не только политический, но и юридический характер;

• реализация концепции сильной президентской власти в конституционном законодательстве ряда стран. Проведение широкомасштабных политических и социально-экономических преобразований в условиях переходного периода обуславливает активную роль главы государства в управлении страной, что в свою очередь требует наделения его соответствующим правовым инструментарием.

Нормотворческая деятельность Президента Республики Беларусь весьма плодотворна и чрезвычайно разнообразна. Можно говорить о вполне сформировавшейся практике издания Главой государства  правовых актов, анализ которой позволяет  отметить следующие позитивные тенденции  ее развития:

• использование разнообразных форм правовых актов в зависимости от уровня необходимого правового регулирования;

• соблюдение Конституции при издании Президентом правовых актов. Это подтверждается тем, что ни один из декретов Президента не был отменен палатами Национального собрания. После конституционной реформы 1996 года ни один из актов Президента не был предметом рассмотрения Конституционного Суда;

• динамичность и своевременность издания правовых актов. Несмотря на достаточно активное использование права законодательной инициативы, Президент в случае необходимости осуществляет неотложное регулирование тех или иных общественных отношений;

• высокая ответственность Главы государства за принятие решений. По всем наиболее важным вопросам, имеющим особую общественную значимость, соответствующие решения принимаются непосредственно Президентом, хотя отдельные из них могли бы быть разрешены и иными органами (в частности, Парламентом и Советом Министров);

• соблюдение, как правило, принципа разумной достаточности вмешательства Главы государства в сферу правового регулирования Парламента и Правительства;

• осторожное отношение Главы государства к делегированному законодательству. То, что Президент ни разу не обращался к Парламенту с предложением о предоставлении ему полномочий на издание декретов, весьма характерно. Следовательно, Президент не считает целесообразным, чтобы та или иная область общественных отношений на достаточно продолжительное время исключалась из сферы законодательного регулирования.

Изложенное не означает, что практика издания Главой государства  правовых актов абсолютно не имеет  недостатков и не нуждается в  совершенствовании. Особую актуальность имеет, в частности, сокращение числа издаваемых временных декретов. В целях устранения имеющейся нестабильности нормативных правовых актов Президента, избежания необходимости их частого изменения и дополнения требуется большее внимание прогнозированию последствий их принятия. Однако в целом нормотворчество Главы государства надо признать достаточно эффективным.

В целях дальнейшего упорядочения и совершенствования нормотворческой  деятельности Президента Республики Беларусь целесообразно принятие актов о  толковании Конституции, внесение в  законы «О Президенте Республики Беларусь»  и «О нормативных правовых актах  Республики Беларусь» изменений  и дополнений, названных в главе 4 диссертационного исследования, а  также рассмотрение Конституционным  Судом вопроса о конституционности  части третьей статьи 28 Закона «О Президенте Республики Беларусь» и  пункта 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров».

Необходимо определить правовую судьбу ряда изданных в 1994-1996 гг. указов Президента Республики Беларусь, признанных неконституционными, однако сохраняющихся  в системе национального законодательства.

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. .Конституция Республики Беларусь 1994 года;
  2. Уголовный Кодекс Республики Беларусь;
  3. Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000.
  4. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. №3602-XII "О Президенте Республики Беларусь"
  5. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник/ Г.А. Василевич – Минск: Интрепрессервис, 2003.
  6. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь : научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2005.
  7. Василевич, Г.А. Комментарий к закону «О нормативно правовых актах Республики Беларусь» / Г. А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2006.
  8. Василевич, Г.А. Нормативно правовые акты государственных органов Республики  Беларусь / Г.А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2001.
  9. Кодавбович, В.А. Правотворческий процесс: курс лекций / Валерий Андреевич Кодавбович, Елена Валерьевна Жигалко. – Минск: Амалфея, 2008.
  10. Кодавбович, Е. В. Некоторые вопросы взаимодействия Президента Республики Беларусь с Национальным собранием: пути их решения // Юридический журнал. – 2007. - № 2.
  11. Пастухов, М.И. Конституционное право Республики Беларусь / Ммхаил Иванович Пастухов – Минск: Право и экономик, 2005.
  12. Петров, А. П. Конституционное право: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право» и «Политология» / А.П. Петров – Минск: Амалфея, 2011.
  13. Реут, В. И. Акты Президента в иерархии правовых актов Республики Беларусь // Юстыцыя Беларусі. – 1999. - № 1.
  14. Сільчанка, М. Дырэктывы Прэзідэнта: прававая прырода, месца і роля у прававой сістэме і сістэме крыніц сучаснага беларускага права // Юстыцыя Беларусі. – 2009. – № 6.
  15. Реут, В.И. Иерархия нормативных правовых актов в Республике Беларусь // Право Беларуси. – 2003. - № 10, № 11.
  16. Реут, В. И. Закон, декрет, указ: проблемы соотношения юридической силы // Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. – 1999. - № 1.
  17. Реут, В. И. Нормотворческая деятельность главы государства: Респ. Беларусь и зарубеж. опыт: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 25.11.2003 / Реут Владимир Иванович; Белорус. гос. ун-т

 


Информация о работе Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности