Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа
Цель данного исследования раскрыть правовую природу Главы государства в нормотворческой деятельности Республики Беларусь.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «Глава государства»;
рассмотреть Президента Республики Беларусь как субъекта нормотворческой деятельности;
рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Президент Республики Беларусь…………………………………………………………….....…...........4
ГЛАВА 2 Президент Республики Беларусь как субъект нормотворческой деятельности……………………………………………………….…….……...8
ГЛАВА 3 Полномочия Президент Республики Беларусь в нормотворческой деятельности……………………………………………………...…………….17
Заключение…………………………………………………………….…….....20
Список используемых источников……………………………………………25
• возможностью издания главой государства правовых актов по реализации своих конституционных полномочий. Как акты, обеспечивающие прямое действие Конституции, они не могут рассматриваться в качестве подзаконных;
• наличием у главы государства регламентарной власти. Акты главы государства, обеспечивающие правовое регулирование при отсутствии соответствующего закона, фактически имеют силу последнего;
• ограничением в ряде стран сферы законодательного регулирования. Правовые акты главы государства, изданные по вопросам, находящимся вне указанной сферы, имеют приоритет перед законами[14] .
Нормотворчество Президента Республики Беларусь в 1994-1996 годы было весьма активным, хотя на нем негативно отражалась правовая ситуация в стране, обусловленная недостатками Конституции 1994 года. Следовательно можно сделать следующие выводы:
• перекос властных полномочий в пользу Верховного Совета позволил ему законодательно ограничивать возможности Главы государства по принятию им самостоятельных решений;
• подзаконный характер актов Президента препятствовал реализации его полномочий даже в случаях явной не конституционности законов. Постоянно возникающие коллизии законов и указов Президента создали сложную обстановку в правоприменительной сфере;
• изменение иерархии нормативных правовых актов вызывалось острой необходимостью и было обусловлено потребностями государственного развития.
Конституционная реформа 1996 года позволила эффективно разрешить политический кризис и оптимизировать систему высших органов государственной власти. Новая редакция Конституции существенно расширила сферу нормотворчества Президента Республики Беларусь, заложила основу для ее дальнейшего совершенствования.
Официально признанная концепция
приоритета юридической силы правовых
актов, изданных на основании конституционных
полномочий соответствующего органа,
представляется наиболее прогрессивной
правовой доктриной, посвященной иерархии
актов в системе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, смысл правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и дальнейшего применения нормативного правового акта.
Возрастание роли права и
правового регулирования
Правовое государство не может не придавать особого значения и систематизации права, его упорядоченности, согласованности и непротиворечивости всех его частей. Правовая система должна быть чуткой к процессам общественной жизни.
Правовое государство предполагает также и стабильность законодательства. Без этого право теряет свой авторитет. Частая смена правовых форм - свидетельство того, что не найдены рациональные законодательные решения. Не способствует авторитету права множественность правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос. Правильным является утверждение, что законы, которые часто меняются, перестают работать. Частая смена законов говорит о том, что правовая сторона решаемой проблемы недостаточно проработана. Можно сделать и другой вывод законодатель не придал должного значения закону, как социальному регулятору общественных отношений.
Сейчас становится ясно,
что без использования
История и практика наших
дней показали, что юридическая наука
в целом и правотворчество
в частности должны, основываясь
на общепризнанных человеческих ценностях
и идеалах гуманизма, выработать
новую концепцию
В связи с вышесказанным,
одними из приоритетных, первоочередных
проблем в исследовании и совершенствовании
правотворчества Республики Беларусь
должны быть проблемы законодательного
закрепления принципов
Участие главы государства в нормотворчестве является важнейшей составляющей деятельности данного правового института. При этом основной формой реализации его нормотворческих полномочий является издание правовых актов, которое получило широкое распространение в государствах мирового сообщества. Его теоретической основой явилось творческое развитие концепции разделения властей применительно к современным условиям. Этому способствовали:
• усложнение функций государства, вызвавшее насущную потребность в регулировании общественных отношений органами исполнительной власти. В связи с этим наделение нормотворческими полномочиями Главы государства как института, ассоциирующегося прежде всего с исполнительной ветвью власти, является вполне закономерным и исторически обусловленным;
• тенденция к некоторому дистанцированию главы государства от функций осуществления исполнительной власти, формирование в условиях полу президентской республики особой ветви власти - президентской. Персонификация в лице данного правового института страны в целом, государственной власти как таковой, его особый конституционно-правовой статус обуславливают высокий потенциал главы государства как субъекта нормотворчества. Глава государства как гарант Конституции обязан обеспечивать устойчивый правовой режим в стране, в том числе посредством восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений;
• широкое распространение идеи арбитражной функции главы государства, осуществляющего посредничество между ветвями власти, обеспечивающего их преемственность и взаимодействие. При этом посредничество главы государства носит не только политический, но и юридический характер;
• реализация концепции сильной президентской власти в конституционном законодательстве ряда стран. Проведение широкомасштабных политических и социально-экономических преобразований в условиях переходного периода обуславливает активную роль главы государства в управлении страной, что в свою очередь требует наделения его соответствующим правовым инструментарием.
Нормотворческая деятельность
Президента Республики Беларусь весьма
плодотворна и чрезвычайно
• использование разнообразных форм правовых актов в зависимости от уровня необходимого правового регулирования;
• соблюдение Конституции при издании Президентом правовых актов. Это подтверждается тем, что ни один из декретов Президента не был отменен палатами Национального собрания. После конституционной реформы 1996 года ни один из актов Президента не был предметом рассмотрения Конституционного Суда;
• динамичность и своевременность издания правовых актов. Несмотря на достаточно активное использование права законодательной инициативы, Президент в случае необходимости осуществляет неотложное регулирование тех или иных общественных отношений;
• высокая ответственность Главы государства за принятие решений. По всем наиболее важным вопросам, имеющим особую общественную значимость, соответствующие решения принимаются непосредственно Президентом, хотя отдельные из них могли бы быть разрешены и иными органами (в частности, Парламентом и Советом Министров);
• соблюдение, как правило, принципа разумной достаточности вмешательства Главы государства в сферу правового регулирования Парламента и Правительства;
• осторожное отношение Главы государства к делегированному законодательству. То, что Президент ни разу не обращался к Парламенту с предложением о предоставлении ему полномочий на издание декретов, весьма характерно. Следовательно, Президент не считает целесообразным, чтобы та или иная область общественных отношений на достаточно продолжительное время исключалась из сферы законодательного регулирования.
Изложенное не означает, что практика издания Главой государства правовых актов абсолютно не имеет недостатков и не нуждается в совершенствовании. Особую актуальность имеет, в частности, сокращение числа издаваемых временных декретов. В целях устранения имеющейся нестабильности нормативных правовых актов Президента, избежания необходимости их частого изменения и дополнения требуется большее внимание прогнозированию последствий их принятия. Однако в целом нормотворчество Главы государства надо признать достаточно эффективным.
В целях дальнейшего упорядочения
и совершенствования
Необходимо определить правовую судьбу ряда изданных в 1994-1996 гг. указов Президента Республики Беларусь, признанных неконституционными, однако сохраняющихся в системе национального законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности