Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа
Цель данного исследования раскрыть правовую природу Главы государства в нормотворческой деятельности Республики Беларусь.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «Глава государства»;
рассмотреть Президента Республики Беларусь как субъекта нормотворческой деятельности;
рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности.
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Президент Республики Беларусь…………………………………………………………….....…...........4
ГЛАВА 2 Президент Республики Беларусь как субъект нормотворческой деятельности……………………………………………………….…….……...8
ГЛАВА 3 Полномочия Президент Республики Беларусь в нормотворческой деятельности……………………………………………………...…………….17
Заключение…………………………………………………………….…….....20
Список используемых источников……………………………………………25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Президент Республики Беларусь…………………………………………………………
ГЛАВА 2 Президент Республики
Беларусь как субъект нормотворческой
деятельности………………………………………………
ГЛАВА 3 Полномочия Президент
Республики Беларусь в нормотворческой
деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………25
В соответствии со ст. 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатом Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Правотворчество Президента Республики Беларусь является новым явлением в нормотворческом процессе в Беларуси. Оно появилось впервые в связи с закреплением в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. поста Президента Республики Беларусь как Главы государства и главы исполнительной власти. Конституционные нормы устанавливают положение Президента не только как Главы государства, но и его место в правотворческом процессе.
Президент как реальный Глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере.
Объектом исследования в данной курсовой работе является полномочия Главы государства в нормотворческой деятельности.
Предметом исследования является основа осуществления главой государства нормотворческой деятельности.
Цель данного исследования раскрыть правовую природу Главы государства в нормотворческой деятельности Республики Беларусь.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
При написании курсовой работы мной были использованы:
ГЛАВА 1 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Термин Президент происходит от латинского слова Praesidens, что означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. В настоящее время термин «президент» означает глава исполнительной власти или глава государства.
В Республике Беларусь институт президентства был введен с принятием Конституции 15 марта 1994 г. и 10 июля 1994 г. по результатам второго тура голосования был избран первый Президент Республики Беларусь.
Идея введения института президентства в Беларуси восходит к началу 90-х гг. прошлого столетия, когда была предпринята попытка «имплантации» поста Президента в Конституции БССР 1978 г.
Более трех лет шел процесс подготовки и принятия новой Конституции. Необходимость введения должности Президента, его статус были предметом острых движущих как в самом Парламенте, так и среди общественности страны.
Сторонники парламентарной республик, полагая, что в условиях перехода от тоталитарной системы к демократическому правовому государству парламентская система правления является наиболее приемлемой, не создаёт условий для узурпации власти одним человеком, парламент может быстро отреагировать при возникновении политического или экономического кризиса. Высказывалось мнение о том, что Беларусь не является развитым демократическим государством, а для ведения президентской республики необходимо, чтобы установились твердые демократические традиции.
Сторонники ведения поста Президента, напротив считали, что только сильная исполнительная власть во главе с Президентом может обеспечить выход Беларуси из экономического кризиса, а закрепление в Конституции принципа разделения властей не позволит какой-либо власти возвыситься над другой.
Возобладало, однако, точка зрения, которая предусматривала ведения поста Президента Республики Беларусь, но доминирующее место в системе органов государственной власти оставляла за представительным и законодательным органом- Верховным Совет Республики Беларусь.
По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. Президент являлся главой государства и главой исполнительной власти, входил в систему разделения властей, при нём создавался Кабинет Министров, который он формировал. При этом, в соответствии с п. 4 ст. 100 Конституции от 15 марта 1994 г. , Президент начал и освобождал от должности премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности с согласия Верховного Совета. Конституцией Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако ведущее место принадлежало Верховному Совету Республики Беларусь. Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Верховный Совет в силу ст. 104 Конституции от 15 марта 1994г. имел право сместить Президента с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления. Вопрос о смещении Президента мог быт поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета [1, ст. 104].
Учреждение института Президентства в Беларуси стало новым этапом развития белорусской государственности, воспринявшей этот государственно-политический институт демократических стран. Однако концепция президентской власти была слабо разработана. Конституция не предусматривала действенного механизма взаимодействия Президента с другими властными государственными органами; не закрепляло равный баланс полномочий всех ветвей власти; ведущую роль отводило Верховному Совету; только декларировала принцип разделения властей.
Всё это привело к конфликту между исполнительной властью в лице Президента Республики Беларусь и законодательной властью в лице Верховного Совета Республики Беларусь, к политическому противостоянию между ними.
Разрешился данный конфликт путём проведения Республиканского референдума 24 ноября 1996 г., приявшего новую редакцию Конституции. В результате Республика Беларусь из парламентско-президентской республики превратилась в президентско-парламентскую.
Правовое положение (статус) Президента Республики Беларусь регулируется Конституцией, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995г. №3602 – 12 «О Президенте Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь от 8 июня 2008 г. №370 – 3 «О Национальном собрании Республики Беларусь», в ред. от 7 июля 1997г. №52 -3, и другими нормативными правовыми актами, определяющими правовое положение (статус) Президента Республики Беларусь.
Согласно ст. 79 Конституции Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь. Прав и свобод человека и гражданина.
Как глава государства Президент представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных отношениях, ведёт переговоры, подписывает международные договоры. Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти и осуществляет посредничество между ними. Президент выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики.
Президент должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя законы Республики Беларусь, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Президент играет особую роль
в системе государственной
Прежде всего, он является гарантом Конституции прав и свобод человека и гражданина. Принимая президентскую присягу, Глава государства обязуется « верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь» [1, ст. 81].
Ст. 3 Закона о Президенте
закрепляет, что «Президент осуществляет
свою деятельность в целях развития
Республики Беларусь как унитарного
демократического социального правого
государства, создание условий для
свободного и достойного развития личности,
экономического развития государства,
повышение благосостояния народа Беларуси
на основе принципов равенства
Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности, территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность. Для осуществления этой функции он наделяется особыми полномочиями. Так, «в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозы насилию со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и осуществлению государства, вводит на территорию Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение» (п. 22 ст. 84 Конституции). А в случае военной грозы или нападения вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию (п. 29 ст. 84 Конституции). В этих случаях Президент в 3-дневный срок вносит принятое решение на утверждение Совета Республики Национального собрания. Он также формирует и возглавляет Совет Безопасности, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь [1, ст. 84].
Президент наделён действенными конкретными полномочиями, обеспечивающими ему реализацию его полномочий, закреплённых в Конституции.
В организационном отношении он самостоятелен, не включён ни в законодательную, ни в судебную власть, участвует в формировании кадрового состава судебных органов, однако судьи независимы, в том числе и от Президента, подчиняются только Конституции и законам Республики Беларусь.
Глава государства обязан соблюдать независимость судебной власти, а также законы и тем самым прерогативы Парламента. Он тесно взаимодействует с Национальным собрание Республики Беларусь, участвует в законодательном процессе, и в заседаниях парламента. В определённых Конституцией случаях (ст. 101 Конституции) Парламент может делегировать Президенту законодательные полномочия. Принятые в соответствии с Конституцией Парламентом законы обязательны для Президента. В случаях, предусмотренных Конституцией, Национальное собрание Республики Беларусь может сместить Президента с должности [1, ст. 101].
Президент координирует действия государственных органов. В случаях, предусмотренных Конституцией, выступает арбитром между органом государственной власти, выполняя эти свои функции, Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий, а в случае не достижения согласованного разрешения может обратиться в соответствующий суд или к народу Республики Беларусь.
Глава государства обладает
неприкосновенностью, его честь
и достоинство охраняется законом.
В соответствии с ст. 7 Закона
« О Президенте»
Таким образом, позиция Главы государства по решению социальных проблем находится в русле современных мировых тенденций. Глава государства, с учётом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоритическое, но и важное практическое значение для становления белорусского государства и совершенствования механизма взаимодействия разделённых властей.
ГЛАВА 2 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СУБЪЕКТ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правотворчество Президента Республики Беларусь является новым явлением в нормотворческом процессе в Беларуси. Оно появилось впервые в связи с закреплением в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. поста Президента Республики Беларусь как Главы государства и главы исполнительной власти. Конституционные нормы устанавливают положение Президента не только как Главы государства, но и его место в правотворческом процессе.
Президент Республики Беларусь, прежде всего, обладает правом в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и другими нормативными правовыми актами, издания собственных правовых актов, декретов, указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории республики.
Классификация актов главы государства по предметному признаку наиболее произвольна, что объясняется многоуровенстью сфер правового регулирования, различной степенью их детализации, спецификой систем законодательства в различных странах. Представляется наиболее оправданным проводить подобную классификацию исходя из сложившихся отраслей законодательства.
Разделение власти в Республики Беларусь на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – не означает отсутствия взаимодействия между ними, а также между ними и Президентом Республики Беларусь. Согласно ст. 6 Конституции Республики Беларусь государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Информация о работе Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности