Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования раскрыть правовую природу Главы государства в нормотворческой деятельности Республики Беларусь.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «Глава государства»;
рассмотреть Президента Республики Беларусь как субъекта нормотворческой деятельности;
рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Президент Республики Беларусь…………………………………………………………….....…...........4
ГЛАВА 2 Президент Республики Беларусь как субъект нормотворческой деятельности……………………………………………………….…….……...8
ГЛАВА 3 Полномочия Президент Республики Беларусь в нормотворческой деятельности……………………………………………………...…………….17
Заключение…………………………………………………………….…….....20
Список используемых источников……………………………………………25

Файлы: 1 файл

Викли курсовая.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Президент  Республики Беларусь…………………………………………………………….....…...........4

ГЛАВА 2 Президент Республики Беларусь  как субъект нормотворческой деятельности……………………………………………………….…….……...8

ГЛАВА 3 Полномочия Президент Республики Беларусь в нормотворческой деятельности……………………………………………………...…………….17

Заключение…………………………………………………………….…….....20

Список используемых источников……………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

                                                

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

 

 

В соответствии со ст. 99 Конституции  Республики Беларусь право законодательной  инициативы принадлежит Президенту, депутатом Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также  гражданам, обладающим избирательным  правом, в количестве не менее 50 тысяч  человек и реализуется в Палате представителей.

Правотворчество Президента Республики Беларусь является новым  явлением в нормотворческом процессе в Беларуси. Оно появилось впервые в связи с закреплением в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. поста Президента Республики Беларусь как Главы государства и главы исполнительной власти. Конституционные нормы устанавливают положение Президента не только как Главы государства,  но и его место в правотворческом процессе.

Президент как реальный Глава  государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой  сфере.

Объектом исследования в данной курсовой работе является полномочия Главы государства в нормотворческой деятельности.

Предметом исследования является основа осуществления главой государства нормотворческой деятельности.

Цель данного  исследования раскрыть правовую природу Главы государства в нормотворческой деятельности Республики Беларусь.

Для этого в работе поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть понятия «Глава государства»;
    • рассмотреть Президента Республики Беларусь как субъекта нормотворческой деятельности;
    • рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности.

При написании курсовой работы мной были использованы:

    • аналитический;
    • юридический;
    • правовой.

 

 

 

 

 

 

 

             ГЛАВА 1 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Термин Президент происходит от латинского слова Praesidens, что означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. В настоящее время термин «президент» означает глава исполнительной власти или глава государства.

В Республике Беларусь институт президентства был введен с принятием  Конституции 15 марта 1994 г. и 10 июля 1994 г. по результатам второго тура голосования  был избран первый Президент Республики Беларусь.

Идея введения института  президентства в Беларуси восходит к началу 90-х гг. прошлого столетия, когда была предпринята попытка  «имплантации» поста Президента в Конституции БССР 1978 г.

Более трех лет шел процесс подготовки и принятия новой Конституции. Необходимость введения должности Президента, его статус были предметом острых движущих как в самом Парламенте, так и среди общественности страны.

Сторонники парламентарной республик, полагая, что в условиях перехода от тоталитарной системы к  демократическому правовому государству  парламентская система правления является наиболее приемлемой, не создаёт условий для узурпации власти одним человеком, парламент может быстро отреагировать при возникновении политического или экономического кризиса. Высказывалось мнение о том, что Беларусь не  является развитым демократическим государством, а для ведения президентской республики необходимо, чтобы установились твердые демократические традиции.

Сторонники ведения поста  Президента, напротив считали, что только сильная исполнительная власть во главе  с Президентом может обеспечить выход Беларуси из экономического кризиса, а закрепление в Конституции  принципа разделения властей не позволит какой-либо власти возвыситься над другой.

Возобладало, однако, точка  зрения, которая предусматривала  ведения поста Президента Республики Беларусь, но доминирующее место в  системе  органов государственной  власти оставляла за представительным и законодательным органом- Верховным Совет Республики  Беларусь.

По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. Президент  являлся главой государства и  главой исполнительной власти, входил в систему разделения властей, при  нём создавался Кабинет Министров, который он формировал. При этом, в соответствии с п. 4 ст. 100 Конституции  от 15 марта 1994 г. , Президент начал и освобождал от должности премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, внутренних дел, Председателя Комитета государственной безопасности с согласия Верховного Совета. Конституцией Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако ведущее место принадлежало Верховному Совету Республики Беларусь. Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Верховный Совет в силу ст. 104 Конституции от 15 марта 1994г. имел право сместить Президента с должности в случае нарушения Конституции или совершения им преступления. Вопрос о смещении Президента мог быт поставлен по предложению не менее 70 депутатов Верховного Совета [1, ст. 104].

Учреждение института  Президентства в Беларуси стало новым этапом развития белорусской государственности, воспринявшей этот государственно-политический институт демократических стран. Однако концепция президентской власти была слабо разработана. Конституция не предусматривала действенного механизма взаимодействия Президента с другими властными государственными органами; не закрепляло равный баланс полномочий всех ветвей власти; ведущую роль отводило Верховному Совету; только декларировала принцип разделения властей.

Всё это привело к конфликту  между исполнительной властью в  лице Президента Республики Беларусь и законодательной властью в  лице Верховного Совета Республики Беларусь, к политическому противостоянию между ними.

Разрешился данный конфликт путём проведения Республиканского референдума 24 ноября 1996 г., приявшего  новую редакцию Конституции. В результате Республика Беларусь из парламентско-президентской республики превратилась в президентско-парламентскую.

Правовое положение (статус) Президента Республики Беларусь регулируется Конституцией, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995г. №3602 – 12 «О Президенте Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь от 8 июня 2008 г. №370 – 3 «О Национальном собрании Республики Беларусь»,  в  ред. от 7 июля 1997г. №52 -3, и другими  нормативными правовыми актами, определяющими  правовое положение (статус) Президента Республики Беларусь.

Согласно ст. 79 Конституции  Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь. Прав и свобод человека и гражданина.

Как глава государства  Президент представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных  отношениях, ведёт переговоры,  подписывает  международные договоры. Обеспечивает взаимодействие органов государственной  власти и осуществляет посредничество между ними. Президент выступает  в качестве высшего представителя  государственной власти, высшего  должностного лица государства. Олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и  внешней политики.

Президент должен реализовывать  государственную власть в соответствии с Конституцией, не выходя за рамки  своих полномочий, исполняя законы Республики Беларусь, в том числе  и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент играет особую роль в системе государственной власти.

Прежде всего, он является гарантом Конституции прав и свобод человека и гражданина. Принимая президентскую  присягу, Глава государства обязуется  « верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь» [1, ст. 81].

Ст. 3 Закона о Президенте закрепляет, что «Президент осуществляет свою деятельность в целях развития Республики Беларусь как унитарного демократического социального правого  государства, создание условий для  свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышение благосостояния народа Беларуси на основе принципов равенства социальных, национальных и иных общностей перед  законом, защиты прав и интересов  человека, обеспечение равенства  каждого перед законом»[3, ст 3].

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности, территориальной  целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность. Для  осуществления этой функции он наделяется особыми полномочиями. Так, «в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозы насилию со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и осуществлению государства, вводит на территорию Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение» (п. 22 ст. 84 Конституции). А в случае военной грозы или нападения вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию (п. 29 ст. 84 Конституции). В этих случаях Президент в 3-дневный срок вносит принятое решение на утверждение Совета Республики Национального собрания. Он также формирует и возглавляет Совет Безопасности, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь [1, ст. 84].

Президент наделён действенными конкретными полномочиями, обеспечивающими  ему реализацию его полномочий, закреплённых в Конституции.

В организационном отношении  он самостоятелен, не включён ни в  законодательную, ни в судебную власть, участвует в формировании кадрового  состава судебных органов, однако судьи  независимы, в том числе и от Президента, подчиняются только Конституции  и законам Республики Беларусь.

Глава государства обязан соблюдать независимость судебной власти, а также законы и тем самым  прерогативы Парламента. Он тесно взаимодействует с Национальным собрание Республики Беларусь, участвует в законодательном процессе, и в заседаниях парламента. В определённых Конституцией случаях (ст. 101 Конституции) Парламент может делегировать Президенту законодательные полномочия. Принятые в соответствии с Конституцией Парламентом законы обязательны для Президента. В случаях, предусмотренных Конституцией, Национальное собрание Республики Беларусь может сместить Президента с должности [1, ст. 101].

Президент координирует действия государственных органов. В случаях, предусмотренных Конституцией, выступает  арбитром между органом государственной  власти, выполняя эти свои функции, Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий, а в случае не достижения согласованного разрешения может обратиться в соответствующий суд или к народу Республики Беларусь.

Глава государства обладает неприкосновенностью, его честь  и достоинство охраняется законом. В соответствии с ст. 7  Закона « О Президенте» ответственность  и публичное оскорбление и клевету в отношении него предусмотрено ст. 367 и 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь [3, ст. 367, ст. 368].

Таким образом, позиция Главы  государства по решению социальных проблем находится в русле  современных мировых тенденций. Глава государства, с учётом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоритическое, но и важное практическое значение для становления белорусского государства и совершенствования механизма взаимодействия разделённых властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРЕЗИДЕНТ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СУБЪЕКТ  НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Правотворчество Президента Республики Беларусь является новым  явлением в нормотворческом процессе в Беларуси. Оно появилось впервые  в связи с закреплением в Конституции  Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. поста  Президента Республики Беларусь как  Главы государства и главы  исполнительной власти. Конституционные  нормы устанавливают положение  Президента не только как Главы государства,  но и его место в правотворческом  процессе.

Президент Республики Беларусь, прежде всего, обладает правом в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и другими нормативными правовыми актами, издания собственных правовых актов, декретов, указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории республики.

Классификация актов главы  государства по предметному признаку наиболее произвольна, что объясняется  многоуровенстью сфер правового регулирования, различной степенью их детализации, спецификой систем законодательства в различных странах. Представляется наиболее оправданным проводить подобную классификацию исходя из сложившихся отраслей законодательства.

Разделение власти в Республики Беларусь на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – не означает отсутствия взаимодействия между  ними, а также между ними и Президентом Республики Беларусь. Согласно ст. 6 Конституции Республики Беларусь государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Информация о работе Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой деятельности