Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки -
юридической ответственности и в частности, ее разновидности -
административной ответственности. Конечно, я не беру на себя смелость
полностью раскрыть эту тему (вероятно такое под силу лишь ученому), но
считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической
ответственности, дать наиболее встречающим образом, совершение
правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений
позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной
ответственности.
1. Ответственность по административному праву. - 3
2. Историческое развитие , понятие , основные
признаки , основание и особенности админис-
тративной ответственности. - 7
3. Освобождение от административной ответ-
ственности. - 14
4. Отличие административной ответственности
от других видов юридической ответственности. - 16
5. Понятие юридического состава административ-
ного правонарушения. - 17
6. Действие законодательства об ответственности
за административные правонарушения. - 19
7. Использованная литература.
ПЛАН:
1. Ответственность по административному праву. - 3
2. Историческое развитие , понятие , основные
признаки , основание и особенности админис-
тративной ответственности.
3. Освобождение от административной ответ-
ственности.
4. Отличие административной ответственности
от других видов юридической ответственности. - 16
5. Понятие юридического состава административ-
ного правонарушения.
6. Действие законодательства об ответственности
за административные правонарушения. - 19
7. Использованная
литература.
1. Ответственность по
административному праву.
Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки -
юридической ответственности и в частности, ее разновидности -
административной
полностью раскрыть эту тему (вероятно такое под силу лишь ученому), но
считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической
ответственности, дать наиболее встречающим образом, совершение
правонарушения переводит
позитивной ответственности в
сферу охранительных
ответственности.
"К пониманию правовой
позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух
аспектов ответственности
понятие "ответственность" прежде всего означает выбор такой линии
поведения, которая соответствует необходимости.
На всех стадиях правового
ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения,
содействует воспитанию чувства нравственного, политического и правового
долга перед обществом и
активности каждого гражданина.
Законодательство об ответственности постоянно совершенствуется. Идеи полной
ответственности, ее неотвратимости, справедливости и гуманности находят все
большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше
объективных препятствий для их реализации.
Юридическая ответственность проявляется
как государственное
осуществляемое компетентными государственными органами в отношении нарушителя
правовых норм. При отсутствии соответствующего акта компетентного органа
юридическая ответственность не наступает.
Ответственность - многоплановое и сложное социальное явление. Она включает
в себя сознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и
сообразное с этим поведение, оценку поведения и его социально значимых
последствий, наложение взысканий от имени государства, общественной
организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию
ущерба, причиненного неправильным поведением.
Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с
задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них.
Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с
компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто
несет за него ответственность.
И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее
решение не принимается или затягивается.
Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях,
на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь
качественно нового состояния общества.
От каждого органа государственного управления, от каждого трудового
коллектива сейчас требуется способность действовать инициативно,
анализировать реально происходящие процессы, выявлять назревшие проблемы,
своевременно и правильно их разрешать.
Институт юридической
призван способствовать этому.
В юридической литературе ответственность обычно связывается с
правонарушением. Между тем
законодательством
ответственность, наступающая при отсутствии конкретных правонарушений, а
именно ответственность за действия, идущие в разрез с политикой государства,
за неумелое ведение дела, недостаточную активность, за некомпетентность, за
неправильные по существу решения. Это касается главным образом лиц
начальствующего состава и выражается в снятии с руководящего поста,
понижении в должности, не выставлении кандидатуры для избрания на новый срок
полномочий. Эту ответственность в литературе часто называют политической
ответственностью.
Органы управления и должностные лица несут такую ответственность
прежде всего перед Советами народных депутатов (эта ответственность
регулируется нормами
Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической
ответственности: дисциплинарную, административную, материальную (для лиц,
на которых не распространяется действие норм трудового права). С учетом
этого нужно различать понятия "ответственность по административному праву"
и "административная ответственность".
Ответственность по нормам административного права охраняет не только нормы
этой отрасли, но и ряда других отраслей права - государственного,
трудового, финансового, земельного и т.д.
Это особенно ярко проявляется при рассмотрении административной
ответственности.
2. Историческое развитие, понятие,
основные признаки, основание и особенности административной ответственности.
До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями
по изданию решений, предусматривающих административную ответственность за их
нарушение ("обязательных постановлений"). Президиум Верховного Совета
СССР Указом от 21 июня 1961г."О дальнейшем ограничении применения штрафов,
налагаемых в административном порядке" признал необходимым ограничить круг
вопросов, по которым местные органы могут принимать решения,
предусматривающие за их нарушения штрафы, и установил, что: правом принятия
таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские
Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за
исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями,
эпидемиями и эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и
исполкомы: ведь речь идёт о вопросах, не терпящих
отлагательства).
союзного Указа от 21 июня 1961 г., сократили круг вопросов, по которым
местные Советы вправе принимать решения,
предусматривающие
ответственность ( причем ответственность эта может иметь только форму
штрафа и предупреждения).
Административное право включает в себя большое количество различных
обьектов, таким образом, совершение правонарушения переводит субьекта права
из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу
охранительных правоотношений негативной ответственности.
"К пониманию правовой
позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух
аспектов ответственности
не судом, а органами государственного управления или (по отдельным категориям
дел) народным судей единолично. Налагать административные штрафы могут также
технические и правовые инспекции профсоюзов (за нарушение техники
безопасности и охраны труда), т.е. должностные лица общественных организаций
юридической ответственности.
Административная
наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в
соответствии с действующим
законодательством уголовной
Административная
ответственность перед государством в лице компетентных его органов, которым
нарушители по службе не подчинены.
3. Освобождение от
Законодательство
административной
материалов общественности на предмет применения мер общественного
воздействия, но и полного освобождения от ответственности. Освобождение от
административной ответственности происходит в следующих случаях:
1. Согласно статье 18 КАП РФ не
подлежит административной
лицо, хотя и совершившее действие,
предусмотренное КАП или
нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за
административные
необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей
государственному или
Невменяемое лицо совершает лишь объективно противоправное деяние, а не
административное
подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения
противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии
невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или
руководить ими.
Юридический критерий невменяемости заключается в наличии такого психического
заболевания, которое лишает лицо возможности отдавать отчет в своих
действиях или руководить ими.
2. Согласно ст. 18 КАП не подлежит административной ответственности лицо,
хотя и совершившее действие,
предусмотренное КАП или
актами, устанавливающими административную ответственность за
административные
необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей
государственному или
правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта
опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими
средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем
предотвращенный вред. При крайней необходимости происходит столкновение
двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам
устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.
Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная
реальная, а не мнимая опасность государственному или общественному порядку,
собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку
управления.
Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности,
могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и другие.
Действия лица, устраняющего угрозу
указанным правоохраняемым
формально образуют состав одного или нескольких правонарушений,
предусмотренных соответствующими статьями кодекса или другого нормативного
акта, устанавливающего административную ответственность за административные
проступки. Например, в случае нарушения правил дорожного движения одним
водителем другой, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь
пассажиров обеих машин, выезжает на левую сторону дороги, то есть то же
нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного
проступка, предусмотренного ст. 118 КАП.
3.Согласно статьи 19 необходимая оборона не подлежит административной
ответственности лицо хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или
другими нормативными актами, устанавливающими административную
ответственность за административные правонарушения, но действовавшие в
состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного и
общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного
порядка управления от противоправного посягательства путем причинения
посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов
необходимой обороны. Право на необходимую оборону способствует
привлечению населения к активному участию в борьбе с правонарушениями, их
предупреждению и пресечению. Защита от посягательства при необходимой
обороне, в отличие от крайней необходимости может осуществляться путем
Информация о работе Ответственность по административному праву