Административная ответственность за нарушение таможенных правил

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Административное правонарушение и административная ответственность в Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) и административной ответственности за их совершение:
1.1. Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
1.2. Понятие административной ответственности за совершении административных правонарушений в области таможенного дела.
Глава 2. Понятие и виды административного наказания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа административное правоо.docx

— 58.21 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральская Академия Государственной службы

Кафедра административного права 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Административная ответственность  за нарушение таможенных правил» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Екатеринбург

2011г

   
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

 Введение.  

  Глава 1. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) и административной ответственности за их совершение:

 

1.1. Понятие и  состав административного правонарушения  в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).

1.2. Понятие административной ответственности за совершении административных правонарушений в области   таможенного дела.

 Глава 2. Понятие и виды административного наказания. 
 
Заключение
 
Список литературы.            

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ      

Административное  правонарушение и административная ответственность в Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей среды, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила паспортной системы, воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и т.д. 
 
   Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает людям нормально отдыхать. Безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям. Нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог. Нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу. 
 
   В ст. 2.1 1сформулировано официальное определение административного правонарушения. Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. 
 
В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления. Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в “пограничных зонах” порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. 
 
При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, “если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности”2   Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой критерии, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то — как административное правонарушение.    Нередко критерием является размер имущественного ущерба причиненного правонарушением. 
 
В ряде случаев административное правонарушение влечет, в порядке исключения, не административную, а дисциплинарную ответственность. В результате появляется несоответствие вида праве нарушения и вида ответственности за его совершение. Военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам, т.е. дисциплинарную ответственность. Однако за нарушение режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Госграницу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность.    Каковы же понятия, цели и особенности административной ответственности? 
Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности .    Итак, административная ответственность — это административное правовое принуждение. 
 
Это наступление отрицательных последствий для правонарушителя морального (предупреждение), материального (штрафа) и физического (административный арест) характера.    Кроме того, привлечение к административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.    Необходимо отметить и еще одно : к административной ответственности привлекаются не только физические лица, но все в большей мере и юридические лица.3Появление частных и акционерных организаций повлекло за собой и возможность крупных штрафных санкций, поступающих в федеральный бюджет или бюджет субъектов РФ за нарушение обязательных правил, установленных законодательным органом.

Систематизация  административного и административно  процессуального законодательства является важным шагом на пути развития российского законотворчества. Однако, введение порядка привлечения к административной ответственности за совершение разнородных административных правонарушений на основе единых материальных норм и в рамках единых процессуальных правил практически привело к устранению особенностей производства по делам об отдельных видах административных правонарушений (в частности – в области таможенного дела), учитывать которые необходимо для правильного разрешения дел.    Переход на новые условия привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере таможенного дела потребует время для формирования новой правоприменительной практики. 
 
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ В  ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА (НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ  ПРАВИЛ) И АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ.          

  1. Понятие и состав административного  правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).

В вопросах привлечения  к административной ответственности  за совершение правонарушений в сфере  таможенного дела ныне действующий  Таможенный кодекс РФ не отсылает к  нормам административного законодательства. В нем (в разделе X) достаточно подробно регламентированы как общие вопросы  ответственности за нарушения таможенных правил, так и вопросы, касающиеся порядка реализации этой ответственности  — порядка производства по делам  о нарушениях таможенных правил и  их рассмотрения. Причем многие принципиальные подходы законодательства об административных правонарушениях трактуются по-новому, существенно меняя регулирование  вопросов о субъектах ответственности (ТК РФ 1993 г. была впервые введено понятие административной ответственности юридического лица, введен принцип двусубъектности ответственности за совершение одного правонарушения). По-новому трактуются также вопросы ответственности военнослужащих, вопросы наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил, изменены сроки наложения взысканий и есть еще ряд нюансов.

Законодательство  различает посягательства в сфере  таможенного дела в зависимости  от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями  таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый  охраняемым интересам.    Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).   

 Под  административными правонарушениями  в области таможенного дела (нарушениями  таможенных правил) понимаются именно  проступки.    В соответствии со ст.2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России и законами субъектов РФ (к  административным правонарушениям в сфере таможенного дела – не применимо) установлена административная ответственность. Данное определение административного правонарушения существенно отличается от определениея нарушения таможенных правил, содержащегося в ст. 230 ТК РФ, КоАП России.    В Таможенном кодексе РФ под нарушение таможенных правил понималось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом РФ “О таможенном тарифе”, другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность”.    Прежде всего, следует отметить отсутствие в определении понятия нарушения таможенных правил, содержащегося в Таможенном кодексе РФ, признака виновности “... не совсем понятно, почему среди признаков такого нарушения не названа вина. 
По-видимому, законодатель счел само собой разумеющимся наличие вины при совершении противоправного действия или бездействия и, соответственно, излишним упоминание указанного признака”.5   

 В  теории права под виной понимается  мотивированная психическая позиция  физического лица, обладающего свободой выбора между правомерным и неправомерным вариантами поведения. Исходя из данной концепции, признаком виновности могут обладать лишь деяния, совершенные физическими лицами. В отношении же юридических лиц (а также индивидуальных предпринимателей, приравненных ТК РФ к юридическим лицам), совершивших НТП, в соответствии с ТК РФ, доказывать наличие вины не требовалось; было достаточно самого факта совершения правонарушения.    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях введен институт вины юридического лица. 
 
   Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.   

Таким образом, разработчиками КоАП России создана совершенно новая концепция вины. Не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.

Состав нарушения  таможенных правил — это логическая конструкция, это правовое понятие  о нем, которое отражает существенные признаки определенных антиобщественных деяний в сфере таможенного дела. Законодатель сам не создает признаков  таможенных правонарушений, он лишь отбирает существенные и отличительные черты  и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве  и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков  является необходимым и достаточным  основанием для квалификации деяния как нарушения таможенных правил. Иными словами, реальное деяние только тогда может рассматриваться  в качестве нарушения таможенных правил, когда оно содержит все  признаки его состава, а отсутствие хотя бы одного из них означает и  отсутствие состава в целом.

Вина- является субъективной стороной административного правонарушения и существует в форме умысла (лицо сознавало противоправный характер деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступление этих последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично) или неосторожности (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть) – ст.2.2 ТК РФ.    Включение (применительно к нарушениям таможенных правил) в понятие административного правонарушения признака виновности исключило возможность привлечения к административной ответственности неустановленных лиц, что ранее достаточно широко применялось в практике таможенных органов РФ.   

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое  лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности  за предусмотренные таможенным законодательством  деяния (действия либо бездействия), связанные  с нарушением правил, соблюдение которых  входит в его установленные законом  или иным нормативно-правовым актом  обязанности в сфере таможенного  дела6. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 291 ТК РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, освобождается от ответственности за его совершение.

В соответствии с таможенным законодательством, субъектами нарушений таможенных правил могут  быть как российские, так и иностранные:7

  • предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо», а также лица, занимающиеся предпринимательской де-ятельностью без образования юридического лица;
  • вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
  • должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

 Субъектом  нарушения таможенных правил  может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетельствует таможенная практика, при совершении нарушений таможенных правил может иметь место соучастие, т. е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в ст. 246 ТК РФ, предусматривающей соучастие, не указан такой субъект соучастия, как юридическое лицо. Это является явным пробелом действующего таможенного законодательства, который приходится исправлять на практике.

В соответствии с формулировкой ст. 246 ТК РФ соучастием в совершении нарушения таможенных правил признается совместное участие  в нем двух или более физических лиц. Соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Исполнителем  признается лицо, непосредственно совершившее  нарушение таможенных правил либо непосредственно  участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а  также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности  за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста; дипломатических представителей иностранных  государств и т. п.). Организатором признается лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением, подстрекателем — лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможенных правил, а пособником — лицо, содействовавшее совершению нарушения таможенных правил своими советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение таможенных правил