Административная ответственность за нарушение таможенных правил

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Административное правонарушение и административная ответственность в Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) и административной ответственности за их совершение:
1.1. Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
1.2. Понятие административной ответственности за совершении административных правонарушений в области таможенного дела.
Глава 2. Понятие и виды административного наказания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа административное правоо.docx

— 58.21 Кб (Скачать)

При наложении  взыскания на совершенное нарушение  таможенных правил должны учитываться  степень и характер участия каждого  из соучастников в совершении правонарушения.

Субъективная  сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает  в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.

Если субъектом  нарушения таможенных правил выступает  физическое (либо должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется  виной, которая представляет собой  психическое отношение лица к  своему противоправному поведению  и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности.8 Понятия умысла и неосторожности в Таможенном кодексе РФ не раскрываются, они являются общеправовыми.

Умысел предполагает, что лицо, совершившее нарушение  таможенных правил, предвидит и желает наступления общественно-вредных  последствий своего деяния (прямой умысел) или сознательно допускает  наступление этих последствий (косвенный умысел). К нарушениям таможенных правил, которые могут быть совершены только умышленно, относятся прежде всего таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля — ст. 276 ТК РФ; сокрытие от таможенного контроля товаров - ст. 277 ТК РФ; перемещение товаров и транспортных средств с обманным использованием документов или средств идентификации — ст. 278 ТК РФ; недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств — ст. 279 ТК РФ). К умышленным относятся также действия, направленные на не-правомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение - ст. 282 ТК РФ; действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат или иных возмещении либо их невозвращение без надлежащих оснований — ст. 283 ТК РФ и др. Неосторожность может проявляться:

  • как самонадеянность, когда лицо предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их;
  • как небрежность, когда лицо не предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

По небрежности  могут быть совершены нарушения  таможенных правил, связанные с нарушением установленного порядка производства таможенного оформления и таможенного  контроля (например, невручение документов на товары в месте доставки —  ст. 253 ТК РФ; нарушение порядка производства таможенного оформления — ст. 258 ТК РФ и др.).

Наряду с обязательными  признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив  и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава  нарушения таможенных правил, когда  субъектами правонарушения выступают  юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, дело обстоит совсем иначе.

Во-первых, в  ст. 230 ТК РФ, где дано определение  нарушения таможенных правил, нет  упоминания о том, что таким нарушением признается виновное деяние - в отличие, например, от определения понятия  административного правонарушения, которое содержится в ст. 10 КоАП РСФСР. Во-вторых, согласно ч. 6 ст. 231 ТК РФ юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не несут ответственности за совершение нарушения таможенных правил только в случаях, когда такое нарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. И, наконец, в-третьих, среди указанных в ст. 320 ТК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о нарушениях таможенных правил, указана лишь виновность физических или должностных лиц, а в отношении рассматриваемых нами субъектов сказано, что подлежит доказыванию сам факт совершения ими нарушения таможенных правил.

Все это свидетельствует  о том, что для привлечения  к ответственности за нарушение  таможенных правил юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица достаточно наличия  в их действиях (бездействии) признаков  объективной стороны таможенного  правонарушения. Субъективная сторона  здесь роли не играет и доказыванию  в процессе производства по делу не подлежит.

Объектом нарушения  таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

  • имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);
  • неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в ст. 230 ТК РФ:

  1. порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
  2. порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
  3. порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
  4. порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;
  5. порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия  «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще  понятие «непосредственного объекта  нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и  транспортные средства, в отношении  которых не были соблюдены те или  иные таможенные правила.

  Объективной стороной административного правонарушения в области таможенного дела является противоправное деяние, выражающееся как в действии, так и бездействии лица. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

Следует также  отметить, что при характеристике объективной стороны того или  иного нарушения таможенных правил в Таможенном кодексе РФ нередко  используются такие понятия, как  пользование, распоряжение, хранение, приобретение и др. Толковать эти  понятия нужно в соответствии с тем смыслом, который им придается  в гражданском законодательстве.

Как и  в ТК РФ, в КоАП России законодателем не включен такой признак, как общественная опасность деяния.9 Таким образом, с учетом ст. 2.1 КоАП России и положений теории права, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) определяется как виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие) физического лица или юридического лица, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Понятие административной ответственности за совершение        административных правонарушений в области таможенного дела.    

Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений  между личностью, коллективом, обществом  с точки зрения осуществления  предъявляемых к ним взаимных требований”. 
 
   В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила и нормы, выражающаяся в обязанности лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные последствия.    Отличительный признак юридической ответственности – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.    Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений:    уголовная ответственность;    административная ответственность;    дисциплинарная ответственность;    гражданско-правовая ответственность.10    Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия. 
 
     
 

  ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРЕШЕНИЕ  НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ     

 В соответствии  с ч. 1 ст. 3.1 КоАП России административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.    Несмотря на то, что в ст. 3.1. КоАП России в качестве цели административного наказания указано предупреждение совершения правонарушений, замена термина “взыскание”11 на “административное наказание” подчеркивает, на взгляд автора, прежде всего карательную функцию меры ответственности за совершение административного правонарушения, а уже затем превентивную (воспитательную).

Взыскания за нарушения  таможенных правил можно подразделять на:

  • на взыскания, применяемые в качестве основного взыскания (таковыми являются предупреждение и штраф);
  • на взыскания, применяемые в качестве дополнительного взыскания (таковым являются отзыв лицензии или квалификационного аттестата и конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил);
  • на взыскания, которые могут применяться как в виде основного, так и виде дополнительного взыскания (это конфискация и взыскание стоимости товаров и транспортных средств - как непосредственных объектов нарушения таможенных правил, так и товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками).
  • на взыскания морального характера (таковым является предупреждение);
  • на взыскания пресекательного характера (таковым является отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
  • на взыскания имущественного характера (таковыми являются все остальные виды взысканий).
  • на срочные взыскания, т. е. которые могут быть наложены в течение определенного срока (это предупреждение, штраф и отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
  • на бессрочные взыскания, возможность наложения которых не ограничена каким-либо определенным сроком (таковыми являются конфискация и взыскание стоимости товаров и транспортных средств).
  • на альтернативные и безальтернативные взыскания (тут уже речь идет о санкции каждой конкретной статьи Таможенного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за нарушение таможенных правил, когда должностное лицо таможенного органа либо имеет возможность альтернативного выбора того или иного вида взыскания из предложенных санкцией применяемой им статьи, либо не имеет такой возможности выбора — т. е. мера взыскания является четко оговоренной, безальтернативной).

В каждом конкретном случае наложение взысканий за нарушение  таможенных правил должно осуществляться с учетом наличия или отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за это нарушение. 12Эти обстоятельства могут оказать существенное влияние на размер налагаемого взыскания.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за нарушение  таможенных правил, согласно ст. 236 ТК РФ относятся:

Информация о работе Административная ответственность за нарушение таможенных правил