Административная ответственность за нарушение таможенных правил

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Административное правонарушение и административная ответственность в Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) и административной ответственности за их совершение:
1.1. Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
1.2. Понятие административной ответственности за совершении административных правонарушений в области таможенного дела.
Глава 2. Понятие и виды административного наказания.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа административное правоо.docx

— 58.21 Кб (Скачать)
  1. активное способствование разрешению дела;
  2. добровольное устранение вредных последствий правонарушения;
  3. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  4. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  5. совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее  дело о нарушении таможенных правил, вправе признать смягчающим вину ответственность  и другие обстоятельства в зависимости  от тех или иных объективных факторов и условий, при которых было совершено  нарушение таможенных правил, а также  исходя из своего личного опыта и  компетентности в решении подобных вопросов.

Перечень отягчающих ответственность за нарушение таможенных правил обстоятельств, в отличие  от приведенного выше перечня, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. К таковым обстоятельствам относятся13:

  1. продолжение противоправного поведения несмотря на требование должностного лица таможенного органа его прекратить;
  2. повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;
  3. совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;
  4. вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил;
  5. совершение нарушения таможенных правил группой лиц;
  6. совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  7. совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения.

Причем последнее  обстоятельство является факультативным, т. е. необязательным, и должностное  лицо таможенного органа, рассматривающее  дело, в зависимости от характера  правонарушения может и не признать совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения в качестве отягчающего вину обстоятельства.

Взыскание может  быть наложено только в том случае, когда в деянии лица установлен состав нарушения таможенных правил. При  отсутствии состава таможенного  правонарушения производство по делу не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению (п. 2 ст. 291 ТК РФ).

За правонарушителя  может быть наложено только то взыскание, которое предусмотрено соответствующей статьей Таможенного кодекса РФ, и только в пределах санкции этой статьи (хотя в отдельных случаях возможно с учетом требований ст. 239 ТК РФ наложить взыскание ниже низшего предела).

Законодатель  обязывает таможенные органы при  выборе меры воздействия за нарушение  таможенных правил учитывать как  обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, так и  обстоятельства, характеризующие самого нарушителя, его имущественное положение  и степень его вины. А при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может вообще освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием .14

 В ст. 3.2 КоАП России приведен исчерпывающий перечень наказаний, состоящий из восьми видов. За совершение административных правонарушений в области таможенного дела могут быть наложены только три вида из общего списка наказаний:    предупреждение;    административный штраф;    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.    Необходимо обратить внимание на изменение понятийного аппарата КоАП России по сравнению с ТК РФ: понятие “орудие совершения административного правонарушения” объединяет в себе такие понятия “транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся предметами правонарушения” и “товары и транспортные средства, со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов правонарушения”, что привело к объединению таких видов взысканий, содержащихся в ТК РФ, как:  конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами таможенного правонарушения, товаров и транспортных средств, со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушения; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами правонарушения.    Под предупреждением понимается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которая выносится в письменной форме (ст.3.4 КоАП России). Административный штраф является денежным взысканием, которое может выражаться в величине, кратной:    минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;    стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;    сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.    Санкция, предусматривающая назначение административного наказания в виде штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной валютной операции, содержится только в одной статье, устанавливающей ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела: ст. 16.22 – нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.    Вместо понятия “штраф” законодатель пользуется понятием “административный штраф”,15 подчеркивая тем самым его отличие от штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания.    КоАП России не содержит такой вид административного наказания, как взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. 
 
   Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, выражалось в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения и рассматривалось как альтернатива конфискации товаров.    Во многих случаях взыскание стоимости товаров применялось, когда срок наложения взыскания в виде штрафа к моменту рассмотрения дела о НТП истек. Установление КоАП России единого срока для назначения всех видов административных наказаний сделало нецелесообразным существование такого вида наказания, как взыскание стоимости товаров.    Исключение из перечня административных наказаний такого вида, как отзывлицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных настоящим Кодексом, напротив, по мнению автора, является ошибкой законодателя. Так, за многократные нарушения, совершаемые владельцем склада временного хранения, могут быть назначены лишь административный штраф и конфискация товаров, вопрос существовании СВХ, владелец которого неоднократно нарушает закон, может быть решен только по окончании лицензии на учреждение склада временного хранения. 
 
   КоАП России сохраняет систему деления административных наказаний на основные и дополнительные. Дополнительное наказание может носить обязательный и необязательный характер.16 В последнем случае должностное лицо таможенного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, имеет право, руководствуясь своим внутренним убеждением, применить дополнительное наказание или не применять его.    Основные наказания, в свою очередь, могут быть сформулированы как альтернативные и безальтернативные. В данном случае должностное лицо таможенного органа, на рассмотрении которого находится дело об административном правонарушении, может выбрать, какое именно применить наказание из предложенных санкцией статьи. 
 
   Таможенный кодекс РФ предусматривал возможность альтернативы не только основных, но и дополнительных взысканий. КоАП России значительно сократил выбор между тем или иным видом административного наказания, что может рассматриваться как с позитивной стороны (устранение ненужного деления конфискации на виды по признаку предмета, исключение из перечня административных наказаний взыскания стоимости, ставшего нецелесообразным), так и с негативной (исключение из перечня административных наказаний отзыва лицензии или квалификационного аттестата, что ранее являлось действенной мерой воздействия).          
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.              
На основании выполненной работы  можно сделать вывод о том, что нормы, регламентирующие ответственность за совершение административных правонарушений в области таможенного дела и правила назначения наказания на сегодняшний день нуждается в доработке, при которой должна быть поставлена точка в решении проблем, на которых  хотел бы еще раз остановиться.    Исключение из перечня административных наказаний такого вида, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных КоАП России, приводит к безнаказанности владельцев СВХ и таможенных брокеров, совершающих неоднократные нарушения, вопрос существовании СВХ или таможенного брокера, владельцы которых многократно нарушают закон, может быть решен только по окончании срока действия их лицензий.    Отсутствие в КоАП России статьи, предусматривающей возможность назначения административного наказания ниже низшего предела, чем предусмотрено санкциями статей Кодекса, с учетом обстоятельств дела, снижающих степень общественной опасности деяния, а также личность виновного, приводит к несоразмерности назначенного наказания совершенному правонарушению17.    В КоАП России, как и в ТК РФ не установлены критерии малозначительности. Установление таких критериев упорядочило бы применение ст.2.9 КоАП России. Очень острым для таможенных органов может стать новый вопрос:         

- о возвращении судом протоколов об административных правонарушениях для устранения недостатков по причине составления протокола в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, в тех случаях, когда присутствие этого лица невозможно по объективным причинам (оно находится за пределами территории Российской Федерации).         

- при перемещении  товара и транспортного средства, помимо таможенного контроля, транспортное  средство, также являющееся предметом  правонарушения, таковым не признается, а признается орудием совершения  правонарушения, в связи с чем штраф исчисляется неверно, исходя только из стоимости товара. Кроме того, само орудие не конфисковано, хотя санкцией статьи 16.1 КоАП России предусмотрена обязательная конфискация орудий.Таким образом, анализ судебной практики свидетельствует о настоятельной необходимости активного участия таможенных органов в правовом сопровождении направляемых в суд дел об административных правонарушениях.

                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    

1.Нормативный материал:  

 

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.12.2009) 

«Таможенный кодекс РФ» от 25.03.03 г. //ВВС РФ. 2003. №33.  

Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.06.2009) "О таможенном тарифе" 

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2009) 

Приказ ГТК РФ «О должностных лицах таможенных органов РФ..» от 24.06.2002. 

2.Специальная литература:   

 Комментарий  к кодексу Российской Федерации  об административных правонарушениях:  Вводный.– Юрайт-М, 2005. – 351с.   

Основы государства  и права: Учебное пособие / И.А. Андреева, С.П. Бузынова, К.С. Бельский и др.; Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 2003. – 296с.   

Масленников.М.Я. Порядок применения административных взысканий.М.,1998.

 Российское  таможенное право: Учебник для  вузов / Под ред. Б. Н. Габричидзе, - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2004. – 520с.   

 Философский  энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев.

сайт ФТС России http://www.customs.ru/.

«Российская газета»  от 08.04.2005 № 72

Подщеколдина М.Штрафы - только в бюджет//Российская юстиция.2003.№7.С.37-38.

Телегин.А.С.Некоторые вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях //Административное и информационное право(Состояние и перспективы развития)М.,с.174-180. 

 

Информация о работе Административная ответственность за нарушение таможенных правил