Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:17, реферат
Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации.
Между тем, как уже отмечалось, судебная власть в Российской Федерации реализуется не только судьями. Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа – присяжные и арбитражные заседатели. На них в полной мере распространяться данные принципы не могут.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Это еще одна отличительная черта — признак судебной власти.
Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом. Это следующий признак судебной власти. Судебную власть посредством конституционного судопроизводства осуществляет Конституционный Суд РФ. Именно он является судебным органом конституционного контроля (ч. 1 ст. 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Посредством гражданского (арбитражного) судопроизводства судебная власть реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а посредством административного и уголовного судопроизводства – судами общей юрисдикции.
Перечень полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов не является закрытым, поскольку статьи 126 и 127 Конституции РФ допускают рассмотрение ими и иных, не названных в этих конституционных нормах категорий дел, что связано с возможностью введения для данной категории судов (на основании ст. 128 Конституции РФ) новых судебных процедур, не нашедших закрепления в действующей Конституции РФ.
Назначение судебной власти — следующий ее признак. Судебная власть — стержневой инструмент, обеспечивающий правовой порядок. Ее роль в поддержании законности и привлечении нарушителей таковой к ответственности не менее ключевая, чем у иных правоохранительных органов.
Исключительной прерогативой судебной власти является осуществление ею правосудия. У данного признака судебной власти имеется и обратная сторона — возложение на судебную власть каких бы то ни было функций, несовместимых с ее исключительными прерогативами по осуществлению правосудия, недопустимо.
Судебная
власть, таким образом, — это предназначенная
для обеспечения правового порядка, поддержания
законности и привлечения нарушителей
таковой к ответственности разновидность
государственной власти, реализуемая
посредством конституционного, гражданского,
административного или уголовного судопроизводства,
самостоятельными и независимыми, обладающими
исключительным полномочием на осуществление
правосудия, специальными государственными
органами – судами, в состав которых могут
входить представители общественности.
Таким образом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Обособление
указанных видов
Вот, к примеру, как отличаются на первый взгляд аналогичные последствия разрешения дела о несоответствии закона Конституции РФ Конституционным Судом РФ от вывода любого другого суда о не конституционности того или иного закона. Решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В то же время Конституционный Суд РФ, принимая решение по делу, оценивает также смысл, придаваемый рассматриваемому нормативному акту сложившейся судебной практикой. Таким образом, он выражает свое отношение как к позиции законодателя (иного нормотворческого органа), так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений Конституции РФ, в сфере которого, по смыслу ч. ч. 5, 6 ст. 125 Конституции РФ, только Конституционный Суд РФ выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение. Поэтому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ.
Решения
судов общей юрисдикции и арбитражных
судов не обладают такой юридической
силой. Они не обязательны для
других судов по другим делам, так
как суды самостоятельно толкуют
подлежащие применению нормативные
предписания, следуя при этом Конституции
РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120
Конституции РФ). Решения судов
общей юрисдикции и арбитражных
судов могут быть оспорены в установленных
федеральным законом
В силу изложенного согласно Конституции РФ решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не признаются адекватным средством для лишения нормативных актов, названных в п. п. «а» и «б» ч. ч. 2, 4 ст. 125 Конституции РФ, юридической силы в связи с их неконституционностью. Таким образом, на конституционном уровне закреплено, что выводы других судов о неконституционности закона не могут сами по себе послужить основанием для его официального признания не соответствующим Конституции РФ и утрачивающим юридическую силу.