Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:17, реферат
Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации.
Нормативно-правовое
содержание, или закрепление основ
судебной власти в позитивном праве
является третьим основополагающим
признаком судебной власти как элемента
государственно-правового
В Российской Федерации основы организации и деятельности судебной власти закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации.
Прежде всего, это общие конституционные положения об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной её составляющей. К этой группе можно отнести конституционные положения, закрепленные ст. 1,2,4,8,10,11,15,71,72,76,104 и других статьях Конституции Российской Федерации. Многие исследователи отмечают, что такие основополагающие начала российской государственности как демократизм, суверенность, правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и федерализм, равенство всех перед законом и судом относятся в равной мере и к основам организации и функционирования судебной власти41. Названные нормы устанавливают положение суда в государственной системе: статья 10 провозгласила самостоятельность судебной власти, суды осуществляют государственную власть (ст.П) в демократическом правовом государстве (ст.1) на основе Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования статуса судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущность её деятельности, учреждают её место и роль в современной государственно-правовой машине.
В более конкретном формате статус судебной власти закреплен в специальной главе- 7 Конституции РФ "Судебная власть", касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти. В ней закреплены некоторые функции и полномочия, принципы судебной власти, статус высших судов и требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи.
В развитие этих норм приняты законы, в которых закреплена структура учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России, статус судьи, правовые основы каждого из видов процессуальной деятельности судьи.
Таким образом, три основополагающих признака судебной власти - производность от власти народа, публично-правовой характер и наличие нормативно-правового содержания, как мы полагаем, определяют её место и роль в государственно-правовой системе любого государства.
Полагаю, что в контексте нашего исследования судебную власть можно определить как неотъемлемый элемент государственно-правовой системы, призванный реализовать волю народа в сфере разрешения социальных конфликтов посредством осуществления правосудия.
Ссылки
1 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. - М.:"Зерцало", 2004.С.160.
2 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Государственная власть: введение в общую теорию. - Ростов на/Д, 2003. С. 144.
3 Мамут Л.С. О государстве и государственности. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право. 2003. №5.С15.
4 Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М: НОРМА, 1998. С. 1.
5 Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судебное право. - М., ТК Велби. 2007. С.8.
6 Судебная власть/ Под ред. И.Л. Петрухина. - М.,2003. С.81.
7 Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазарева.-М., 1994. С.284.
8 Фоков А.П. Приоритеты судебной власти в системе разделения властей // Российская академия юридических наук. Научные труды. Вып.2. Т.1. М.,2002. С.698.
9 Павловский В. Теоретико-правовые основы деятельности судебной власти.// Право и жизнь. 2002. №50 (7).С.37-38.
10 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства.-СПб.Альфа., 1996.Т.1.С.7.
11 Там же.С.8.
12 Викторский СИ. Русский уголовный процесс. Учебное пособие. - М.: Городец, 1997. С.84.
13 Там же. С.85.
14 См., например: Байтин М.И. Государство и политическая власть. -Саратов, 1972; Витченко A.M. Теоретически проблемы исследования государственной власти. -Саратов, 1982; Кейзеров A.M. Власть и авторитет. -М.,1973; Чиркин В,Е. Контрольная власть// Государство и право. 1993. №4. С.10-19. и др.
15 См., например: Старилов Ю.Н. Судебная власть в России: модель конституционно-правового регулирования// Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы и перспективы/ Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж, 1999.
16 Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. - М., 2007. СП.
17 Там же. С. 12.
18Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации/ Под ред. В.В. Ершова.- М.: Юристъ, 2006.
19 Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1
20Аналогичный перечень характеристик судебной власти приводится в учебнике: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,1998. С.473-475.
21 Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. - М: Юрист, 1998.
22 Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики). Автореф. дис.канд. юрид.наук. Саратов, 2001. С. 12.
23 Шейфер С.А., Яблоков В.А. Понятие судебной власти и ее функции //Проблемы судебно-правовой реформы в России: история и современность. Самара,1999. С. 192.
24 Судебная власть //Ред. И.Л. Петрухин. М., 2003. С. 7.
25 Воскобитова Л.А. Сущностные характеристики судебной власти, Ставрополь, 2003. С. 75.
26 Вяткин М.Ф. Конституционно-правовое регулирование судебной власти в Российской Федерации. Дис.канд. юрид. наук. - Челябинск, 2004. С. 8.
27 См.: Карпов Д.В. Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации. Автореф. дис.канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2000. С. 8.
28 Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы. Дис.канд. юрид. наук. - Саратов, 2004. С. 32.
29 Анишина В.И. Принципы международного права и судебная власть в Российской Федерации / /Международно-правовые стандарты в конституционном праве: Сб. науч. тр. Ч. 1. - М., 2006. С. 249.
30 Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М., 2005. С. 101.
31 Колоколов Н.А. Указ. соч. С. 102.
32Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. - М.: ИГ Юрист, 2005. С.102; Марченко М.Н. Указ. соч. С.21.
33 Подробнее см.: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. B.C. Hepceсянца. -М..НОРМА, 2001.543.
34 Марченко М.Н. Указ. соч. С.21.
35Конституция Российской федерации. - М., 2004
36 Марченко М.Н. Указ. соч. С.21.
37 Кладий Е.В. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации. Автореф. дисс ... канд. юрид. наук.- М., 2002. С. 10.
38 Анишина В.И. Конституционные принципы как основа самостоятельности судебной власти. Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 2006. С. 176.
39 Подробнее см.: Клеандров М.И. Статус граждан, участвующих в осуществлении правосудия. - М. 1999.
40 Василевич Г.А. Конституционные аспекты субординации источников права //Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С.5.
41
Чепурнова Н.М. Конституционные принципы
судебной власти и проблемы формирования
судебной системы в субъектах Российской
Федерации. - Ростов-на/Д.,1999.
3.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей государственной власти. Поэтому от суда нельзя требовать осуществления функций, несовместимых с его независимым статусом.
Самостоятельность и независимость — первый признак судебной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и неприкосновенности судей.
Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную действует в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица (п. «д» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Принципом функционирования механизма государственной власти в Российской Федерации, кроме того является взаимодействие властей в целях достижения общих конституционных целей и задач (обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина и др.).
Не смотря на разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти, в том числе судебная власть, реализуются в рамках государственной службы.
Поэтому принципы судебной власти производны от закрепленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» принципов государственной службы. Соответственно судебная власть основывается на принципах:
1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;
2)
приоритета прав и свобод
3)
единства системы судебной
4)
разделения законодательной,
5)
конкурсного отбора кандидатов
на должности судей в
6)
обязательности для
7) единства основных требований, предъявляемых к органам судебной власти и судьям;
8)
профессионализма и
9)
гласности в осуществлении
10)
ответственности судей за
11)
внепартийности судебной
12) стабильности кадров в органах судебной власти.
Данные принципы распространяются на судей по должности, то есть государственных служащих.
Судебная власть в Российской Федерации может осуществляться коллегиально судьями, с привлечением присяжных и арбитражных заседателей и судьей единолично. Все виды судопроизводства, за исключением конституционного, допускают рассмотрение дел единолично судьей, что не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ. Судья в таком случае действует как носитель именно судебных функций, то есть выступает в качестве органа судебной власти. Соответственно не только на судебную власть, судебный орган (суд), но и на судью распространяются вышеперечисленные принципы.