Основные признаки судебной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:17, реферат

Краткое описание

Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Основные признаки судебной власти.docx

— 58.67 Кб (Скачать)

Нормативно-правовое содержание, или закрепление основ  судебной власти в позитивном праве  является третьим основополагающим признаком судебной власти как элемента государственно-правового механизма.

В Российской Федерации основы организации и  деятельности судебной власти закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации.

Прежде  всего, это общие конституционные  положения об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной её составляющей. К этой группе можно отнести конституционные положения, закрепленные ст. 1,2,4,8,10,11,15,71,72,76,104 и других статьях Конституции Российской Федерации. Многие исследователи отмечают, что такие основополагающие начала российской государственности как демократизм, суверенность, правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и федерализм, равенство всех перед законом и судом относятся в равной мере и к основам организации и функционирования судебной власти41. Названные нормы устанавливают положение суда в государственной системе: статья 10 провозгласила самостоятельность судебной власти, суды осуществляют государственную власть (ст.П) в демократическом правовом государстве (ст.1) на основе Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования статуса судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущность её деятельности, учреждают её место и роль в современной государственно-правовой машине.

В более  конкретном формате статус судебной власти закреплен в специальной  главе- 7 Конституции РФ "Судебная власть", касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти. В ней закреплены некоторые функции и полномочия, принципы судебной власти, статус высших судов и требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи.

В развитие этих норм приняты законы, в которых  закреплена структура учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России, статус судьи, правовые основы каждого из видов процессуальной деятельности судьи.

Таким образом, три основополагающих признака судебной власти - производность от власти народа, публично-правовой характер и наличие нормативно-правового содержания, как мы полагаем, определяют её место и роль в государственно-правовой системе любого государства.

Полагаю, что в контексте нашего исследования судебную власть можно определить как неотъемлемый элемент государственно-правовой системы, призванный реализовать волю народа в сфере разрешения социальных конфликтов посредством осуществления правосудия.

Ссылки

1 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. - М.:"Зерцало", 2004.С.160.

2 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Государственная власть: введение в общую теорию. - Ростов на/Д, 2003. С. 144.

3 Мамут Л.С. О государстве и государственности. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право. 2003. №5.С15.

4 Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М: НОРМА, 1998. С. 1.

5 Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судебное право. - М., ТК Велби. 2007. С.8.

6 Судебная власть/ Под ред. И.Л. Петрухина. - М.,2003. С.81.

7 Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазарева.-М., 1994. С.284.

8 Фоков А.П. Приоритеты судебной власти в системе разделения властей // Российская академия юридических наук. Научные труды. Вып.2. Т.1. М.,2002. С.698.

9 Павловский В. Теоретико-правовые основы деятельности судебной власти.// Право и жизнь. 2002. №50 (7).С.37-38.

10 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства.-СПб.Альфа., 1996.Т.1.С.7.

11 Там же.С.8.

12 Викторский СИ. Русский уголовный процесс. Учебное пособие. - М.: Городец, 1997. С.84.

13 Там же. С.85.

14 См., например: Байтин М.И. Государство и политическая власть. -Саратов, 1972; Витченко A.M. Теоретически проблемы исследования государственной власти. -Саратов, 1982; Кейзеров A.M. Власть и авторитет. -М.,1973; Чиркин В,Е. Контрольная власть// Государство и право. 1993. №4. С.10-19. и др.

15 См., например: Старилов Ю.Н. Судебная власть в России: модель конституционно-правового регулирования// Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы и перспективы/ Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж, 1999.

16 Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. - М., 2007. СП.

17 Там же. С. 12.

18Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации/ Под ред. В.В. Ершова.- М.: Юристъ, 2006.

19 Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1

20Аналогичный перечень характеристик судебной власти приводится в учебнике: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.,1998. С.473-475.

21 Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. - М: Юрист, 1998.

22 Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики). Автореф. дис.канд. юрид.наук. Саратов, 2001. С. 12.

23 Шейфер С.А., Яблоков В.А. Понятие судебной власти и ее функции //Проблемы судебно-правовой реформы в России: история и современность. Самара,1999. С. 192.

24 Судебная власть //Ред. И.Л. Петрухин. М., 2003. С. 7.

25 Воскобитова Л.А. Сущностные характеристики судебной власти, Ставрополь, 2003. С. 75.

26 Вяткин М.Ф. Конституционно-правовое регулирование судебной власти в Российской Федерации. Дис.канд. юрид. наук. - Челябинск, 2004. С. 8.

27 См.: Карпов Д.В. Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации. Автореф. дис.канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2000. С. 8.

28 Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы. Дис.канд. юрид. наук. - Саратов, 2004. С. 32.

29 Анишина В.И. Принципы международного права и судебная власть в Российской Федерации / /Международно-правовые стандарты в конституционном праве: Сб. науч. тр. Ч. 1. - М., 2006. С. 249.

30 Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М., 2005. С. 101.

31 Колоколов Н.А. Указ. соч. С. 102.

32Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. - М.: ИГ Юрист, 2005. С.102; Марченко М.Н. Указ. соч. С.21.

33 Подробнее см.: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. B.C. Hepceсянца. -М..НОРМА, 2001.543.

34 Марченко М.Н. Указ. соч. С.21.

35Конституция Российской федерации. - М., 2004

36 Марченко М.Н. Указ. соч. С.21.

37 Кладий Е.В. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации. Автореф. дисс ... канд. юрид. наук.- М., 2002. С. 10.

38 Анишина В.И. Конституционные принципы как основа самостоятельности судебной власти. Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 2006. С. 176.

39 Подробнее см.: Клеандров М.И. Статус граждан, участвующих в осуществлении правосудия. - М. 1999.

40 Василевич Г.А. Конституционные аспекты субординации источников права //Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С.5.

41 Чепурнова Н.М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. - Ростов-на/Д.,1999. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.

     Согласно  ст. 10 Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей государственной власти. Поэтому от суда нельзя требовать осуществления функций, несовместимых с его независимым статусом.

     Самостоятельность и независимость  — первый признак судебной власти. Самостоятельность и независимость судебной власти обеспечивается закрепленными в Конституции РФ специальными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантиями несменяемости, независимости и неприкосновенности судей.

     Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную действует в целях обеспечения  сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или  большей их части в ведении  одного органа государственной власти либо должностного лица (п. «д» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Принципом функционирования механизма государственной власти в Российской Федерации, кроме того является взаимодействие властей в целях достижения общих конституционных целей и задач (обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина и др.).

     Не  смотря на разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти, в том числе судебная власть, реализуются  в рамках государственной службы.

     Поэтому принципы судебной власти производны от закрепленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной  службы Российской Федерации» принципов  государственной службы. Соответственно судебная власть основывается на принципах:

     1) верховенства Конституции РФ  и федеральных законов над  иными нормативными правовыми  актами;

     2) приоритета прав и свобод человека  и гражданина, их непосредственного  действия: обязанности органов судебной  власти признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека  и гражданина;

     3) единства системы судебной власти, разграничения предметов ведения  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

     4) разделения законодательной, исполнительной  и судебной власти;

     5) конкурсного отбора кандидатов  на должности судей в соответствии  со способностями и профессиональной  подготовкой;

     6) обязательности для нижестоящих  судов решений, принятых вышестоящими  судами в пределах их полномочий  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     7) единства основных требований, предъявляемых  к органам судебной власти  и судьям;

     8) профессионализма и компетентности  судей;

     9) гласности в осуществлении судопроизводства;

     10) ответственности судей за подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

     11) внепартийности судебной власти; отделения религиозных объединений  от государства;

     12) стабильности кадров в органах  судебной власти.

     Данные  принципы распространяются на судей  по должности, то есть государственных  служащих.

     Судебная  власть в Российской Федерации может  осуществляться коллегиально судьями, с привлечением присяжных и арбитражных  заседателей и судьей единолично. Все виды судопроизводства, за исключением  конституционного, допускают рассмотрение дел единолично судьей, что не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ. Судья в таком случае действует  как носитель именно судебных функций, то есть выступает в качестве органа судебной власти. Соответственно не только на судебную власть, судебный орган (суд), но и на судью распространяются вышеперечисленные  принципы.

Информация о работе Основные признаки судебной власти