Охрана Конституции Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 06:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение обеспечения правовой охраны Конституции Российской Федерации.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и задачи правовой охраны конституции;
2. Показать механизм конституционной самоохраны, раскрыть основные формы данной охраны.
3. Провести анализ современного состояния правовой охраны российской Конституции

Оглавление

Введение
Понятие и задачи правовой охраны конституции
Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации
Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

охрана конституции.docx

— 69.79 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ФГОБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

 

Исторический факультет

 

Кафедра документоведения и архивоведения

и исторической информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана Конституции Российской Федерации

(контрольная работа)

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 3 курса ОЗО

102 группы

Кречетова О.Р.

Проверил:

Чибисов М.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2012

Содержание

 

Введение

  1. Понятие и задачи правовой охраны конституции
  2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации
  3. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России

Список использованных источников

 

Введение

 

Развитие Российского  государства подтверждает общее  правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего  общества и закрепляющий основы общественного  и государственного строя, права  и свободы человека, и гражданина.

Термин «конституция»  происходит от латинского «constitutio» - установление, построение. Во времена Римской империи  конституциями назывались указы  римских императоров.

Конституционное право - одна из отраслей системы права  Российской Федерации. Как и любая  отрасль права, конституционное  право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях  обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются  внутренним единством, определенными  общими признаками, тесно связаны  между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного  и государственного строя. Поэтому  важнейшей задачей государственной  власти в России является обеспечение  верховенства Конституции, соответствия издаваемых актов конституционным  принципам и нормам, баланса взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.

Под правовой охраной конституции следует  понимать совокупность юридических  средств, с помощью которых достигается  выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной  законности. Для осуществления указанной  задачи в России существует система  охраны Конституции, т.е. действий, применяемых  органами государственной власти при  осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.

Целью данной работы является рассмотрение обеспечения правовой охраны Конституции Российской Федерации.

Необходимо решить следующие  задачи:

1. Раскрыть понятие и  задачи правовой охраны конституции;

2. Показать механизм конституционной  самоохраны, раскрыть основные формы  данной охраны.

3. Провести анализ современного  состояния правовой охраны российской  Конституции

 

1. Понятия и  задачи правовой охраны конституции

 

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается  выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной  законности.

В более широком смысле под правовой охраной конституции  понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения  действия конституционных норм. В  специальном же значении предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения  верховенства Конституции в правовой системе.

При определении понятия  «правовая охрана конституции» следует, во-первых, определить правовую охрану конституции через такую категорию, которая наиболее точно, всесторонне  и обобщенно характеризует, обусловливает  особое положение данного документа  во всех сферах общественной жизни, отличает его от всех других актов; и во-вторых, исходить из того, что именно от неукоснительного соблюдения, поддержания этой категории  зависит в конечном результате стабильность, прогрессивность развития. Такой категорией являются свойства конституции, под которыми понимаются ее признаки как основного закона общества и государства. К наиболее универсальным, всеобъемлющим из них относятся верховенство и высшая нормативная, юридическая сила основного закона. Именно данные свойства характеризуют особое главенствующее место, роль конституции во всех сферах общественной жизни. При этом, как отмечается в научной литературе, следует иметь в виду два важных момента. Во-первых, верховенство определяет прежде всего статус конституции в различных важнейших подсистемах общества, в отношении их основных структурных элементов. В особенности это касается политической системы, государственного управления. Во-вторых, высшая нормативная, юридическая сила конституции характеризует позицию данного документа главным образом среди различного рода правовых актов, а также партийных норм, норм общественных объединений, традиций, обычаев, которые выполняют роль регуляторов функционирования взаимосвязей, взаимоотношений различных общественных систем и их институтов. Следовательно, именно делу обеспечения двух указанных важнейших, всеобъемлющих свойств служит правовая охрана конституции.1

Необходимость правовой охраны конституции определяется ее особой ролью в жизни общества. Она - его  главный документ. Именно в конституции  определяются наиглавнейшие устои  общества, государства. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений. Конституция занимает верховенствующее положение в иерархии правовых актов. Вся деятельность государственных  органов, общественных объединений, каждого  гражданина должна четко соответствовать  букве конституции. Немаловажное значение имеет и практическая действительность. Она свидетельствует о том, что  нередки случаи нарушения конституции, принятие актов, не соответствующих  ей, споры по вопросам ее применения. Обеспечению верховенства конституции  как наивысшего атрибута демократического правового государства, основанного  на принципе разделения властей, служит эффективная правовая охрана основного  закона.

Определенную специфику  мы наблюдаем в осуществлении  правовой охраны конституции в государствах с федеративной формой государственного устройства (США, Германия, Австралия, Индия и др.). В большинстве  таких государств наряду с общефедеральной  конституцией действуют и конституции  субъектов федерации. Таким образом, здесь мы имеем два вида систем правовой охраны конституции: во-первых, правовой охраны общефедеральной конституции и, во-вторых, правовой охраны конституции каждого субъекта федерации. Каждая из этих систем решает свои конкретные задачи. Вместе с тем они выполняют две общие задачи, без решения которых невозможно нормальное, реальное, прогрессивное функционирование федеративного государства. Во-первых, обеспечение единства всего законодательства, гармонично сочетающего интересы как федерации в целом, так и ее отдельных субъектов. Во-вторых, обеспечение соответствия общефедеральной правовой системе правовых систем субъектов на основе принципа верховенства федерального законодательства над региональным, верховенства общефедеральной конституции над конституциями субъектов федерации. Конституции субъектов федерации не могут находиться в противоречии с общефедеральной конституцией. Следует заметить, что здесь нет единых стандартов. Такое соответствие решается законодательством федеративных государств по-разному.

Правовая охрана основного  закона осуществляется соответствующими институтами. Иногда их называют средствами. В совокупности они представляют собой механизм правовой охраны основного  закона. Прежде всего таким институтом является особый порядок подготовки, принятия и изменения конституции. Он должен отвечать двум основным, взаимосвязанным  требованиям. Во-первых, обеспечению  стабильности конституции и, во-вторых, обеспечению возможности ее изменения. Такой подход призван обеспечить стабильность конституционного строя  и в то же время динамику его  развития, учитывающую возможные  изменения в обществе.

Следующий институт правовой охраны конституции - это ее толкование. Оно представляет собой особый вид  правовой деятельности. Конституционное  толкование - также часть общего толкования норм права. Вместе с тем  толкование конституции имеет свои особенности: во-первых, конституционное  толкование - особый вид правовой деятельности высшего судебного органа, направленный на оценку правовых актов, охрану Основного  закона, обеспечение всех норм реализации права, на предупреждение всех видов правонарушений. Во-вторых, конституционное толкование - вид правовой деятельности высокого юридического ранга. По своей силе акты толкования Конституции и конституционного толкования законов имеют силу последних. В-третьих, как вид правовой деятельности конституционное толкование имеет значение не только для правотворчества, но и для всех форм реализации права, в том числе для соблюдения, исполнения и осуществления правовых предписаний.2

Центральное место в правовой охране основного закона объективно отведено институту конституционного контроля. Это наиболее мощное, эффективное  средство. В науке остается спорным  вопрос о том, к какому виду власти относится конституционный контроль. Одни считают, что конституционное  правосудие - часть судебной власти, другие - что конституционное правосудие стоит над тремя властями, хотя и не является в полной мере «четвертой властью». Третьи рассматривают конституционный  контроль в широком значении этого  понятия, охватывающем наряду с судебным конституционным контролем и  иные формы, как особую власть - контрольную. Четвертые говорят о контрольной  власти как о рассредоточенной ветви  власти, осуществляемой только теми специальными органами, которым закон предписывает осуществление конституционного контроля в целом или по отдельным конституционным  вопросам. Последние две позиции, с нашей точки зрения, наиболее предпочтительны и продуктивны. При этом следует иметь в виду, что для выделения контрольной  ветви власти следует определить, что такое вообще ветвь власти. В литературе этого не сделано. Однако, если исходить из признаков, предложенных В.Е. Чиркиным, то можно обсуждать  вопрос о выделении такой ветви  власти, имея в виду многие ее особенности, в том числе организационную рассредоточенность. Конституционное правосудие, по его мнению, - только часть этой ветви.3

Четвертый институт правовой охраны основного закона -конституционный  надзор. В научной литературе мы встречаем различные его определения. Так, С.А. Авакьян характеризует его  как осуществляемую государственными органами деятельность, направленную на обеспечение соответствия конституции  государства законов и иных нормативных  правовых актов.4 Следует отметить, что уже многие годы идут споры о соотношении понятий «конституционный контроль» и «конституционный надзор». В прошлом одни ученые считали указанные понятия тождественными, другие разделяли их, третьи относили конституционный надзор к одному из видов конституционного контроля. В наши дни спор сводится к тому, считать ли понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор» тождественными или разделять их. Мы будем придерживаться позиции тех исследователей, которые не отождествляют данные понятия и аргументируют свою позицию прежде всего различием мер, которые могут применять органы конституционного надзора и контроля при обнаружении нарушения. Надзорные органы не вправе отменять незаконный акт, наказывать нарушителей. Мерами их реагирования является, как правило, приостановление акта, неприменение акта, протест. Контролирующий же орган активно вмешивается в деятельность контролируемых и наделен такой эффективной мерой воздействия, как право отмены незаконных актов. Таким образом, именно в этом заключается коренное отличие контроля от надзора. Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны Конституции РФ занимают очень важное место в системе ее охраны.

Конституционный контроль - это проверка, а также постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми  актами, действующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции  РФ.

Возникновение правовой охраны конституции связано с принятием  в нашей стране Конституции РСФСР 1918 года. Она характеризуется в  научной литературе как первый основной закон социализма. Все дальнейшее развитие данного института было напрямую связано с принятием  новых Конституций СССР и на их основе - новых конституций союзных  и автономных республик. Следует  отметить, что в целом в период социализма правовая охрана основных законов была во многом формальной и неэффективной. На практике данные вопросы, как и все иные вопросы  государственной жизни, решались высшими  инстанциями КПСС.

Вторая половина 80-х годов  прошлого столетия характеризуется  вступлением Советского Союза в  новый этап общественного развития. Начатые в это время реформы  имели поистине историческое значение. Они охватили все стороны социально-экономической, политической, правовой жизни и были связаны прежде всего с всесторонним развитием демократии, созданием  правового государства, воплощением  на практике принципа разделения властей. Одним из важнейших условий решения  этих сложных задач, как показывает мировой опыт, является создание реальной и эффективной системы правовой охраны конституции. Поэтому данные вопросы сразу же встали на повестку дня с началом преобразований в стране. К концу 1991 г. происходит распад СССР. Россия стала развиваться как самостоятельное государство и официально именоваться Российской Федерацией - Россией. Это начало нового периода - постсоциалистического. Его первый этап охватывает 1991-1993 гг. В стране были продолжены реформы во всех сферах, и в области правовой охраны основного закона в частности. Следующий этап связан с принятием в 1993 г. новой Конституции РФ. Именно она стала основой для дальнейшего формирования и развития правовой охраны конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Анализ законодательства, практики последних лет свидетельствует о том, что в данной области имеет место значительное разнообразие, принимаются различные решения. Так, например, в тех или иных субъектах использованы фактически все известные в мире системы органов конституционного контроля - парламентская, парламента и обычных судов, парламента и специализированных органов конституционного контроля. Отметим главные тенденции в формировании институтов правовой охраны основных законов субъектов Федерации, наметившиеся на сегодняшний день. Во-первых, ужесточение порядка подготовки, принятия, изменения, дополнения конституций (уставов) субъектов, направленное прежде всего на обеспечение стабильности данного акта; во-вторых, закрепление в основных законах вопросов, связанных с официальным, общеобязательным их толкованием; в-третьих, создание в качестве основных органов конституционного (уставного) контроля конституционных (уставных) судов; в-четвертых, усиление роли глав субъектов, органов прокуратуры в сфере конституционного (уставного) надзора.

Информация о работе Охрана Конституции Российской Федерации