Механизмы адинистративно-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы несомненна, она диктуется следующими положениями. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право — это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Оглавление

Введение...............................................................................................3
1.Понятие механизма административно-правового регулирования….......6
2.Понятие и особенности административно-правовых норм....................13
2.1 Особенности административно-правовых норм………….…..…...15
2.2 Виды административно-правовых норм и их реализация…… ...16
3.Основные черты административно-правовых отношений..............19
4. Виды административно-правовых отношений...................................26
Заключение......................................................................................30
Список используемой литературы......................................................32

Файлы: 1 файл

административное право Васильева -.docx

— 116.22 Кб (Скачать)

К числу субъектов административно-правовых отношений могут быть отнесены: прежде всего, органы исполнительной власти, органы власти вообще, когда они  связаны какими-то отношениями с  органами исполнительной власти, со сферой государственного управления, внутренние подразделения органов исполнительной власти, органов государственного управления, различного рода организации, объединения (их администрация), концерны, общественные объединения и организации, граждане, коммерческие организации. 
 Не все граждане обладают единым статусом (они обладают единым конституционным статусом). Конституционный статус «приращивает» к себе административный, статус. Правоспособность граждан отличается в связи с принадлежностью к полу (частично), возрастом, местом проживания, состоянием здоровья. Все эти моменты корректируют административно-правовой статус гражданина. Для того, чтобы быть цветником, субъектом отношений, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. Неравенство административно-правовых статусов субъектов обусловлено двумя объективными факторами. Управление немыслимо без власти, без иерархии (когда речь идет о вертикальных отношениях). Объективно существующие отношения между людьми, организациями отражаются на их социальных позициях. Нормы административного права это закрепляют. Всех субъектов права, в зависимости от того, чью волю они выполняют, выражают, в чьих интересах, и от чьего имени действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, можно разделить на два типа: индивидуальные и коллективные. Первую группу составляют граждане. Термин «гражданин» в административном праве понимается как лицо, которое не состоит в устойчивых связях организационного (и непрерывного) характера с теми субъектами, с которыми он вступил, или может вступить в административно-правовые отношения.

Согласно ст. 2.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Служащие обычно действуют от имени  организаций. В то же время, они могут  выступать в качестве индивидуальных субъектов, особенно, когда выступают  в качестве должностных лиц.

Коллективные субъекты. Здесь не подходят понятия право- и дееспособности, здесь идет речь о правосубъектности. Она появляется в момент утверждения  Устава, у органов исполнительной власти — с момента образования. Основанием возникновения административно-правовых отношений являются юридические  факты. Не только возникновения, а также  — изменения или прекращения. Норма административного права  определяет условия, при которых  должны возникнуть, прекратиться или  измениться административно-правовые отношения. В любом случае должен иметь место юридический факт в виде основания. В качестве таковых  выступают действия и события. Действия могут быть правомерными и неправомерными (т.е. правонарушения). События могут быть объективными, «нерукотворными», но и «рукотворными» в то же время.

Если, в силу каких-то обстоятельств, имеет место отклонение от требований нормы, возникает необходимость  в осуществлении государственного воздействия.                      

 

                                                      

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
 Механизм административно-правового  регулирования — это система  правовых средств, с помощью которых  осуществляется упорядоченность общественных управленческих отношений в соответствии с целями и задачами правового  государства. 
 Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления. 
 Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера. 
 Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой. 
 Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства. 
 Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно. 
 Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. 
 В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством. 
 Административно-правовая норма — это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Реализация норм административного  права представляет собой процесс  претворения в жизнь государственной  воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм:

1) исполнение;

2) соблюдение;

3) использование;

4) применение.

Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и  осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного  взыскания, лицензирование, призыв на военную службу).

Система российского административного  права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной  основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные  государственные институты еще  не обладают необходимой стабильностью  и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни. Недавно  принятый новый Кодекс Российской Федерации  об Административных правонарушениях  должен положительно повлиять на управленческие отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Правовые источники:

1. Конституция Российской  Федерации. 

2. Ведомости Съезда народных  депутатов Российской Федерации  и Верховного Совета Российской  Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

3. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

4. Собрание законодательства  Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320

5. Собрание актов Президента  и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.

6. Собрание законодательства  Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

7. Собрание актов Президента  и Правительства Российской Федерации  1993 №5. Ст. 398

Учебники и монографии:

8. Административное право  Российской Федерации. Изд. А.П.  Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 1996.

9. Административное право.  Учебник./ под ред. Д.Н. Бахрах, - М.: БЕК, 1996.

10. Административное право  России. Учебник. / под ред. Д.Н.  Бахрах. - М.: НОРМА, 2003.

11. Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.

12. Административное Право.  Учебник для вузов./ под ред.  Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.

13. Административное право  России с учетом КоАП. Конспект  лекций. -М.: НОРМА, 2003.

14. Кикот В.Я. Административное  право. – М: Юнити-Дана, 2003

15. Курс административного  права и процесса. / под ред.  Ю.А. Тихомиров. -М., 1998.

16. Овсянко Д.М. Административное  право: Учебное пособие. // Изд. 3-е,  перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

17. Практикум по административному  праву. / под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 1995.

18. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996г


Информация о работе Механизмы адинистративно-правового регулирования