Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа
Актуальность данной работы несомненна, она диктуется следующими положениями. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право — это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.
Введение...............................................................................................3
1.Понятие механизма административно-правового регулирования….......6
2.Понятие и особенности административно-правовых норм....................13
2.1 Особенности административно-правовых норм………….…..…...15
2.2 Виды административно-правовых норм и их реализация…… ...16
3.Основные черты административно-правовых отношений..............19
4. Виды административно-правовых отношений...................................26
Заключение......................................................................................30
Список используемой литературы......................................................32
3. Для административно-правовых
отношений необходим
4. Административно-правовые
отношения не могут возникать
без участия органа
5. В административно-правовых
отношениях сторона, которая
6. Административно-правовые
отношения возникают по
7. Споры между
сторонами административно-
8. В случае
нарушения одной из сторон
требований административно-
Административно-правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты правоотношения; их субъективные права и обязанности; поощрения и ответственность субъектов; юридический факт (факты).
Правоотношения устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действия в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизм правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.
III. Акты реализации юридических прав и обязанностей — это фактическое поведение субъектов правоотношений о осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации права и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечит их полную реализацию.
Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в иных принципах социальной справедливости.
Административное право
Перед тем, как остановиться непосредственно
на разборе административно-
Существует несколько методов
регулирования управленческих отношений:
1. императивный (метод предписаний). Установление
определенного порядка действий, предписание
к действию соответствующих условий, надлежащим
образом оформленные в административно-правовой
норме. Несоблюдение такого порядка не
влечет за собой юридических последствий,
на достижение которых ориентирует норма.
Новый Кодекс об административных правонарушениях
устанавливает, что административные
взыскания могут быть наложены не позднее
2 месяцев. Превышение срока не позволяет
применить к лицу меры административной
ответственности.
2. диспозитивный (согласования). Он
проявляется в административном праве
при заключении административных договоров
и при перераспределении или делегировании
полномочий одних органов управления
другим.
3. метод дозволения — это предоставление
выбора одного из вариантов должного поведения
или так называемое управление по усмотрению
— это жесткий вариант дозволения, дающий
возможность проявления самостоятельности
должностными лицами при решении определенных
задач, но они не вправе уклониться от
такого выбора.
Например: при решении вопроса
о привлечении лица к административной
ответственности к нему могут
быть применены различные
4. метод дозволения выражается также в
предоставлении возможности действовать
по своему усмотрению, т.е. совершать или
не совершать предусмотренные административно-правовой
нормой действия. Это мягкий вариант дозволения.
Например, гражданин сам решает, нужно
ли обжаловать действия должностного
лица, которые он рассматривает как противоправные.
5. метод запрета — запрещение определенных
действий под угрозой применения соответствующих
административно-правовых санкций.
Например, запрещено направление
жалоб граждан тем должностным
лицам, действия которые обжалуются.
Нарушение этого запрета влечет
привлечение должностного лица к
дисциплинарной ответственности.
Во всех вариантах регулирующего воздействия
административное право проявляет себя
властно независимо от конкретной формы
выражения властности.
Административно-правовая норма — это
нормативно-правовые, регулирующие отношения
в сфере государственного управления,
а также отношения управленческого характера,
возникающие в процессе осуществления
государственной деятельности.
Структура административно-
2.2 Виды административно-правовых и их реализация
По предмету регулирования различают:
а) материальные — нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.
б) процессуальные — нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления.
По форме выражения:
а) обязывающие — предписывающие совершать
определенные действия.
б) запрещающие —
в) уполномочивающие — выражается
возможностью адресата действовать
в рамках, установленных требований
по своему усмотрению.
г) стимулирующие — обеспечивают с помощью
соответствующих средств материального
или морального воздействия должного
поведения участников регулируемых управленческих
отношений..
д) рекомендательные — носят рекомендательный
характер. Например, регулирование
взаимодействие субъектов исполнительной
власти и негосударственных
По содержанию:
а) общие — регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер.
б) особенные — регулирующие общие
отношения в конкретной сфере
управления. Например: в экономике,
культуре, общественной безопасности
Административно-правовые нормы реализуются
путем деятельности компетентных органов
и субъектов, принимающих эти нормы. Непосредственным
объектом административных правоотношений
является волевое поведение человека,
его деяния.
Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Исполнение - форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
Соблюдение - форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
Использование - форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
Применение - особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.
Информация о работе Механизмы адинистративно-правового регулирования