Механизмы адинистративно-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы несомненна, она диктуется следующими положениями. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право — это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Оглавление

Введение...............................................................................................3
1.Понятие механизма административно-правового регулирования….......6
2.Понятие и особенности административно-правовых норм....................13
2.1 Особенности административно-правовых норм………….…..…...15
2.2 Виды административно-правовых норм и их реализация…… ...16
3.Основные черты административно-правовых отношений..............19
4. Виды административно-правовых отношений...................................26
Заключение......................................................................................30
Список используемой литературы......................................................32

Файлы: 1 файл

административное право Васильева -.docx

— 116.22 Кб (Скачать)

3. Для административно-правовых  отношений необходим обязательный  субъект. Обязательным субъектом  административно-правовых отношений  является орган государственного  управления.

4. Административно-правовые  отношения не могут возникать  без участия органа государственного  управления или другого субъекта, наделенного юридически властными  полномочиями. Второй стороной могут  быть все другие возможные  субъекты (участники) этих правоотношений.

5. В административно-правовых  отношениях сторона, которая является  обязательной, всегда действует  властно, располагает полномочиями  юридически властного характера.

6. Административно-правовые  отношения возникают по инициативе  любого субъекта административного  права, а также по инициативе  любой из сторон, однако согласие  второй стороны не является  обязательным условием их возникновения.  Соответствующие действия здесь  осуществляются сторонами в силу  требований закона.

7. Споры между  сторонами административно-правовых  отношений разрешаются, как правило,  в административном (внесудебном)  порядке, то есть путем непосредственного  юридически властного распоряжения  уполномоченного на то органа  управления (должностного лица). В  качестве исключения действующим  законодательством установлен судебный  порядок разрешения некоторых  административно-правовых споров.

8. В случае  нарушения одной из сторон  требований административно-правовых  норм эта сторона несет юридическую  ответственность перед государством  в лице его органов.

Административно-правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют структуру, а именно системную  совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты правоотношения; их субъективные права и обязанности; поощрения и ответственность  субъектов; юридический факт (факты).

Правоотношения устанавливает  персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу  конкретного правового влияния  возможна реализация свободы действия в предусмотренных пределах. Перевод  общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизм правового регулирования  «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить  права и обязанности субъектов  правоотношений в фактические общественные отношения.

III. Акты реализации юридических прав и обязанностей — это фактическое поведение субъектов правоотношений о осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации права и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечит их  полную реализацию.

Генеральной целью правового регулирования  является установление такого порядка  в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в иных принципах  социальной справедливости.

Административное право является одной из отраслей права, которая  обладает определенными особенностями, спецификой, определяемыми особенностями  тех общественных, управленческих отношений, которые регулируются при помощи норм данной отрасли. Если речь идет об управленческих общественных отношениях, то следовательно нормы административного  права в литературе обоснованно  называют нормами управления. Рассмотрению, т.о., подлежат вопросы управления, проблемы управления, сущность управления, процесс  управления. Ученые-кибернетики сформулировали основные законы управления в области  природы, техники и общества. Именно они установили фундаментальные  принципы управления, определили, что  управление не может осуществляться без информации, определили технологию управленческого процесса, необходимость  обратных связей, обосновали цели управленческого  процесса: оптимизация деятельности, которая подвергается в рамках этого  процесса определенным воздействиям и  т.д. Поэтому, говоря о проблемах управления, надо обратить внимание на достижения кибернетики. Но кибернетика — это наука, имеющая формальный, структурный, количественный подход к анализу явлений в области управления. Она имеет прекрасный математический аппарат, но этот аппарат не может уловить «социальные» явления, определить их специфику, учесть их в управленческом процессе. Поэтому появилась теория (наука) социального управления, использующая достижения кибернетики, но учитывающая при разработке проблем социального управления специфику социальных процессов. Управление, как всеобщее свойство, присуще любой общественно-экономической формации на любом этапе развития общества. Оно происходит от системного характера общественной жизни, от системного характера труда, которые поддаются определенной организации, определенному порядку.  Управление необходимо, поскольку имеет место разделение труда, и одновременно обуславливается этим необходимость координации. Именно разделение труда, необходимость координации, во всех сферах, а главное в труде, получении продукта, в удовлетворении потребностей обусловило так-то функцию, как управление. Таким образом, появилась теория (наука) социального управления, которая поставила себе задачу выявить закономерности социального управления, определить те отношения, которые составляют в своей совокупности управленческий процесс, выработать в теоретическом плане технологию этого процесса, обосновать роль. Функции участников отношений управления и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и особенности административно-правовых норм 

Перед тем, как остановиться непосредственно  на разборе административно-правовых норм, есть смысл разобрать суть методов административного регулирования  управленческих отношений.

Существует несколько методов  регулирования управленческих отношений: 
1. императивный (метод предписаний). Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма. Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.

2. диспозитивный (согласования). Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим. 
3. метод дозволения — это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению — это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.

Например: при решении вопроса  о привлечении лица к административной ответственности к нему могут  быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности. 
4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения.  Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные. 
5. метод запрета — запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.

Например, запрещено направление  жалоб граждан тем должностным  лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к  дисциплинарной ответственности. 
 Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности. 
 Административно-правовая норма — это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Особенности административно-правовых норм:

 

  1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти;
  2. являются разновидностью юридических норм;
  3. объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  4. административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  5. устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  6. содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  7. имеют представительно-обязывающий характер;
  8. обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  9. преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  10. во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

  1. гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
  2. диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
  3. санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

2.2 Виды административно-правовых и их реализация

             По предмету регулирования различают:

а) материальные — нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность  участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.

б) процессуальные — нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления.

По форме выражения: 
а) обязывающие — предписывающие совершать определенные действия.

б) запрещающие — предусматривающие  запрет на совершение определенных действий в определенных условиях.

в) уполномочивающие — выражается возможностью адресата действовать  в рамках, установленных требований по своему усмотрению. 
г) стимулирующие — обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений..

д) рекомендательные — носят рекомендательный характер. Например, регулирование  взаимодействие субъектов исполнительной власти и негосударственных образований.

По содержанию:

а) общие — регулирующие общие  отношения общего характера для  всех отраслей и сфер.

б) особенные — регулирующие общие  отношения в конкретной сфере  управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности 
 Административно-правовые нормы реализуются путем деятельности компетентных органов и субъектов, принимающих эти нормы. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение - форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение - форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование - форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение - особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Нормами административного права  точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности  сторон. Так, отношения граждан, связанные  с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Информация о работе Механизмы адинистративно-правового регулирования