Лица, участвующие в деле об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение административно-правового регулирования участников производства по делам об административных правонарушениях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Соблюдение прав и свобод лиц, участвующих в деле об административном правонарушении 5
Глава 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях 17
2.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 18
2.2. Потерпевший 20
2.3. Законные представители физического лица 22
2.4. Законные представители юридического лица 24
2.5. Иные участники производства по делам об административных правонарушениях 26
Заключение 31
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

адм право.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      Анализ  правил ч. 1 и 2 ст. 25.4 позволяет сделать ряд выводов:

      1) они подлежат применению, когда  производство по делу ведется  в отношении юридического лица (в т.ч. иностранных юридических  лиц, коммерческих и некоммерческих организаций) либо когда юридическое лицо является потерпевшим по делу об административном правонарушении;

      2) защиту прав и интересов упомянутых  юридических лиц осуществляют  их законные представители. К  ним относятся:

      а) руководитель юридического лица (независимо от того, как он называется исходя из учредительных документов, например, генеральный директор ОАО, директор государственного унитарного предприятия, председатель производственного кооператива). Он действует без доверенности (предъявив, например, служебное удостоверение);

      б) лицо, которое признано органом юридического лица исходя из норм закона (например, ФЗ об «Обществе с ограниченной отвественностью»13, ФЗ о «Производственных кооперативах»14, из норм ст. 71, 84 ГК об органах хозяйственных товариществ и т.д.) либо учредительных документов (например, исходя из устава ЗАО, договора о создании полного товарищества, типового устава казенного предприятия). Полномочия последних также подтверждаются документами, удостоверениями, которые подписаны руководителем и выданы всем лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган юридических лиц. 

      2.5. Иные участники производства по делам об административных правонарушениях 

      Защитник  и представитель, допущенные к участию  в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться  со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства  и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Необходимо отметить, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. В этом случае судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заинтересованными лицами подается заявление о самоотводе или об отводе.

      В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано  лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

      Свидетель имеет следующие права:

  • не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки, внуков);
  • давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

      Понятой, т.е. любое не заинтересованное в  исходе дела совершеннолетнее лицо, может  быть привлечен должностным лицом, в производстве которого находится  дело об административном правонарушении, в случаях, предусмотренных КоАП. Число понятых должно быть не менее двух.

      Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - личном досмотре, досмотре вещей, находящихся  при физическом лице; осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотре транспортного средства; изъятии вещей и документов; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей; задержании транспортного средства.

      Понятой удостоверяет в протоколе своей  подписью факт совершения в его присутствии  процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых  в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

      В качестве специалиста для участия  в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Специалист обязан:

  • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  • удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

      Специалист  вправе:

  • знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
  • с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  • делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

      В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

      Эксперт обязан:

  • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

      Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного  заключения. Однако эксперт имеет  право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

      Эксперт вправе:

  • знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  • с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  • указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

      В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

      К участию в производстве по делу об административном правонарушении в  качестве специалиста, эксперта и переводчика  не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. В этом случае судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заинтересованными лицами подается заявление о самоотводе или об отводе.

      Прокурор  вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом.

 

Заключение

    Глава 25 КОАП РФ определяет участников производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. В соответствии с данной главой участниками производства по делу об административном правонарушении являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.

    Таким образом, подводя общий итог исследованию, хочется отметить, что физическое или юридическое лицо приобретает  правовой статус лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административных правонарушениях с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомится со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права привлекаемых к административной ответственности. 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 от 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 20. - Ст. - 2143.
  1. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ ; 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ] // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.
  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с последними изменениями  от 4 мая 2011 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Учебная литература:

  1. Большой юридический  словарь // Под ред. А.В. Малько. - "Проспект", 2009.
  1. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2010.

Информация о работе Лица, участвующие в деле об административном правонарушении