Лица, участвующие в деле об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение административно-правового регулирования участников производства по делам об административных правонарушениях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Соблюдение прав и свобод лиц, участвующих в деле об административном правонарушении 5
Глава 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях 17
2.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 18
2.2. Потерпевший 20
2.3. Законные представители физического лица 22
2.4. Законные представители юридического лица 24
2.5. Иные участники производства по делам об административных правонарушениях 26
Заключение 31
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

адм право.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

     При этом согласно КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

     При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина либо лица без  гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

     Потерпевшим является физическое или юридическое  лицо, которым административным правонарушением  причинен физический, имущественный  или моральный вред. Потерпевший  вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

     Применяя  нормы ч. 2 ст. 25.1, нужно иметь в виду, что:

     1) по общему правилу производство  по делу об административном  правонарушении осуществляется в присутствии лица, в отношении которого оно ведется. В любом случае рассмотрение дела должно иметь место с его участием (даже если на других этапах производства по делу об административном правонарушении оно отсутствовало, например, в связи с тем, что еще не было известно);

     2) из этого правила есть ряд  исключений. В отсутствие лица, в  отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено  лишь постольку, поскольку:

     а) имеются достоверные данные, подтверждающие, что это лицо было надлежащим образом извещено о времени (включая часы и минуты) и месте рассмотрения дела;

     б) упомянутое лицо не подавало (либо от него не поступало) ходатайство об отложении  рассмотрения дела или (хотя такое ходатайство  своевременно и было заявлено) судья, орган, должностное лицо оставили ходатайство без удовлетворения (о чем выносится определение).

     С 01 января 2008 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство дело может быть рассмотрено и в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 28.610. Верховный суд РФ разъяснил в частности, что суд обязан в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ известить лицо, привлекаемое к административной ответственности о месте и времени рассмотрения дела и представить ему возможность участвовать в судебном заседании11.  

2.2. Потерпевший 

     В ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ дается легальное (но только для целей КоАП) определение потерпевшего от административного правонарушения. Им является:

      1) физическое лицо (в т.ч. индивидуальный  предприниматель, должностное лицо);

      2) юридическое лицо (независимо от  того, является ли оно коммерческой  или некоммерческой организацией, российским или иностранным юридическим  лицом и т.д.).

      В практике возникает вопрос: могут ли быть признаны потерпевшими государственные органы Российской Федерации, ее субъекты, муниципальные образования? К сожалению, в ст. 25.2 КоАП РФ налицо пробел. Его следует восполнить, а Верховному Суду РФ, ВАС РФ целесообразно определить свою позицию по данному вопросу;

      3) лицо, которому причинен:

      а) физический вред (например, вред здоровью гражданина);

      б) моральный вред (он может быть причинен лишь физическому лицу, ст. 151, 1099, 1101 ГК);

      в) имущественный вред (он может быть причинен как физическому лицу, так  и юридическому, например, уничтожено транспортное средство организации).

      Анализ правил ч. 2-4 ст. 25.2 показывает, что:

      1) объем процессуальных прав потерпевшего  практически такой же, как и  у лица, в отношении которого  ведется производство по делу  об административном правонарушении. Есть только одно отличие: потерпевший вправе пользоваться юридической помощью лишь представителя, в то время как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользуется юридической помощью защитника;

      2) правила о присутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении потерпевшего также в целом совпадают с аналогичными правилами, установленными для упомянутых выше лиц. Тем не менее есть и отличия:

      а) судья, орган, должностное лицо не вправе признавать присутствие потерпевшего при рассмотрении дела обязательным;

      б) не установлено и случаев, когда  присутствие потерпевшего признается обязательным в законодательном  порядке;

      3) потерпевший может быть опрошен  в соответствии со ст. 25.6, т.е. как свидетель. В практике возникают вопросы:

  • применяются ли к потерпевшему правила ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ (о том, что человек вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников)? Да, ибо это соответствует правилам ст. 51 Конституции РФ;
  • предупреждается ли потерпевший об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний? Нет, не предупреждается, ибо, хотя он не вправе давать заведомо ложные показания (в этом его отличие от процессуального положения лица, в отношении которого ведется производство по делу), в ст. 17.5 КоАП РФ административная ответственность за это не предусмотрена;
  • наступает ли административная ответственность за отказ или уклонение от участия в разбирательстве дела, дачи показаний при рассмотрении дела об административном правонарушении? Систематическое толкование ст. 25.2 и ст. 17.9 КоАп РФ не позволяет ответить на этот вопрос положительно.
 

2.3. Законные представители физического лица 

     Законные  представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевших, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются соответствующими документами.

      При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом  в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное  лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя  указанного лица.

      Законные  представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов  юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

      Анализ  правил ч. 1, 2 ст. 25.3 позволяет сделать ряд выводов:

      1) к несовершеннолетним относятся  лица, которым к моменту окончания административного правонарушения исполнилось 16 лет, но еще нет 18 (на момент производства по делу об административном правонарушении): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 21 ГК, ст. 2.3 КоАП РФ, с одной стороны, и ст. 25.3 КоАП РФ – с другой;

      2) защиту прав и интересов несовершеннолетнего,  в отношении которого ведется  производство по делу, а также  несовершеннолетнего потерпевшего осуществляют законные представители. К ним относятся:

      а) родители несовершеннолетнего, в т.ч. усыновители. Не играет роли, состоят  родители (к моменту начала производства по делу об административном правонарушении) в законном браке или нет, проживают совместно или нет и т.п.;

      б) опекуны (опека устанавливается  над малолетними, а также над  гражданами, признанными судом недееспособными  вследствие психического расстройства) ст. 32 ГК, попечители (попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) ст. 33 ГК12;

      Аналогично  решается вопрос о защите законных прав и интересов физических лиц, которые в силу психического состояния (если они, например, признаны недееспособными  судом) или физического состояния (например, глухота, немота, слепота) лишены возможности самостоятельно осуществлять свои процессуальные права. 

2.4. Законные представители юридического лица 

      Дело  об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его  законного представителя или  защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

      Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а  для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Информация о работе Лица, участвующие в деле об административном правонарушении