Лица, участвующие в деле об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение административно-правового регулирования участников производства по делам об административных правонарушениях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Соблюдение прав и свобод лиц, участвующих в деле об административном правонарушении 5
Глава 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях 17
2.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 18
2.2. Потерпевший 20
2.3. Законные представители физического лица 22
2.4. Законные представители юридического лица 24
2.5. Иные участники производства по делам об административных правонарушениях 26
Заключение 31
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

адм право.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Лица, участвующие в деле об административном правонарушении» 
Содержание:
 

Введение 3

Глава 1. Соблюдение прав и свобод лиц, участвующих  в деле об административном правонарушении 5

Глава 2. Участники производства по делам  об административных правонарушениях 17

    2.1. Лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении 18

    2.2. Потерпевший 20

    2.3. Законные  представители физического лица 22

    2.4. Законные  представители юридического лица 24

    2.5. Иные  участники производства по делам об административных правонарушениях 26

Заключение 31

Библиографический список 32

 

Введение 

    Актуальность  исследования. Неотъемлемым элементом любой процессуальной формы является институт участников производства. Приходится констатировать, что степень разработанности учения о лицах в административном процессуальном праве совершенно не отвечает современным реалиям; дефекты процессуальных статусов субъектов административно-процессуальных правоотношений приводят к нарушениям прав и законных интересов граждан и организаций при производстве по делам об административных правонарушениях, административному произволу и коррупции. Недостаточно разработан институт административно-процессуальной правосубъектности; в монографических исследованиях этот вопрос раскрывается через призму административной «материальной» правосубъектности1, что не позволяет в должной мере отразить специфику участия субъектов административного права в процессуальных отношениях.

    Вопросы процессуального статуса отдельных  субъектов административно-юрисдикционных правоотношений разрабатывались такими авторами как О.А. Рябус, В. Балакшин, О.Н. Дядькин, К. Винокуров, А.В. Зубач, В.А. Иванов, В.А. Мельников, О.В. Осипова, Е.Р. Российская, Б.В. Российский, Я.В. Серебряков и др. Вместе с тем, системных исследований, направленных на разработку общего учения о лицах в административном процессе на сегодняшний день практически нет.

    Целью исследования является изучение административно-правового регулирования участников производства по делам об административных правонарушениях.

    Эта цель может быть представлена следующими задачами:

  • изучить порядок соблюдение прав и свобод лиц, участвующих в деле об административном правонарушении их основные принципы;
  • провести правовой анализ участников производства по делам об административных правонарушениях.

    Объектом  исследования является совокупность процессуальных правоотношений, опосредующих производство по делам об административных правонарушениях.

    Предметом исследования выступает система  административно-правовых норм, образующих институт участников производства по делам об административных правонарушениях.

    Методологической  основой исследования послужили  как общенаучный диалектический метод, так и основанные на нем  частно-научные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, юридико-догматический, логический методы в сочетании с системным анализом исследуемых явлений, метод анализа нормативной базы и обобщения практики ее применения.

 

     Глава 1. Соблюдение прав и свобод лиц, участвующих в деле об административном правонарушении 

    Порядок - это правильное положение чего-то2. Большинство ученых-правоведов рассматривают порядок не в узком смысле его понимания, а в контексте с общественным порядком3. Однако правоприменительные органы обязаны обеспечивать не только общественный порядок, но и в процессе осуществления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях права, свободы и законные интересы граждан - субъектов административных правоотношений, особенно при осуществлении таких обеспечительных мер, как административное задержание; привод; возмездное изъятие, конфискация орудия или предмета административного правонарушения; личный досмотр; доставление; административный арест и др. Под порядком принято понимать урегулированную законом форму и способ поведения носителя прав, свобод, интересов и нарушителя указанных ценностей, т.е. это взаимоотношения между участвующими в каком-либо процессе, мероприятии, действии конкретными лицами - субъектами правоотношений.

    Деятельность  субъектов в процессе производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и в период проведения обеспечительных мер, должна осуществляться в строгом соответствии с такими принципами, как:

    а) принцип равенства перед законом;

    б) принцип презумпции невиновности;

    г) принцип законности применения мер  административного принуждения, которые  отражают объективно сложившиеся закономерности общества, вытекают из содержания конституционных  норм и содержат обобщенную характеристику отрасли права.

    Рассмотрим содержание и роль каждого из них в обеспечении прав, свобод и законных интересов субъектов административных производств.

    Принцип равенства перед  законом закреплен ст. ст. 4, 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1.4 - 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Он означает, что лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, равны перед законом, вне зависимости от их должностного положения. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Административная ответственность к юридическим лицам применяется без учета их организационно-правовых форм, подчиненности, места положения. Однако следует учитывать особенности правового статуса лиц, привлекаемых к административной ответственности, выполняющих определенные функции, например судьи, прокуроры и иные лица, к которым применяются иные формы принуждения.

    Принцип презумпции невиновности, закрепленный ст. 49 Конституции Российской Федерации и ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, используется с учетом определенных особенностей административного процесса, заключающихся в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его личная вина (ст. 2.2 КоАП РФ). В соответствии с предписаниями ст. 26.1 КоАП РФ презумпция невиновности в административном праве заключается в том, что административная ответственность применима только в случае, если: а) имеет место событие административного правонарушения; б) обнаружен состав административного правонарушения; в) подтверждается виновность совершившего правонарушение; г) учтены смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; д) определены характер и размер причиненного ущерба, ибо они оказывают воздействие на применение административной ответственности; е) отсутствуют обстоятельства, исключающие ее наступление. Итак, прежде чем применять административную ответственность, необходимо обнаружить целых шесть элементов, без наличия которых ее применение будет противозаконным.

    Из  перечисленных выше принципов ведущее, главное место занимает принцип законности. С тем чтобы подтвердить данное заключение, следует разобраться с его понятием, содержанием и назначением, иногда говорят о требованиях, предъявляемых к юридическим и физическим лицам. Под принципом законности принято понимать совокупность предписаний законов и подзаконных актов, соблюдение которых обязательно для государства, его органов и организаций, иных юридических лиц и общественных организаций, должностных лиц и граждан в целях обеспечения реализации гражданами полагающихся им либо не запрещенных прав, свобод и законных интересов и поддержания надлежащего правопорядка, состояния дисциплины.

    Из  определения следует, что совокупность правопредписаний, т.е. принцип законности, должен быть соблюдаем, прежде всего, государством, его органами и организациями. Вслед за государством, его органами и организациями обязанность соблюдать законы и подзаконные акты возложена на иные юридические лица и общественные организации, которые прямо либо опосредованно участвуют, вынуждены участвовать в административном производстве. К иным юридическим лицам относятся любые организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности. То же относится и к общественным организациям: светским и религиозным, коммерческим и некоммерческим, российским и зарубежным.

    Обязанность, причем особая, соблюдать законопредписания, являть в этом пример всем возложена  на должностных лиц государственных, в первую очередь правоохранительных, и негосударственных органов  и организаций, общественных структур, и это логично, так как именно от ответственности, примерности должностных лиц во многом зависит режим законности в отдельно взятом учреждении, органе, организации. Более того, приходится констатировать тот факт, что, к сожалению, именно должностные лица нередко забывают о примерности соблюдения законопредписаний, чем наносят значительный ущерб авторитету их структур и государству в целом. Как это ни прискорбно, но львиную долю правонарушений, посягательств на права, свободы и законные интересы граждан в процессе осуществления административных производств допускают именно должностные лица.

    Несмотря  на то что граждан значительно  больше, чем юридических и должностных  лиц, обязанность соблюдать законопредписания  на них согласно нашему определению  принципа законности возлагается в последнюю очередь. Такая "табель о рангах" в сфере соблюдения требований законов и подзаконных актов не случайна, а закономерна, ибо, если бы государство, его органы и организации, юридические лица, общественные организации и должностные лица являлись примером соблюдения законопредписаний, абсолютное большинство граждан следовало бы ему (примеру) неукоснительно, однако до такой идиллии еще далеко.

    Указанный порядок отношения к исполнению законов и подзаконных актов  необходим для двух основных целей: а) обеспечения гражданам возможностей использовать, реализовать, а в необходимых случаях восстановить либо защитить их права, свободы и законные интересы и б) создания на всей территории России, в любых коллективах (больших и малых) надлежащего правопорядка, состояния бесконфликтности, взаимоуважения и взаимопомощи.

    Настала пора пояснить, в какой степени  приведенное понятие принципа законности относится к деятельности правоприменительных  и иных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и применять обеспечительные меры. Ответ может последовать только один: самое непосредственное. Доводов несколько: во-первых, указанная система органов свою деятельность обязана осуществлять только на основе законопредписаний, и прежде всего Конституции России и конституций, уставов субъектов Федерации (ст. ст. 2 - 4, 7, 15, 18 - 19, 22, 24, 31, 33, 35, 45 - 54, 56, пп. "в", "о" ст. 71, пп. "б", "к", "л" ст. 72 Конституции РФ), федеральных законов, нормативных правовых актов и общепризнанных принципов и норм международного права; во-вторых, правоприменительные органы несут различные виды ответственности за свою деятельность, тем более что их главным предназначением является обеспечение правопорядка и законности, охрана прав и свобод граждан, а это, в свою очередь, обязывает их не допускать ни малейшего отступления от предписаний законов; в-третьих, в составе обеспечения производства по делам об административных правонарушениях органов представлены различные должностные лица, а их отступление от законопредписаний просто недопустимо, ибо подрывает авторитет и отвращает от них граждан; в-четвертых, только при наличии надлежащего правопорядка в государстве можно рассчитывать на то, что конституционные принципы: принцип признания человека высшей ценностью; принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции), и предписания о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции), реально действуют, применяются.

    Итак, принцип законности деятельности органов - субъектов производства по делам об административных правонарушениях в процессе применения ими обеспечительных мер крайне важен и необходим с тем, чтобы организуемые и осуществляемые меры были правомерными, обоснованными, способными собирать, объединять граждан на участие в борьбе с правонарушениями, обеспечение надлежащего правопорядка.

Информация о работе Лица, участвующие в деле об административном правонарушении