Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение прав и обязанностей члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации в рамках их проффесиональной деятельности.
Для достижения поставленной цельи в курсовой работе решались следующие задачи:
определить понятие «член Совета Федерации» и «депутат Государственной Думы»;
рассмотреть Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации;
пранализировать правовой статус парламентария в Российской Федерации

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие член Совета Федерации и депутат Государственной Думы .5
I.I. Понятие член Совета Федерации 5
I.II. Понятие депутат Государственной Думы 7
Глава II. Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 10
II.I. Период полномочий члена Совета Федерации 10
II.II. Период полномочий депутата Государственной Думы 14
Глава III. Правовой статус парламентария в Российской Федерации 17
III.I. Права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 17
III.II. Гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 20
III.III. Материально-финансовые и социальные гарантии парламентария члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 25
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Правовой статус.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

Следующая группа социальных гарантий парламентариев - гарантии трудовых прав.

Здесь необходимо отметить, что срок полномочий парламентария  засчитывается в стаж федеральной  государственной службы, в общий  и непрерывный трудовой стаж или  срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его  поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после  прекращения депутатских полномочий.

Что касается депутата Государственной Думы, то по окончании срока полномочий ему  предоставляется прежняя работа (должность) или (в случае ее отсутствия) другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или  в другой организации (с его согласия).

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, органов прокуратуры, налоговой  полиции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной  Думы, по окончании срока своих  депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах) или досрочно уволиться.

В качестве депутатских гарантий можно рассматривать  и гарантии трудовых прав супругу  депутата Государственной Думы, уволившемуся в связи с переездом вместе с депутатом для осуществления последним своих полномочий в Государственной Думе. В этом случае перерыв в работе у супруга депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы. На указанный период за ним сохраняются: стаж работы по специальности; стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо в момент переезда занимало должность, работало по специальности либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление льготы23.

При роспуске Государственной Думы (в случае выражения  недоверия Правительству России либо при отсутствии согласования кандидатуры  на должность Председателя Правительства) депутат имеет право на получение  единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его  ежемесячного вознаграждения. В этом случае депутат и проживающие  с ним члены его семьи, находящиеся  вне своего постоянного места  жительства, обеспечиваются бесплатным проездом и провозом своего имущества  до постоянного места жительства.

Членам  Совета Федерации и депутатам  Государственной Думы, независимо от занимаемой в палате должности, за исключением  Председателя Совета Федерации и  Председателя Государственной Думы, устанавливается одинаковое ежемесячное  денежное вознаграждение в размере  ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра.

Председателям палат Федерального Собрания устанавливается  ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного  вознаграждения Председателя Правительства  России.

Ежемесячное денежное вознаграждение члена Совета Федерации выплачивается ему  со дня вступления в силу решения  о его избрании (назначении), но не ранее даты увольнения с предыдущего  места работы или приостановления  его службы, а денежное возмещение расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, - со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении). Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной  Думы выплачивается ему со дня  избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или  приостановления его службы, а  денежное возмещение расходов, связанных  с осуществлением им своих полномочий, - со дня его избрания.

Кроме этого, парламентариям и членам их семей  возмещаются расходы, связанные  с переездом в Москву для осуществления  своих депутатских полномочий, а  также расходы, связанные с переездом  после прекращения указанных  полномочий. В этом случае парламентарию  выплачивается денежное пособие  в размере половины, а каждому  члену его семьи - по одной четверти ежемесячного денежного вознаграждения парламентария.

Что касается членов Совета Федерации, то не позднее  дня, следующего за днем прекращения  его полномочий в связи со вступлением  в силу решения о его избрании (назначении) вновь избранным законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта РФ или высшим должностным  лицом субъекта Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), выплачивается единовременное денежное пособие в размере его ежемесячного денежного вознаграждения.

Депутату  Государственной Думы не позднее  дня, следующего за днем истечения срока  его полномочий, если он (депутат) не избран в Государственную Думу нового созыва, выплачивается единовременное денежное пособие в размере его  ежемесячного денежного вознаграждения.

Парламентарию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 рабочих  дня.

Гражданин России, не менее одного года являвшийся парламентарием Федерального Собрания, имеет право на ежемесячную доплату  к пенсии, которая устанавливается  в таком размере, чтобы сумма  государственной пенсии и ежемесячной  доплаты к ней составляла: при  исполнении полномочий парламентария  от одного года до трех лет - 55 процентов, более трех лет - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы24.

Выплата указанных надбавок к государственной  пенсии бывшего парламентария должна быть приостановлена, если он занимает государственную должность или  должность в органе местного самоуправления. В случае его ухода с данных должностей выплата надбавок возобновляется.

Для осуществления  полномочий парламентарию предоставляется  отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, персональным компьютером, копировально-множительной техникой, аппаратами факсимильной и  телефонной связи. Кроме этого, на территории Российской Федерации он имеет право  на внеочередное получение проездных  документов для пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением  такси, с возмещением расходов. На весь срок полномочий парламентарию  выдается дипломатический паспорт.

Парламентариям, не имеющим в Москве жилой площади, может быть предоставлено жилое  помещение (квартира с мебелью и  телефоном) в порядке, предусмотренном  жилищным законодательством, а до предоставления служебного жилого помещения - отдельный  номер в гостинице. В свою очередь, парламентарий обязан освободить данное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения своих  полномочий. В противном случае возможно его выселение из занимаемого  помещения в установленном законом  порядке.

 

Заключение 

В заключение моей курсовой работы возможно сделать следующие выводы.

Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации представляет собой совокупность закрепленных конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно-властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. Конституционно-правовой статус парламентария парламента (в РФ - депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации) характеризуют следующие элементы: права и обязанности депутата; гарантии депутатской деятельности.

Конституционно-правовой статус парламентария следует разделить  на две составляющие: основные элементы статуса и второстепенные. К числу  основных элементов относятся: права, обязанности и ответственность  депутата, закрепленные нормами права  и обеспеченные соответствующими гарантиями. К числу второстепенных элементов  относятся: гражданство, возраст, порядок избрания депутата.

Специфика конституционного статуса депутатов  обусловлена самой Конституцией Российской Федерации, которая призвана закреплять основополагающие, руководящие  начала организации государства  и общества, регулировать наиболее существенные общественные взаимосвязи. Поэтому при закреплении статуса  депутата конституционные нормы  являются ядром, предопределяющим содержание регламентов палат, правил поведения  депутатов и других нормативных  актов, детально регулирующих отношения, возникающие в ходе осуществления  депутатами своих представительных функций.

Статус  депутата двуедин. С одной стороны, депутат выступает в качестве народного представителя, а с  другой стороны - в качестве должностного лица. Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата.

Учитывая  особенности положения членов Федерального Собрания РФ, для обеспечения эффективной  правотворческой деятельности, а  также во избежание какого-либо воздействия  со стороны третьих лиц при  принятии депутатами Государственной  Думы и членами Совета Федерации  решений по основным вопросам их деятельности государство предоставляет дополнительные гарантии осуществления деятельности указанными субъектами.

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] от 25 декабря 1993 года (принята на всенародном голосовании12 декабря 1993 г.), (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 г.
  2. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ от 9 мая 1994 г. № 2 ст. 74.
  3. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 137-ФЗ «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3815.
  4. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 21 июля 2007 г.) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г., № 32, ст. 3336.
  5. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фдерации» (с изменениями от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ от 23 мая 2005 г. № 21 ст. 1919.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ от 26.02.1996, № 9, ст. 828.
  7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ от 18 февраля 2002 г. № 7 ст. 635.
  8. Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. Сб. М., 1998. С. 5.
  9. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. М.: Юстицинформ, 2007. 296 с.
  10. Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Юридический мир, 2006, № 8.
  11. Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы: монография. - М: «Проспект», 2011. – 123 с.
  12. Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н.И. Воробьева // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 587 с.
  14. Конституционное право России: учеб. / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008.
  15. Чернигов И.О. Особенности правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, избранного от политической партии: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М.: МГУ, 2007.

1 Конституция Российской Федерации [Текст] от 25 декабря 1993 года (принята на всенародном голосовании12 декабря 1993 г.), (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета – Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 г.

2 Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фдерации» (с изменениями от 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ от 23 мая 2005 г. № 21 ст. 1919.

3 Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 21 июля 2007 г.) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г., № 32, ст. 3336.

4 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ от 9 мая 1994 г. № 2 ст. 74.

5 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ от 18 февраля 2002 г. № 7 ст. 635.

6 Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н.И. Воробьева // СПС КонсультантПлюс. 2010.

7 Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н.И. Воробьева // СПС КонсультантПлюс. 2010.

8 Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы: монография. - М: «Проспект», 2011. С. 55.

9 Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Юридический мир, 2006, № 8.

10 Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. Сб. М., 1998. С. 5.

11 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 248.

12 Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н.И. Воробьева // СПС КонсультантПлюс. 2010.

13 Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. М.: Юстицинформ, 2007. С. 201.

14 Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н.И. Воробьева // СПС КонсультантПлюс. 2010.

Информация о работе Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы