Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение прав и обязанностей члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации в рамках их проффесиональной деятельности.
Для достижения поставленной цельи в курсовой работе решались следующие задачи:
определить понятие «член Совета Федерации» и «депутат Государственной Думы»;
рассмотреть Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации;
пранализировать правовой статус парламентария в Российской Федерации

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие член Совета Федерации и депутат Государственной Думы .5
I.I. Понятие член Совета Федерации 5
I.II. Понятие депутат Государственной Думы 7
Глава II. Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 10
II.I. Период полномочий члена Совета Федерации 10
II.II. Период полномочий депутата Государственной Думы 14
Глава III. Правовой статус парламентария в Российской Федерации 17
III.I. Права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 17
III.II. Гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 20
III.III. Материально-финансовые и социальные гарантии парламентария члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 25
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Правовой статус.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление 

Введение 3

Глава I. Понятие член Совета Федерации и депутат Государственной Думы .5

I.I. Понятие член Совета Федерации  5

I.II. Понятие депутат Государственной Думы 7

Глава II. Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 10

II.I. Период полномочий члена Совета Федерации  10

II.II. Период полномочий депутата Государственной Думы  14

Глава III. Правовой статус парламентария в Российской Федерации 17

III.I. Права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 17

III.II. Гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 20

III.III. Материально-финансовые и социальные гарантии парламентария члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 25

Заключение 30

Список литературы 32

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы исследования. Важнейшая роль в процессе демократизации российского общества принадлежит парламенту -Федеральному Собранию Российской Федерации.

За почти  двадцатилетний опыт постсоветского становления  российского парламентаризма удалось  поставить первые вехи на пути укоренения парламентских структур.

Принятая  в декабре 1993 г. Конституция России1 впервые в российской истории создала основу для учреждения демократическим образом легитимного дееспособного российского парламента — Федерального Собрания Российской Федерации. Именно с этого момента партии выступают одними из ведущих акторов российского политического процесса..

Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим органом законодательной власти в России, определяет посредством принятия нормативных, в первую очередь законодательных, актов основные направления жизнедеятельности всей страны, основные направления ее внутренней и внешней политики.

Особенности правового статуса депутатов  Государственной Думы, а также  членов Совета Федерации регламентируют Конституция РФ, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»2, Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»3, а также Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4 (далее – Закон О статусе).

Цель  исследования: определение прав и  обязанностей члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы Российской Федерации в рамках их проффесиональной деятельности.

Для достижения поставленной цельи в курсовой работе решались следующие задачи:

определить  понятие «член Совета Федерации» и «депутат Государственной Думы»;

рассмотреть Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации;

пранализировать правовой статус парламентария в Российской Федерации.

Объектом  исследования являются общественные отношения, определяющие особенности правового статуса порламентария Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность конституционно-правовых и иных норм, регламентирующих правовой статус члена Совета Федерации и  депутата Государственной Думы Российской Федерации.

Методологической  основой исследования стали научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, конкретно-социологического, историко-правового подходов. Кроме того, при написании работы использованы формально-юридический, лингвистический, статистический и другие, более частные методы исследования. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Цель  и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения трёх глав, заключения и списка литературы.

 

Глава I. Понятие «член Совета Федерации» и «депутат Государственной Думы»

I.I. Понятие «член Совета Федерации»

В самом  общем виде члена Совета Федерации  можно определить как гражданина РФ, выступающего в качестве представителя  субъекта Федерации, в котором он постоянно проживает. Однако указанное  определение также не позволяет  в полном объеме рассмотреть все  особенности осуществления деятельности членами Совета Федерации.

Одна  из наиболее важных и существенных особенностей определена Федеральным  законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», ст. 1 которого предусматривает, что Совет Федерации формируется посредством включения в его состав по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органа власти. Такой порядок формирования Совета указывает дополнительные требования к кандидатам на данные должности: наличие стажа государственной службы, причем, как правило, в органах государственной власти субъекта РФ. Таким образом, действующее законодательство устанавливает точное количество членов Совета Федерации, которое по логике закона всегда должно быть постоянным. Согласно ст. 13 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ5, общее число членов Совета составляет 168, что соответствует положениям Конституции РФ, с учетом изменений, произошедших в составе Федерации в последние годы: образование новых субъектов на основе объединения ранее существовавших6.

Член  Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  на срок полномочий этого органа. Представитель  в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается  высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Особое  требование, как в отношении членов Совета Федераци так и в отношении  депутатов Государственной Думы: отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства (ч. 3 ст. 1 закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Данные положения получили свою практическую реализацию и применение только с 2006 г. В отношении ранее избранных (назначенных) членов представительного органа РФ подобное правило не применялось ввиду отсутствия его нормативного закрепления.

Исходя  из вышеизложенного, можно определить, что член Совета Федерации - это гражданин  России, выступающий представителем конкретного субъекта РФ, на территории которого он постоянно проживает  не менее десяти лет, назначенный (избранный) в законодательный (представительный) орган государственной власти на срок полномочий назначившего (избравшего) его органа власти субъекта РФ для  осуществления законотворческой деятельности и иных полномочий, предусмотренных  Конституцией РФ и действующим законодательством.

I.II. Понятие «депутат Государственной Думы»

В отличие  от члена Совета Федерации, который  является представителем органов власти субъекта РФ в федеральных органах, депутат Государственной Думы является представителем народа, его избирателей, в связи с чем для него предусмотрен особый порядок наделения полномочиями - всеобщие выборы.

Сочетание в рамках единого законодательного органа субъектов, представляющих интересы власти и интересы народа, позволяет  разрабатывать и претворят в  жизнь наиболее актуальные и необходимые  законодательные акты.

В качестве кандидатов на пост депутата Государственной  Думы могут выступать граждане, включенные в списки кандидатов от политических партий, а также самостоятельно реализующие  свое пассивное избирательное право (право быть избранным) с соблюдением  требований, установленных избирательным  законодательством для таких  кандидатов.

Часть вторая статьи 1 закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает лишь общие положения в отношении требований, предъявляемых к кандидатам в депутаты, однако действующее законодательство содержит ряд обязательных императивных требований, несоблюдение хотя бы одного из которых влечет невозможность регистрации такого субъекта в качестве кандидата на выборах в Государственную Думу7.

В первую очередь депутат рассматривается  в качестве представителя народа, что предполагает тесную правовую связь  со своими избирателями. Как правило, такая взаимосвязь проявляется  через требования к гражданственности  кандидата. Кандидат в депутаты Государственной  Думы России должен являться ее гражданином. Участие иностранных граждан, а также лиц без гражданства в законотворческой деятельности российского парламента законом не допускается.

При регистрации  кандидата учитывается момент приобретения им гражданства, так, по общему правилу  лицо, вступившее в гражданство России перед началом избирательной  кампании, не может участвовать в  выборах в качестве кандидата  в депутаты. Действующее российское законодательство не содержит четкого  указания на срок обладания гражданством для рассматриваемой категории  субъектов.

Анализ  действующего законодательства позволяет  опосредовано определить такой срок, который составляет десять лет, некоторыми нормативными актами устанавливается  и иной срок. Определение десятилетнего  срока обладания гражданством России тесно связано и с установленным  цензом оседлости, т.е. необходимости  постоянного проживания кандидата  в депутаты на территории России в  течение десяти лет. Введение подобного  критерия позволяет кандидатам в  большей мере оценить обстановку в государстве, определить наиболее уязвимые сферы деятельности, нуждающиеся  в нормативном урегулировании и  регламентации. С другой стороны, длительное постоянное проживание граждан, баллотирующихся  в Государственную Думу, на территории России свидетельствует о их намерении  продолжать свою активную деятельность в данном государстве, а также  о том, что такой субъект будет  непосредственно заинтересован  в эффективности своей деятельности, поскольку ему, равно как и  другим гражданам государства, надлежит осуществлять свою жизнедеятельность  по законом, действующим в государстве, т.е. по тем нормативным актам, которые  будут разработаны и приняты  при его непосредственном участии8.

Решающим  фактором при выдвижении кандидата  в депутаты Государственной Думы является наличие у него полной дееспособности, т.е. возможности своими действиями приобретать права, осуществлять обязанности, а также нести ответственность за свои действия. Депутат должен в полной мере осознавать последствия своих действий и принятых решений и нести за них ответственность.

Наличие дееспособности предполагает два ключевых момента: достижение возраста 21 года, а  также отсутствие заболеваний, не позволяющих  в полной мере оценивать свои действия и их последствия. Достижение обусловленного законом возраста является специальным  требованием, предъявляемым к кандидату  в депутаты, поскольку на данную должность могут претендовать исключительно  совершеннолетние граждане РФ, что  предусмотрено ст. 5 ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Регистрация кандидата производится на основании паспорта, который подтверждает соблюдение указанного требования.

Соответствие  второму условию - отсутствие заболеваний, препятствующих оценке субъектов своих  действий и их последствий, - критерий наиболее сложный, поскольку требует  специального заключения медицинской  комиссии. Однако отсутствие специального законодательного предписания не позволяет  проводить медицинское освидетельствование  граждан, претендующих на участие в  выборах в Государственную Думу. В этой связи оценка рассматриваемого фактора производится на основании  документов, представленных самим кандидатом9.

Закон О статусе, предусматривает специальную оговорку о том, что депутат является представителем народа, и представлять в данном случае он может только один народ, что указывает на наличие единственно возможного гражданства.

 

Глава II. Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

II.I. Период полномочий члена Совета Федерации

Порядок установления срока полномочий члена  Совета Федерации и порядок установления сроков начала и прекращения осуществления  членом Совета Федерации своих полномочий определяются в соответствии с Федеральным  законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и ч. 1 ст. 3 закона О статусе.

Особенностью  данной нормы является отсылочность ее предписаний, причем к нормам различных  нормативных актов, в том числе  и к отдельным предписаниям закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Применительно к реализации статуса члена Совета Федерации подлежат определению  такие моменты, как начало и окончание  полномочий члена Совета, а также  срок, на который соответствующий  член Совета наделяется полномочиями. Указанные понятия являются единым комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых  критериев установления периода  обладания гражданином статусом члена Совета Федерации. Несмотря на то что указанные понятия являются взаимосвязанными, закон указывает на их различное правовое регулирование: срок полномочий определяется Законом о порядке формирования Совета Федерации, а момент начала и окончания полномочий члена Совета - Регламентом Совета Федерации. Такое разграничение правовых норм представляется необоснованным, поскольку именно момент начала и окончания полномочий члена Совета предопределяет срок его полномочий и подлежит определению в рамках специального законодательства, а именно Закона О статусе, поскольку Закон О статусе определяет ключевые аспекты статуса члена Совета Федерации и только он может устанавливать период, в течение которого данный статус подлежит реализации конкретным гражданином10.

Информация о работе Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы