Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение прав и обязанностей члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации в рамках их проффесиональной деятельности.
Для достижения поставленной цельи в курсовой работе решались следующие задачи:
определить понятие «член Совета Федерации» и «депутат Государственной Думы»;
рассмотреть Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации;
пранализировать правовой статус парламентария в Российской Федерации

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие член Совета Федерации и депутат Государственной Думы .5
I.I. Понятие член Совета Федерации 5
I.II. Понятие депутат Государственной Думы 7
Глава II. Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 10
II.I. Период полномочий члена Совета Федерации 10
II.II. Период полномочий депутата Государственной Думы 14
Глава III. Правовой статус парламентария в Российской Федерации 17
III.I. Права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 17
III.II. Гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 20
III.III. Материально-финансовые и социальные гарантии парламентария члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 25
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Правовой статус.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

Следующая форма, приглашение на заседание. Закон о статусе существенно увеличивает перечень лиц, которые могут быть приглашены и заслушаны на заседании соответствующей палаты. Статья 15 Закона о статусе определяет, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе пригласить Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда Российской Федерации, председателя Фонда социального страхования Российской Федерации, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Если  приглашенное должностное лицо не может  прибыть на заседание палаты в  назначенное время, то Закон допускает  возможность изменить время прибытия приглашаемого лица по согласованию с Председателем палаты либо направить  на заседание палаты его заместителя.

Еще одно из прав парламентария - право на прием  в первоочередном порядке должностными лицами, которое заключается в  том, что по вопросам своей деятельности парламентарий может пользоваться первоочередном правом на прием у  руководителей и других должностных  лиц федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, лиц начальствующего  состава Вооруженных Сил РФ.

Кроме указанных, Закон о статусе определяет следующие  права16:

право на получение и распространение  информации (ст. 17) - должностные лица аппарата той или иной палаты в  установленном регламентами палат  порядке обеспечивают парламентария  документами, принятыми палатами, печатными  изданиями палат, информационными  и справочными материалами, в  том числе официально распространяемыми  Администрацией Президента и Правительством РФ, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Судами РФ, Счетной палатой, Центральной избирательной комиссией  и иными государственными органами;

право на обращение парламентария в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения  и организации, должностные лица которых безотлагательно (а при  необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня  получения обращения) дают ответ  на это обращение и предоставляют  запрашиваемые документы или  сведения;

право на выступление по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации.

III.II. Гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Парламентская неприкосновенность закреплена в ст. 98 Конституции РФ. Согласно этой норме  парламентарий обладает неприкосновенностью  в течение всего срока своих  полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме  задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это  предусмотрено федеральным законом  для обеспечения безопасности других людей. В свою очередь, Закон о  статусе определяет личную неприкосновенность как невозможность применения к  парламентарию без согласия палаты Федерального Собрания следующих мер17:

а) привлечения  к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержания, ареста, обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса;

в) личного  досмотра (за исключением случаев, когда  это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности других людей).

Закон о  статусе определяет, что неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные  помещения, используемые личные и служебные  транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы, багаж, переписку. Указанный перечень является закрытым и включение в него каких-либо иных объектов недопустимо. Формирование данного перечня обусловлено необходимостью осуществления отдельных государственно-властных полномочий и обеспечение сохранения информации, отнесенной в соответствии с законодательством к категории конфиденциальной.

При возбуждении  в отношении парламентария уголовного дела или начала производства дела об административном правонарушении по Закону орган дознания или следователь обязан известить об этом Генерального прокурора в трехдневный срок. В свою очередь, Генеральный прокурор обязан в течение недели после получения от следователя сообщения внести в палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности. Без согласия палаты дело не может быть передано в суд.

Расширительный  подход к понятию неприкосновенности был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который своим Постановлением от 20 февраля 1996 г.18 определил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в Конституции РФ, - один из основных элементов статуса парламентария. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Суд определил, что неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер и призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу выполняемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и, следовательно, парламента.

Данная  процедура, по определению Конституционного Суда, - исключение из общей конституционной  нормы о равенстве всех перед  законом и судом, что обусловлено  необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария  как члена федерального представительного  и законодательного органа.

Статья 19 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска и личного досмотра депутата, предусматривает и невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса без согласия палаты Федерального Собрания, устанавливает, что для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор РФ вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление.

Таким образом, Закон о статусе устанавливает  более широкий, чем указанный  в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности без согласия палаты Федерального Собрания.

Далее Конституционный  Суд определяет, что парламентский  иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении  им депутатской деятельности. Его  нельзя привлечь к уголовной и  административной ответственности  за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата. Если же в связи с такими действиями депутат допустил нарушения, ответственность  за которые предусмотрена федеральным  законодательством, то возбуждение  уголовного дела, проведение дознания и предварительного следствия, досудебное производство по административным правонарушениям  могут иметь место только в  случае лишения его неприкосновенности. Это, как разъясняет Конституционный  Суд, также находит подтверждение  в п. 9 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ, по смыслу которого без лишения депутата неприкосновенности для него не может наступить ответственность за действия (или бездействие), связанные с выполнением депутатских обязанностей19.

Вместе  с тем это не означает освобождения парламентария от ответственности  за совершенное правонарушение, в  том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и превращению его в личную привилегию, что означало бы, по мнению Конституционного Суда, нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции РФ, в отношении парламентария допустимо ведение судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса РФ об административных правонарушениях без согласия той или иной палаты Федерального Собрания.

Следственные  действия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы должны осуществляться под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ, который (при наличии соответствующего вывода) может внести в палату представление  о лишении парламентария неприкосновенности. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов  не примет решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о предании его суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может быть начато.

Неприкосновенность парламентария не ограничивается только его личной неприкосновенностью. Без согласия палаты Федерального Собрания не может быть нарушена неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых личных и служебных транспортных средств, средств связи, принадлежащих ему документов и багажа, а значит, не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.

Поскольку Конституция РФ допускает установление федеральным законом иных случаев  освобождения лица от дачи свидетельских  показаний, то из положений ст. 51 Конституции в ее системной связи со ст. 98 Основного Закона следует, что депутат вправе отказаться от таких показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей. Вместе с тем данное право парламентария, по мнению Конституционного Суда, не допускает расширительного толкования и отказа от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, однако необходимых в интересах правосудия при выполнении требований ст. 17 (ч. 3) и 52 Конституции РФ20.

Порядок получения согласия на лишение парламентария неприкосновенности следующий. Генеральный прокурор РФ вносит представление в соответствующую палату Федерального Собрания (Совет Федерации или Государственная Дума), которая рассматривает данное представление. Решением палаты от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании палаты вправе участвовать парламентарий, в отношении которого внесено представление. Палата принимает по этому представлению мотивированное решение и в течение трех дней извещает о нем Генерального прокурора.

В случае отказа палаты дать согласие на лишение  парламентария неприкосновенности закон предписывает прекратить соответствующее  дело. Данное решение может быть отменено только при наличии вновь  открывшихся обстоятельств.

В соответствии со ст. 21 Закона о статусе парламентарий вправе отказаться от свидетельских показаний по делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением своих полномочий.

III.III. Материально-финансовые и социальные гарантии парламентария члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Одной из наиболее значимых гарантий, введенных  для парламентария, является его  обязательное государственное страхование  за счет средств федерального бюджета  на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. Данные суммы выплачиваются органами государственного страхования в случаях21:

гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила  вследствие телесных повреждений или  иного причинения вреда здоровью;

причинения  увечья или иного повреждения  здоровья.

Как видно  из текста данной нормы, в ней отсутствует  оговорка - увечье, полученное при «осуществлении депутатских полномочий». Следовательно, выплаты производятся лишь при наличии факта получения увечья. В случае причинения парламентарию увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением в день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

В случае смерти парламентария Закон определяет, что материальное обеспечение членов семьи умершего осуществляется в  порядке, установленном Федеральным  законом от 31 июля 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»22. Данный Закон определяет, что:

члену семьи  умершего, члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, назначается ежемесячное пособие в сумме, равной 165 процентам размера социальной пенсии умершего за счет средств федерального бюджета.

Предоставленные данной нормой гарантии не только членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, но и членам их семей предопределены особенностями правового статуса указанных субъектов, а также спецификой осуществляемой ими деятельности и являются объективной необходимостью для защиты членов Совета, депутатов Думы на случай гибели либо утраты трудоспособности и направлены на обеспечение защиты не только самих субъектов, но и членов их семей на случай утраты кормильца в лице члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Информация о работе Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы