Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение прав и обязанностей члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации в рамках их проффесиональной деятельности.
Для достижения поставленной цельи в курсовой работе решались следующие задачи:
определить понятие «член Совета Федерации» и «депутат Государственной Думы»;
рассмотреть Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Российской Федерации;
пранализировать правовой статус парламентария в Российской Федерации

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие член Совета Федерации и депутат Государственной Думы .5
I.I. Понятие член Совета Федерации 5
I.II. Понятие депутат Государственной Думы 7
Глава II. Срок полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 10
II.I. Период полномочий члена Совета Федерации 10
II.II. Период полномочий депутата Государственной Думы 14
Глава III. Правовой статус парламентария в Российской Федерации 17
III.I. Права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 17
III.II. Гарантии неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 20
III.III. Материально-финансовые и социальные гарантии парламентария члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 25
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Правовой статус.docx

— 75.50 Кб (Скачать)

Срок  полномочий члена Совета определяется федеральным законом, а момент возникновения и утраты таких полномочий - подзаконным актом, т.е. подзаконный акт предопределяет сферу применения норм федерального закона, что является нарушением иерархии правовых норм в России. В этой связи решающая роль также должна принадлежать Закону О полномочиях, который в качестве специального нормативного акта может разрешить указанное несоответствие и установить пределы реализации статуса члена Совета Федерации.

В соответствии с положениями Регламента Совет Федерации приобретение и утрата статуса члена Совета гражданином РФ производятся с момента принятия решения Советом Федерации о подтверждении полномочий избранного (назначенного) субъекта. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Орган государственной  власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об избрании (о  назначении) члена Совета Федерации, а также о досрочном прекращении  полномочий члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после вступления решения в силу телеграммой уведомляет Совет Федерации  о содержании решения и о дате его вступления в силу. Решение  направляется в Совет Федерации, соответственно, органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  или высшим должностным лицом  субъекта Российской Федерации не позднее  пяти дней со дня вступления решения  в силу. В тот же срок член Совета Федерации представляет в Совет  копию приказа или иного документа  об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей11.

Специфика Регламента Совета Федерации заключается в более детальном и конкретном урегулировании отдельных аспектов деятельности самого Совета, а также отдельных его членов, например, Регламент детально определяет порядок подтверждения полномочий члена Совета Федерации.

Вопрос  о подтверждении или досрочном  прекращении полномочий члена Совета рассматривается в рамках заседания  Совета Федерации по предложению  Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. Решение о подтверждении полномочий члена Совета принимается без обсуждения большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета. В случае принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий члена Совета полномочия прежнего члена Совета Федерации в связи с истечением срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избравшего (назначившего) его, прекращаются, что оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования.

Таким образом, положения Регламента предопределяют момент фактического приобретения и фактической утраты статуса члена Совета Федерации.

Положения законодательных актов более  абстрактны и не предусматривают  конкретизации каких-либо отдельных  положений применительно к практической деятельности Совета Федерации, унифицируя правила поведения ко всем аналогичным  ситуациям, которые подлежат урегулированию нормами такого закона. Цель законодательного акта - указать модель желаемого  и дозволенного поведения неограниченного  круга субъектов в аналогичных  по своему содержанию ситуациях.

Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» определяет общий порядок осуществления деятельности членами Совета Федерации, и в частности, срок их полномочий, устанавливая тем самым взаимосвязь федерального и регионального законодательства посредством введения единого срока полномочий для органов государственной власти субъектов РФ и избранных (назначенных) ими граждан - членов Совета Федерации.

По смыслу ст. 2 Закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается этим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок его полномочий, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты12.

Таким образом, Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» закрепляет лишь общие положения о сроках полномочий членов Совета Федерации, без конкретизации их применительно к отдельным субъектам, избранным (назначенным) в состав Совета. Положения Регламента более конкретны и указывают на начало и окончание срока полномочий применительно к каждому члену Совета Федерации, устанавливая границы такого срока.

Различия  предмета правового регулирования  указанных нормативных актов, а  также целей применения их правовых норм на практике позволяют говорить об отсутствии указанного выше несоответствия иерархии нормативных актов, имеющих смежный предмет регулирования. Правовые нормы указанных актов направлены на урегулирование одного и того же аспекта - срока осуществления деятельности членом Совета Федерации, но подход к урегулированию данного аспекта применяется различный: в одном случае - абстрактный, в другом - конкретный.

Однако  наиболее эффективным средством  устранения возможных правовых коллизий является Закон О статусе, который выступает в качестве специального нормативного акта, и его нормы подлежат применению исключительно с момента приобретения субъектами статуса члена Совета и до момента утраты ими такого статуса, в связи с чем определение срока полномочий указанных субъектов является ключевым моментом правоприменительной практики Закона О статусе.

II.II. Период полномочий депутата Государственной Думы

Особый  порядок приобретения и утраты статуса  члена Федерального Собрания РФ предусмотрен для депутатов Государственной  Думы, которые, в отличие от членов Совета Федерации, являются представителями  народа России, срок полномочий которого никаким законом не ограничивается. Однако, несменяемость депутатов  может рассматриваться как одна из форм узурпации власти и нарушения  принципа народного представительства  органах государственной власти, в связи с чем срок полномочий депутатов Государственной Думы был установлен основным Законом - Конституцией РФ, ч. 1 ст. 96 которой устанавливает, что депутаты Государственной Думы избираются сроком на пять лет. Таким образом, нормативные положения, определяющие срок наделения гражданина РФ депутатским мандатом, являются императивными и устанавливают единственно возможный срок полномочий депутатов вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Единственным исключением из данного правила является досрочное прекращение полномочий депутатов, в том числе и в результате роспуска Думы по инициативе Президента РФ13.

Нормы Закона О статусе (ч.2 ст. 3), конкретизируют и дополняют предписания Конституции РФ, определяя момент возникновения и прекращения статуса депутата Государственной Думы применительно к течению срока полномочий, установленного Конституцией РФ. Так, срок полномочий депутата Думы начинается с момента его избрания на данную должность. Анализ действующего избирательного законодательства позволяет говорить о том, что моментом избрания депутата Думы признается официальное обнародование результатов выборов с учетом произведенного окончательного подсчета голосов. Никакие предварительные результаты выборов не могут рассматриваться в качестве основания для приобретения статуса депутата. Действующее законодательство не устанавливает необходимости проведения каких-либо дополнительных мероприятий по вступлению вновь избранных депутатов в должность. В этой связи именно официальное объявление результатов выборов признается моментом избрания гражданина депутатом Государственной Думы и по логике Закона с этого момента начинается течение срока его полномочий.

Однако  действующим законодательством  предусмотрен еще один аспект, существенно  влияющий на момент приобретения статуса  депутата - наделение избранных в  Думу граждан РФ депутатскими мандатами. Наиболее закономерным представляется наделение статусом депутата вновь  избранных граждан именно с момента  получения ими депутатского мандата, поскольку он гарантирует им реализацию их прав и обязанностей в полном объеме. В большинстве случаев  роль депутатского мандата сводится к определению количества голосов, принадлежащих в составе Государственной  Думы конкретной политической партии и ее фракции. С учетом указанного положения, законодатель определяет момент начала срока полномочий депутата - момент его избрания в Думу. Соответственно, избрание нового состава Государственной Думы влечет прекращение полномочий действующего состава, именно этот факт позиционируется Законом О статусе, в качестве момента окончания срока полномочий депутатов Государственной Думы и указывает на преемственность власти в России.

Закон О статусе, также предусматривает и возможность досрочного прекращения полномочий как отдельных депутатов Думы, так и всей Думы в целом путем ее роспуска либо отставки. В указанных случаях срок полномочий депутатов Государственной Думы прекращается с момента вступления в силу соответствующего постановления Государственной Думы о прекращении полномочий отдельных ее депутатов либо Указа Президента РФ о роспуске Думы. При досрочном прекращении полномочий отдельных депутатов Думы, производится их замена на иных граждан, включенных в партийный список и не прошедших в Думу по результатам выборов. При роспуске либо отставке Думы, фактически возникает ситуация безвластия до момента проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы14.

В этой ситуации следует рассматривать фактическое  и юридическое прекращение полномочий депутатов. Юридическое прекращение  их полномочий происходит с момента  вступления в силу соответствующего указа Президента РФ о роспуске Думы либо иного нормативного акта. Фактически Дума продолжает осуществление своих  полномочий до момента избрания нового состава Думы по результатам досрочных  выборов и только после проведения таких выборов, прежний состав Думы слагает с себя государственные  полномочия. Подобная ситуация направлена на обеспечение преемственности  системы власти в России, а также  обеспечение правопорядка и надлежащей реализации государственной функции, отнесенной к компетенции Государственной  Думы Федерального Собрания РФ.

 

Глава III. Правовой статус парламентария в Российской Федерации

Все гарантии деятельности парламентария (члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы) можно условно распределить по группам; права парламентария; гарантии неприкосновенности; материально-финансовые и социальные гарантии парламентария.

III.I. Права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

К правам парламентария Закон о статусе в первую очередь относит право законодательной инициативы члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы для внесения законопроектов, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы для внесения предложений о поправках к Конституции РФ и пересмотре ее положений.

Следующее по степени важности право - участие  парламентария в заседании той  или иной палаты Федерального Собрания, а также в заседании комитета, комиссии палаты или согласительной комиссии. Закон о статусе закрепляет за парламентарием право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом или комиссией палаты.

Одно  из наиболее действенных прав - право  запроса, которое законодательно разделено  на депутатский и парламентский  запросы.

Парламентский запрос определен как право палаты направлять запрос Председателю и членам Правительства России, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю Центральной избирательной  комиссии, председателям других избирательных  комиссий и комиссий референдума, Председателю Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Федерации и  органов местного самоуправления, а  также Пенсионного фонда, Фонда  социального страхования, Государственного фонда занятости населения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию данных органов  и должностных лиц. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов палаты, а должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, в свою очередь, должно дать на него ответ в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня его получения. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты, а копии ответа направляются всем членам палаты15.

Депутатский запрос направляется не палатой, а членом Совета Федерации или депутатом  Государственной Думы (инициатором  запроса). Так как данный запрос направляется парламентарием самостоятельно, то не требуется его оглашения на заседании  палаты, а должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок.

Информация о работе Конституационно правовой статус члена СФ и Государственной Думы