Эволюция представительных органов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования данного правового института обусловлена значением законодательных органов государственной власти Российской Федерации, активным развитием демократических процессов в их формировании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ
1.1. Демократизм древнерусского общественного устройства
1.2. Представительные органы в период XXVII начала XIX веков 9
1.3. От земских соборов до советского парламентаризма 12
1.4. Развитие представительных органов в 1918 – 1990гг
ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТ РФ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Парламента РФ 22
2.2. Структура Федерального собрания 25
2.3. Полномочия Палат Федерального собрания 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по конституционному.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

      Возглавляет Совет Федерации Председатель, который избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта РФ. Регламент Совета Федерации.

      Регламент Совета Федерации выделяет полномочия Председателя Совета Федерации, основными из которых являются:

     - Председатель Совета Федерации представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;

      - ведет заседание палаты;

     - приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ;

     - направляет Президенту РФ для подписания и официального опубликования законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, одобренные Советом Федерации;

     - участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 

     - представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной думой, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, Конституционным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими организациями;

     - принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписывает ее;

     - осуществляет иные полномочия предусмотренные Регламентом СФ. Регламент Совета Федерации.

      Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, имеют право по его поручению подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, а также организуют взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации. Они могут быть освобождены от занимаемой должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов "верхней" палаты.

     В соответствии с Конституцией РФ в Совете Федерации образуются комитеты и комиссии. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Численный состав комитетов определяется палатой, однако комитет должен насчитывать не менее 8 членов.

     В отличие от Совета Федерации Конституция РФ закрепляет численный состав Государственной Думы - 450 депутатов. Конституция РФ: ст. 95, ч.3Общие положения, касающиеся структуры Государственной Думы, так же, как и структуры Совета Федерации закрепляется в ст. 101 Конституции РФ18.

     Для совместной деятельности и выражения единой позиции, по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.

     Государственную Думу возглавляет Председатель. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы. Кандидатов на должности заместителей Председателя могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы.

     Регламент Государственной Думы закрепляет полномочия Председателя Государственной Думы:

     - ведет заседания палаты;

     - представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой РФ, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств;

     - участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

     - направляет в Совет Федерации для рассмотрения, одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;

     - направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со ст. 105 ч. 5 Конституции РФ;

     - осуществляет другие полномочия, предусмотренные Регламентом ГД. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии19. Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.

     Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий конкретного созыва Государственной Думы. Председатели комитетов избираются палатой. Должности председателей комитетов распределяются обычно по пакетному принципу, т.е. по договоренности между всеми депутатскими объединениями20. Деятельность комитета Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности.

     Таки образом, законодательство четко определяет порядок формирования и деятельности Федерального Собрания. Палаты Парламенты действуют в соответствии с федеральными законами и регламентами Палат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Полномочия Палат Федерального Собрания

Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - различных групп населения страны.

Статья 102 Конституции РФ к исключительному  ведению Совета Федерации относит:

     - утверждение изменения границ между субъектами РФ;

     - утверждение указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

     - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

     - назначение выборов Президента РФ;

     - отрешение Президента РФ от должности;

     - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

    - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

     - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

     - решения по вопросам своего исключительного ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений21;

    - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    - решение вопроса о доверии Правительству РФ;

    - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ22;

    - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

     - объявление амнистии;

     - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

Главнейшим  полномочием палат Федерального Собрания является законотворчество. Законодательный процесс складывается из нескольких стадий:

1. Законодательная  инициатива.

2. Предварительное  рассмотрение законопроекта Государственной  Думой в чтениях.

3. Принятие  законопроекта Государственной Думой.

4. Рассмотрение  и одобрение принятого закона  Советом Федерации.

     После того, как федеральный закон был принят в Государственной Думе, он в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. Федеральный закон направляется на имя Председателя Совета Федерации.

     Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон, поступивший из Государственной Думы, в течение 14 дней. Этот срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.

     Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает его и принимает по нему заключение. Заключение комитета представляется Председателю Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат следующие федеральные законы:

а) федерального бюджета;

б) федеральных  налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации  и денонсации международных договоров  РФ;

д) статуса и защиты государственной границы РФ;

е) войны  и мира.

По результатам  обсуждения федерального закона Совет  Федерации принимает одно из следующих  решений: одобрить или отклонить  принятый Государственной Думой федеральный закон.

5. Подписание  Президентом РФ закона и его обнародование.

Совет Федерации обязан в течение пяти дней направить Президенту для подписания и обнародования федеральный.

Исходя  из всего вышеизложенного, можно  определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание - Парламент России, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Конституция РФ не называет палаты верхней и нижней, однако, проведя аналогию с мировой практикой можно говорить о том, что Совет Федерации формально является верхней палатой.

Конституционная компетенция палат Федерального собрания характеризуется тремя группами полномочий: относящиеся к исключительному ведению палаты; связанные с организацией деятельности палаты; по принятию федеральных законов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное в работе исследование по достижению поставленных целей позволяет сформулировать следующие выводы:

     - еще в первые века развития и становления России институт представительства в государстве начал формироваться в виде вече и собраний, что положило основу будущему парламентаризму в России. Вечевые традиции долго существовали на Руси, являя своеобразие и устойчивость политической организации страны.

С введением сословно-представительных учреждений в средние века в Российском государстве в виде земских соборов происходила замена элементов демократизма началами сословного представительства. Земские соборы обеспечивали представительство от различных слоев населения в органах государственной власти;

Информация о работе Эволюция представительных органов в России