Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:41, курсовая работа
Актуальность исследования данного правового института обусловлена значением законодательных органов государственной власти Российской Федерации, активным развитием демократических процессов в их формировании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ
1.1. Демократизм древнерусского общественного устройства
1.2. Представительные органы в период XXVII начала XIX веков 9
1.3. От земских соборов до советского парламентаризма 12
1.4. Развитие представительных органов в 1918 – 1990гг
ГЛАВА 2. ПАРЛАМЕНТ РФ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Парламента РФ 22
2.2. Структура Федерального собрания 25
2.3. Полномочия Палат Федерального собрания 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 34
Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 г. новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входившие в Советский Союз республики.
Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. Двухступенчатая конструкция была заменена единым Верховным Советом, который традиционно именовался высшим органом государственной власти. Причем традиционная советская идея высшего органа власти была проведена более последовательно, чем в предшествующих конституциях12.
При прежней двухступенчатой структуре законодательных органов государственной власти основная законотворческая работа была прерогативой постоянно действовавшего ВЦИК. Главным недостатком такого порядка было отсутствие гласности и недемократический порядок формирования ВЦИК - отстранение от этой процедуры избирателей. Чтобы завуалировать столь явно авторитарный характер политического режима, продемонстрировать внешний демократизм советской власти, был образован единый и единственный законодательный орган - Верховный Совет, избираемый всем населением страны. Формальные признаки законодательного органа налицо: роль ВЦИКа в новой конструкции государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержавшие важнейшие нормативные предписания, в том числе и вносившие изменения в законодательство, которые затем выносились на утверждение Верховного Совета, сессии которого созывались этим же Президиумом два раза в год.
При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избиравшийся из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.
Мало что изменилось в практике формирования и деятельности законодательных органов России с принятием Конституции 1978 г. Итак, в России с октября 1917 г. по октябрь 1989 г. сложилась не имевшая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. С формально-юридической точки зрения съезды Советов РСФСР являлись законодательными органами государственной власти, однако многие элементы их правового положения противоречили статусу законодательного органа в общепринятом смысле, а именно:
- полновластие и верховенство, исключавшие возможность реализации принципа разделения властей;
- недемократический юридически (до 1937 г.) и на практике порядок их формирования;
- присвоение полномочий, которые с точки зрения логики и здравого смысла должны принадлежать органам исполнительной власти.
Верховный Совет СССР был высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определявшим основные направления внешней политики, осуществлявшим высший контроль над деятельностью государственного аппарата.
Верховный Совет СССР избирался населением на четыре года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.
Верховный Совет СССР состоял из двух
равноправных палат - Совета Союза и Совета
национальностей. Совет Союза избирался
по норме: один депутат на 300 тыс. человек
населения. В Совет национальностей избирались
по 32 депутата от
каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по пять депутатов от каждой национальной области
и по одному депутату от каждого национального округа.
В рассматриваемом историческом периоде сочетались ростки демократии, позволявшие поддерживать тесную связь депутатов с избирателями, накапливать элементы парламентской культуры, вносить определенный вклад в развитие и совершенствование законодательной системы, и формально-бюрократический стиль решения многих ключевых вопросов, вытекавший из доминирования партийно-политического подхода ко всем областям жизни страны, в том числе и в сфере законотворчества.
Активизировалась деятельность советов
всех уровней после отмены ст. 6 Конституции
СССР о руководящей и направляющей роли
КПСС. Особенно активно стали работать
Съезды народных депутатов и Верховный
Совет РСФСР. Всего в 1990 г. было принято
более 150 законодательных актов, формировавших
основу рыночных реформ, законодательное
закрепление принципа частной собственности,
расширение форм собственности и хозяйственной
деятельности, утверждение их равенства,
создание конкурентной среды. Были введены
институт президентства и Конституционного
Суда. Постановлением Президиума Верховного
Совета РСФСР от 30 января 1991 г. было утверждено
Положение о Совете Федерации РСФСР в
качестве консультативно-
Неотъемлемый элемент современного парламентаризма - закрепление в правовой системе страны принципа разделения властей. Следует проанализировать тот небольшой опыт реализации этого принципа, который накоплен Российской Федерацией с 1989 г. по настоящее время, и проследить, какие изменения произошли в связи с этим в структуре и деятельности законодательных органов.
Поскольку процесс внесения изменений
и дополнений продолжался в течение пяти
лет и проходил непоследовательно, без
какого-либо заранее разработанного плана
государственно-правовой реформы, за точку
отсчета примем текст Конституции по состоянию
на 10 декабря 1992 г., действовавшей до момента
издания Президентом России Указа от 21
сентября 1993 г. "О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации", поскольку
он прервал "осуществление зако
нодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации" и в корне изменил систему представительных органов страны.
Принцип полновластия Советов, несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР, получив не только практическое, но и научно-теоретическое обоснование. Поэтому одновременно преодолеть этот подход и за сравнительно короткое время создать теорию и практику российского парламентаризма невозможно. В силу отмеченных причин рассматриваемая Конституция России (в ред. 1992 г.) носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти элементы прежней концепции полновластия Советов и элементы парламентаризма.
Для осуществления значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных органов государственной власти России, помимо съезда, предусматривался еще один орган - Верховный Совет, который, согласно ст. 107 Конституции России в редакции 1992 г., именовался "орган Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации". Формула статьи, закрепившей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть лишь законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух и даже трех ветвей власти. Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий, включая и законодательные, такие, как издание основ законодательства и федеральных законов по предметам совместной компетенции Федерации и ее субъектов, а также издание кодексов и законов по предметам исключительной компетенции Федерации (п. 6.1 ст. 109). При этом в объем его компетенции входили такие правомочия, которые целесообразно было бы передать органам исполнительной власти, например право представлять на утверждение съезда проекты перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития или право устанавливать доходы, поступающие на образование государственного бюджета РФ13.
Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным референдумом 12 декабря 1993
г., изменила характер государственной
власти, форму правления и принципы организации
представительной и законодательной деятельности
на федеральном уровне: она закрепила
статус двухпалатного парламента России,
в том числе его верхней палаты - Совета
Федерации.
2. ПАРЛАМЕНТ РФ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Общая характеристика Парламента РФ
демократизм представительный парламент палата федеральный
Из определения Федерального Собрания как парламента РФ следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти.
С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени.
Конституция РФ 1993 года не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов14. Согласно Конституции законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России15.
Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.
Конституция далее определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам. Так как из текста Конституции следует, что указы президента как главы государства, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного Суда утрачивают юридическую силу.
В Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа16. Аналогичная структура парламента получила значительное распространение в мире, благодаря двум преимуществам:
- возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов, либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль;
- возможности сделать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной палаты.
Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.
Двухпалатная структура российского парламента
принадлежит к тому типу, который определяется
сравнительной слабостью верхней палаты.
Это выражается
в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия17.
Таким образом, нынешняя модель Парламента
в России представляет собой 2 палаты:
Верхнюю в виде Совета Федерации и нижнюю
- в виде Федерального Собрания, которые
законодательно регулирует жизнь страны
и содействует формированию правового
государства.
2.2. Структура Федерального Собрания
Как уже говорилось выше, в Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания и порядок ее работы определяются Регламентом, утвержденным Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ с последующими изменениями и дополнениями.
В Конституции РФ не указывается численный состав Совета Федерации. Но говорится о том, что палата формируется путем представительства по одному члену от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта РФ.
Информация о работе Эволюция представительных органов в России