2.4. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.
Предусмотрено, что защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия Закона о государственной тайне осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном Законом.
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне, осуществляется за счет средств бюджета, а остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну[1].
Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Кыргызской Республики. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.
Система защиты (охраны) государственной тайны построена для того, чтобы эта тайна не стала достоянием, как внешних противников Кыргызской Республики, так и враждебных элементов внутри государства. В этом выражается понимание государственной тайны как функции государства по отношению к обществу и личности.
Система защиты (охраны) государственной тайны должна регулироваться различными отраслями права, и лишь наиболее опасные деяния при обращении с государственной тайной образуют преступления. Тем самым удастся оправдать в глазах общественности суровое уголовное наказание за нарушение правил обращения с государственной тайной, а также создать фундамент для претворения в жизнь принципа неотвратимости наказания.
Система уголовно-правовой защиты государственной тайны должна фокусировать внимание на наиболее опасных деяниях при обращении с государственной тайной, независимо от того, совершает ли их законный или незаконный обладатель государственной тайны. В сфере уголовно-правового регулирования должна оказаться вся «цепочка» незаконных действий с государственной тайной (добывание государственной тайны, собирание, хранение, передача, разглашение, продажа, коммерческое или иное использование и т.п.) в их наиболее общественно опасной форме. В настоящее время лишь отдельные звенья цепочки заслужили уголовно-правовое регулирование (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну; разглашение сведений, составляющих государственную тайну; утрата документов, составляющих государственную тайну и пр.). И такое регулирование ориентировано на законного обладателя государственной тайны. Незаконный обладатель не может поплатиться, например, за продажу государственной тайны преступным структурам или использование секретных сведений для спекулятивного обогащения.
Система уголовно-правовой защиты (охраны) государственной тайны должна строго дифференцировать ответственность в зависимости от трех факторов:
1) насколько высока опасность разглашения государственной тайны для общества и личности;
2) законно или незаконно субъект получил доступ к государственной тайне;
3) умышленно или неумышленно он совершил преступление.
Сейчас такой дифференциации в УК КР нет, и суды сами при назначении наказания пытаются учитывать эти факторы.
Система уголовно-правовой защиты (охраны) государственной тайны должна взаимодействовать с системой уголовно-правовой защиты иной тайны (коммерческой, банковской, тайны усыновления и т.д.). К сожалению, оказалось, что коммерческую и банковскую тайну УК КР оберегает куда более тщательно, нежели государственную.
Заключение.
Разглашение или передача сведений содержащих государственную тайну по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утеря секретных документов, публикации в средствах массовой информации документов составляющих государственную тайну, представляли ранее и представляют сейчас серьезную угрозу государственной безопасности. Поэтому одной из важнейших задач обеспечения государственной безопасности является предупреждение и выявление вышеуказанных действий, а также ликвидация их последствий, путем создания специальных органов охраны государственной тайны, принятия законодательных актов регламентирующих их деятельность, а также принятие законов призванных обеспечивать наказание лиц, совершивших преступления направленные на подрыв государственной безопасности.
В настоящее время, когда мир находится в сложной политической и экономической обстановке защита государственных секретов обретает важное значение и в этих целях создан особый административно - правовой режим защиты государственной тайны.
Список используемой литературы:
1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня
2. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики
3. Закон КР «О национальной безопасности Кыргызской Республики»
4. Закон КР «Об оперативно – розыскной деятельности»
5. Закон КР «О Службе государственной охраны Кыргызской Республики»
6. Закон КР «О внешней разведке»
7. Закон КР «О защите государственных секретов КР»
8. Закон КР «О гражданстве»
9. Постановление Правительства КР от 28.10.1995 №1050 (ред. от 15.11.2004) «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Кыргызской Республики к государственной тайне»;
10. Постановление Правительства КР от 15.04.1995 №333 (ред. от 17.12.2004) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;
11. Постановление Правительства КР от 22.08.1998 №1003 «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;
14. Государственная тайна в Российской Федерации. Изд. 2-е, под ред. М.А. Вуса - Спб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2000, 409 с.
15. Информационное право: Городов О.А. Учеб.-М.: Проспект, 2009.- 256 с.
[1] Конституция Кыргызской Республики ст.29
[1] Постановление Правительства КР от 22.08.1998 №1003 «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;
[1] Закон КР «О защите государственных секретов КР» - Ст. 14
[1] Закон КР «О защите государственных секретов КР» Ст. 18
[1] Информационное право: Городов О.А. Учеб.-М.: Проспект, 2009 – С 51.
[1] Вуса М.А Государственная тайна Российской Федерации. Изд.2-е. Изд. Санкт-петербургского университета 2000 г – С 89
[1] Городов О.А. Информационное право. Учеб.-М.: Проспект, 2009 – С 65.
[1] Постановление Правительства КР от 22.08.1998 №1003 «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;
[1] Закон КР «О защите государственных секретов КР» - Ст. 23
[1] Постановление Правительства КР от 15.04.1995 №333 (ред. от 17.12.2004) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;