Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:40, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – рассмотреть процедуру защиты государственной тайны В этой работе будет рассмотрено понятие государственной тайны, основные положения, касающиеся системы её защиты, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, система защиты и ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….3 1. Государственная тайна и ее содержание 1.1. Виды сведений составляющих государственную тайну……………..5 1.2. Допуск к государственной тайне………………………………………9 2. Защита государственной тайны 2.1. Законодательство о государственной тайне………………………….12 2.2. Утечка информации и несанкционированный допуск……………….14 2.3. Система защиты государственной тайны……………………………..16 2.4. Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне ………………………………………………………………………………..19 Заключение ………………………………………………………………….22 Список используемой литературы…………………………………………23
Допуск государственных служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке после принятия следующих обязательств:
- неразглашение доверенных им сведений; согласие на частичные временные ограничения в правах;
- ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне;
- письменное согласие на проведение проверочных мероприятий в отношении допускаемого к государственной тайне.
Для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются льготы, в том числе процентные надбавки к зарплате и преимущественное право на оставление на работе при проведении организационных и штатных мероприятий.
Существуют три формы допуска к государственной тайне: «сведения особой важности», «совершенно секретные» и «секретные». Допуск государственного служащего к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности[1].
Основаниями для отказа государственному служащему в допуске к государственной тайне являются следующие показатели:
- признание его недееспособным или ограниченно дееспособным, а также опасным рецидивистом;
- нахождение его под судом или следствием за государственные или тяжкие преступления, или не снятая судимость за такие преступления;
- выявление в результате проверочных мероприятий действий, создающих угрозу безопасности или уклонение от проверочных мероприятий.
Прекращение допуска государственного служащего к государственной тайне может быть осуществлено в случаях расторжения трудового договора, однократного нарушения взятых обязательств или в связи с возникшими обстоятельствами, представляющими основание для отказа в допуске к государственной тайне. При этом прекращение допуска к государственной тайне не освобождает государственного служащего от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. В связи с допуском (настоящим или бывшим) к государственной тайне государственные служащие могут подвергаться ограничениям в плане выезда за границу, распространения сведений, составляющих государственную тайну и неприкосновенности частной жизни[1].
Законом определяется, что руководители структур государственной службы несут персональную ответственность за создание условий, при которых государственный служащий, допущенный к государственной тайне, знакомится только с теми сведениями и в том объеме, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей. Руководители структур государственной службы осуществляют отнесение сведений к государственной тайне в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом КР, причем лица, указанные в Перечне, несут персональную ответственность за принятые ими решения.
2. Защита государственной тайны
2.1. Законодательство о государственной тайне
Законодательство Кыргызской Республики о государственной тайне основывается на Конституции Кыргызской Республики, Законе Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» и включает нормы этого Закона, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
К этим законодательным актам относятся в первую очередь:
1.Кодифицированные – Уголовный Кодекс КР устанавливающий уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж;
2.Специализированные законы – «О Службе государственной охраны Кыргызской Республики», «О национальной безопасности», «Об оперативно – розыскной деятельности», «О гражданстве» и прочие.
3.Постановление Правительства КР от 28.10.1995 №1050 (ред. от 15.11.2004) «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Кыргызской Республики к государственной тайне»;
4.Постановление Правительства КР от 15.04.1995 №333 (ред. от 17.12.2004) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;
5.Постановление Правительства КР от 22.08.1998 №1003 «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;
Итак, можно сделать вывод о том, что существуют такого рода сведения, разглашение которых не отвечает интересам безопасности государства в первую очередь, его институтов, поскольку ущерб от их распространения может привести к существенным потерям и стать препятствием в сохранении прогрессивном развитии личности, общества и государства.
2.2 Утечка информации и несанкционированный доступ
Утечку информации в общем виде можно рассматривать как бесконтрольный и неправомерный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена.
Перечень источников утечки информации довольно разнообразен, однако их можно разделить на три основные группы:
персонал, имеющий доступ к конфиденциальной информации;
документы, содержащие эту информацию;
3) технические средства и системы обработки информации,
Несанкционированный доступ подразумевает получение, накопление, хранение, обработку и использование разнообразных информационных потоков. Поскольку информация представляет определенную цену, то факт ее получения злоумышленником приносит ему определенный доход. Следовательно, главная цель противоправных действий – получение информации о составе, состоянии и деятельности объекта охраняемой информации для удовлетворения своих информационных потребностей в корыстных целях и внесение изменений в состав информации. Это может привести к дезинформации в определенных сферах деятельности, в учетных данных, отрицательно сказаться на результатах решения управленческих задач. Более опасной угрозой является уничтожение такой информации[1].
Целями законодательства о государственной тайне являются фиксирование критериев отнесения к ней тех или иных сведений, критериев рассекречивания, а также детальное регулирование обращения таких сведений.
В целом, нынешняя конструкция законодательства о государственной тайне, не противоречит заявленным целям, при этом фактическое исполнение не совсем удачно.
Прежде всего, законодательство о государственной тайне все более превращается в вотчину административного права. При этом регуляторы обращения государственной тайны, имеющиеся в других отраслях права, расцениваются как соподчиненные праву административному. Такой подход в корне неверен, поскольку занижает уровень общественных отношений, связанных с обращением государственной тайны. Например, закон «О государственной тайне» предусматривает ограничения конституционных прав граждан (право на свободу перемещения, право на неприкосновенность личной жизни и др.). В этом законе содержатся нормы трудового права (доплаты лицам, допущенным к государственной тайне, и пр.), очертания норм уголовного права (ответственность за наиболее грубые нарушения правил обращения). Таким образом, законодательство о государственной тайне объективно носит межотраслевой характер и вправе называться государственным (общеправовым), а не административно-правовым. Вместе с тем административное право и соответствующий административно-правовой режим играют наиболее заметную роль в регулировании обращения государственной тайны.[1]
Во-вторых, законодательство о государственной тайне превратилось в громоздкую конструкцию: большое количество законов и нормативных актов регламентируют обращение тайны.
В-третьих, существенные сегменты законодательства о государственной тайне написаны «под ведомство», т.е. не отражают общенациональные интересы.
2.3. Система защиты государственной тайны
Существо государственной тайны, необходимость сохранения ее в тайне, потребовало принятия целого комплекса мер, названного в Законе «система защиты государственной тайны» и включающее не только собственно меры (к примеру, такую процедуру как допуск). Официально оно звучит следующим образом: система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Отношения по защите государственной тайны, будучи сопряженными с необходимостью сохранения её в тайне, принятия соответствующих мер, могут быть отнесены к административному праву, метод же их регулирования также в первую очередь связан с обязательностью, императивностью, не допускающей отступления от нормы закона, законной возможности нескольких вариантов развития ситуации.
Итак, на кого распространяется это режим. Закон относит к ним:
межведомственную комиссию по защите государственной тайны орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства о государственной тайне[1].
Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики.
Орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации[1].
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики в пределах полномочий, определяемых Конституцией Кыргызской Республики. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры. Доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по общим правилам.
Другими мероприятиями, помимо организации доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну стали:
Определение порядка сертификации средств защиты информации. Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности, установление лицензирования на проведение работ со сведениями соответствующие степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы, по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Кыргызской Республики, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации.