Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

Государственная служба понималась в широком и узком смыс¬ле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выпол¬нению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — к выполне¬нию служащими своих обязанностей в государственных органах.

Оглавление

1. Введение………………………………………………..
2. Государственная служба………………………………
2.1. Виды государственной службы…………………………
2.2. Принципы государственной службы…………………..
3.Административно – правовое регулирование прохождения государственной службы………………………………………..
3.1. Порядок прохождения государственной службы…………………..
3.2. Стимулы деятельности государственной службы……………………
4. Заключение……………………………………………………………….
5. Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Административное право..doc

— 122.00 Кб (Скачать)

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их не­посредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы, государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без ка­кой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государствен­ную должность обусловливаются характером должностных обязан­ностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществления ими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функ­ций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержа­нию и объему полномочий этой должности.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руко­водителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненно­сти руководителей. На этот счет Законом об основах государствен­ной службы установлены правила, которыми он должен руковод­ствоваться, Государственный служащий в случае сомнения в пра­вомерности полученного распоряжения обязан в письменной фор­ме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю;

б) руководителю, издавшему распоряжение и в) вы­шестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие — руко­водитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвер­ждает указанное распоряжение, государственный служащий обя­зан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоря­жение руководитель

7. Единства основных требований, предъявляемых к государ­ственной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

10. Ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненад­лежащее исполнение должностных обязанностей. Она должна за­нимать особое место среди мер, направленных на совершенствова­ние системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой на­рушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ве­дет к правовому нигилизму.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

11. Внепартийности государственной службы. В системе го­сударственной службы не допускается создание организаций поли­тических партий и движений. Государственные служащие при ис­полнении должностных обязанностей не связаны решениями обще­ственных объединений и обязаны руководствоваться законодатель­ством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут вли­ять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т. д. Государственным служащим на от­дельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положе­ние государственного служащего не должно зависеть от политичес­кой конъюнктуры, конкретной личности политического руководи­теля, необоснованных организационных импровизаций.

В числе принципов государственной службы не оказалось принципа законности. Его не могут подменить те принципы, кото­рые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдель­ные требования (например, о верховенстве Конституции РФ, обя­зательности решений вышестоящих органов для государственных служащих). Между тем принцип законности является универсаль­ным, он не должен иметь для кого-либо каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны со­блюдать Конституцию РФ, законы, а также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законодатель­ством.

 

3. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.

3.1. Порядок прохождение государственной службы

 

Порядок поступления на государственную службу определяет­ся правовыми актами с учетом:

а) особенностей статуса государственных органов;

б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы отно­сятся;

в) категорий групп государственных должностей;

г) способов замещения этих должностей.

Конституционный принцип равного доступа граждан Россий­ской Федерации к государственной службе не исключает ограниче­ний для поступления на эту службу или занятие конкретных госу­дарственных должностей. Ограничения установлены законами и другими правовыми актами.

Гражданин не может быть принят на государственную долж­ность в случаях:

а) признания его судом недееспособным или ограниченно де­еспособным;

б) лишения его судом права занимать государственные долж­ности государственной службы в течение определенного срока;

в) наличия заболевания, препятствующего выполнению долж­ностных полномочий, если специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей;

г) наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчинен­ностью и непосредственной подконтрольностью одного другому- К лицам, находящимся в отношениях близкого родства или свойства, отнесены родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также бра­тья, сестры, родители и дети супругов;

д) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;

е) наличия гражданства иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

ж) отказа от представления сведений в органы налоговой служ­бы о полученных доходах и имуществе, принадлежащем претенден­ту на должность на праве собственности, являющихся объектом налогообложения.

Порядок и условия замещения государственных должностей государственной службы в наиболее существенных вопросах регла­ментируются Законом об основах государственной службы. Им ус­тановлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление оформляется прика­зом по государственному органу о назначении его на государствен­ную должность государственной службы.

Назначение на государственную должность — юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего осуществления функций, обязанностей и прав, определенных дан­ной должностью. Путем назначения замещаются практически все государственные должности государственной службы, однако в ус­тановленных случаях — по результатам конкурса.

Порядок замещения должностей дифференцирован примени­тельно к назначению впервые или вновь поступающих на государ­ственную службу, а также к замещению вакантных должностей. Он различается также в зависимости от категорий и групп государ­ственных должностей.

Конкурс представляет собой конкретную форму замещения должностей, включающую элементы выборности. Он имеет целью отбор высококвалифицированных кадров и комплектование ими государственных органов. Конкурс состоит в предварительной оцен­ке профессиональных, деловых и нравственных качеств кандида­та на должность.

Замещение государственной должности по конкурсу предпола­гает:

а) избрание на вакантные должности, которые, следовательно, могут замещаться служащими на определенный срок (как прави­ло, до пяти лет);

б) объявление в печати о конкурсе на должность с сообщени­ем основных требований к кандидатам на ее замещение;

в) возможность участия в конкурсе нескольких претендентов;

г) рекомендацию кандидата на должность конкурсной комис­сией;

д) заключение контракта между администрацией и лицом, ре­комендованным конкурсной комиссией или избранным на соответ­ствующую должность;

е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность.

По конкурсу замещаются определенные категории государ­ственных должностей государственной службы.

В свою очередь, конкурс может проводиться в форме конкур­са документов или конкурса-испытания. В форме конкурса докумен­тов замещаются вакантные старшие государственные должности государственной службы; конкурса-испытания — на замещение ва­кантных высших, главных и ведущих государственных должностей государственной службы-

Конкурс проводится по установленной процедуре. В частности, при конкурсе документов конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о предше­ствующей трудовой деятельности, а также на основании рекомен­даций, тестирования и т. д.

Конкурс-испытание может включать в себя прохождение ис­пытания на соответствующую государственную должность и завер­шается государственным квалификационным экзаменом.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назна­чения на соответствующую должность государственной службы,  либо отказа в таком назначении.

Государственно - служебные отношения. Лицо, принятое на государственную службу, приобретает статус государственного слу­жащего и субъекта государственно-служебных отношений. Особен­ность этих отношений состоит в том, что они складываются между государством в лице его органов и государственным служащим, осуществляющим служебную деятельность в качестве субъекта юридически-властных отношений. Государственно-служебные отно­шения значительной части государственных служащих могут скла­дываться не только внутри, но и вне рамок органа, в котором они занимают должности (между служащими выше- и нижестоящих ор­ганов, контрольно-надзорных органов).

Государственно-служебные отношения, урегулированные нор­мами административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений.

Государственно-служебные отношения возникают на основе одностороннего решения государственного органа (должностного лица), которое, во-первых, юридически закрепляет поступление гражданина на государственную службу, во-вторых, служит осно­ванием для выполнения им служебных обязанностей по данной, дол­жности, в-третьих, определяет момент возникновения его обязан­ностей перед государством, а также служебных и личных прав. Перемещение служащих сопровождается также изданием админи­стративного акта.

Правоограпичения государственные служащих (их надо отли­чать от ограничений поступления на государственную службу) обус­ловлены особенностями государственной службы и имеют целью обеспечение ее эффективного функционирования. Государственная служба неотделима от осуществления государственной власти. По­этому должны быть определенные, в частности, правовые препят­ствия всегда возможному злоупотреблению принадлежностью к этой власти- Установленные правоограничения заключаются в основном в том, что государственный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе­дагогической, научной и иной творческой деятельности;

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и орга­нов местного самоуправления;

в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

г) состоять членом органа управления коммерческой организа­ции, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управле­нии этой организацией;

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен­но подконтролен ему;

е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

ж) получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве государственного служащего;

з) получать от физических и юридических лиц вознагражде­ния, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.);

и) принимать участие в забастовках;

к) использовать свое служебное положение в интересах поли­тических партий, общественных, в том числе религиозных, объеди­нений, для пропаганды отношений к ним.

Для федеральных государственных служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия иностранного государства;

загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исклю­чением служебных поездок в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией.

Установленные ограничения не преследуют цели ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государ­ственного аппарата-

Вышеназванные ограничения адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности государствен­ной службы, и не распространяются на служащих государствен­ных предприятий, учреждений и организаций.

Информация о работе Государственная служба