Формы и методы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

ЗОбщепризнанно существование у каждого объекта внутренней и внешней форм. Последняя – это внешняя граница, внешний образ объекта, она выражает и обеспечивает его связь с другими явлениями. Под внутренней формой понимается способ связи элементов целого, его структура. Форма таких сложных систем как государство, право, исполнительная власть, сама очень сложна, у нее много сторон, своя структура.
Но также следует отметить, что в

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

В-шестых, метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнитель­ному аппарату полномочия юридически властного характе­ра.

В-седьмых, для методов управления характерна право­вая форма непосредственного выражения.

Степень убежденности проверяется в процессе практи­ческой деятельности граждан, в линии их поведения.

Убеждение как способ укрепления правопорядка и законности включает совокупность политических, вос­питательных, идеологических, социально-психологичес­ких и других факторов, организационную систему средств и форм воздействия на сознание личности в целях обеспе­чения ее социально полезного поведения.

Среди мер убеждения — разъяснение, обоснование, обсуждение, критика, показ положительных примеров и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психо­логии и педагогики. К примеру, убеждение включает в себя такие эле­менты, как овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение желания. Выбор и использо­вание этих элементов всегда носит активный и творческий характер.

Формы убеждения разнообразны. Среди них:

                  обучение представителей общественности навыкам борьбы с правонарушениями;

                  разъяснительно-воспитательная работа, пропа­ганда, агитация;

                  обмен опытом;

                  поддержание и развитие общественной инициативы;

                  организационно-массовая работа;

                  критика антиобщественных поступков. Власенков с.190

Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, сво­евременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информиро­вание о достигнутых успехах и т. д.

Целью применения разнообразных форм воздействия на сознание личности является воспитание потребности и стойких привычек правомерного поведения.

На счет поощрения существуют различные мнения. Некоторые авторы относят его к мерам убеждения. Михайлова с.145 Другие авторы считают что в качестве самостоятельного метода  управляющего воздействия на ряду с убеждением и принуждением должен быть назван и метод поощрения. Бахрах с. 169 В данной работе дана характеристика поощрения как отдельного вида методов государственного управления.

Поощрение связано с существующей у большинства людей потребностью в оценке их дел, в признании их заслуг, во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.

В широком смысле поощрение - это различные формы положительной оценки со стороны общества, государства, коллектива честного и добросовестного труда рабочих и служащих.

Однако в правовом смысле термин «поощрение» имеет более узкое значение. Под ним понимается публичное признание, оказание почета как отдельным работникам и служащим, так и трудовым коллективам за успехи в работе в форме установленных законодательством мер поощрения. Гавриленкос. 233

Действующую в Республике Беларусь систему поощре­ний составляют виды поощрений, предусмотренные Зако­ном Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. «О государ­ственных наградах Республики Беларусь», законодатель­ством о труде, государственной службе.

Государственные награды Республики Беларусь явля­ются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.

Государственные награды утверждаются указами Пре­зидента Республики Беларусь. Он же издает указы о награждении, вручает награды. Президент Республики Беларусь образует службу государственных наград для обеспечения реализации конституционных полномочий Главы государства и проведения единой политики в обла­сти государственных наград.

К государственным наградам относятся: звание Ге­рой Беларуси, ордена, медали, знаки Беларуси.

Высшей степенью отличия является звание Герой Рес­публики Беларусь, которое присваивается за исключитель­ные заслуги перед государством и обществом, связанные с подвигами, совершенными во имя свободы, независимости и процветания Республики Беларусь.

За выдающиеся работы в области науки и техники, литературы и искусства присуждаются государственные премии. О присуждении государственной премии издается Указ Президента Республики Беларусь. Лицам, удостоен­ным государственных премий, присваивается звание соот­ветствующей премии и вручаются в торжественной обстановке почетный диплом и почетный знак. Указ о присуждении государственных премий публикуется в печати.

В систему мер поощрения входят почетные звания, например «Заслуженный юрист Республики Беларусь», «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь», «Зас­луженный деятель культуры Республики Беларусь»; Почет­ная грамота Совета Министров Республики Беларусь и др.

Рабочие и служащие предприятий, учреждений и орга­низаций за примерное выполнение своих обязанностей, новаторство в труде, изобретения и рационализаторские предложения, продолжительную и безупречную работу получают поощрения, предусмотренные законодательством о труде, государственной службе, типовыми правилами внутреннего трудового распорядка - благодарность, денеж­ный подарок, Почетную грамоту, занесение на Доску почета, в Книгу почета.

Поощрение производится руководителем предприятия, учреждения, организации, объявляется приказом и зано­сится в трудовую книжку рабочих и служащих.

Система поощрений  носит  разнообразный характер и ее предназначение заключается в публичном признании заслуг, награждении, оказании общественного почета. Но главный смысл поощрения заключается в том, что оно способствует развитию успехов не только у тех, к кому оно применено, но и у других граждан, побуждает их к добросовестному отношению к обязаннос­тям, общественному долгу, способствует развитию сознат­ельности граждан.

2.3. Принуждение в государственном управлении

Являясь основным методом воздействия на сознание и волю людей, убеждение не всегда оказывает достаточно эффективное влияние на поведение лиц, совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреж­дений и организаций, вынуждено применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения и обще­ственного воздействия.

Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя факторами: порядком в обществе и защищенностью гражданина. Принуждение необходимо для охраны правопо­рядка, интересов граждан и организаций, создания нормаль­ных условий для деятельности аппарата публичной власти.

К основным признакам, характеризующим админист­ративное принуждение, можно отнести следующие.

1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану регулируемых, как правило, нормами административного права общественных отношений, скла­дывающихся преимущественно в сфере государственного управления.

2. Всем мерам административного принуждения при­сущ государственно-властный характер.

3. Основанием для применения административного при­нуждения является совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмот­ренных правовой нормой, например эпидемий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, при кото­рых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.

4. Акты, регламентирующие применение мер админист­ративного принуждения правомерны издавать только оп­ределенные органы государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь)

5. Административное принуждение состоит в понужде­нии к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязан­ностей.

6. Административное принуждение применяется для: прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности, когда на­ступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер и при отсутствии правонарушений.

7. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на это органами и должностными лица­ми, круг которых установлен правовыми актами (раздел III КоАП).

8. Административно-правовое принуждение всесторон­не регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Непосредственным объектом психического принужде­ния является психика человека, его разум, эмоции, воля.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принад­лежащие им денежные средства и имущество. Оно выража­ется в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом, в лишении некоторых материаль­ных благ, имеющихся в распоряжении владельца, взыска­нии с правонарушителя денежных сумм - штрафа и др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, огра­ничивая свободу ее действий, пресекая противоправное поведение.

Таким образом, административное принуждение пред­ставляет собой систему мер морального, материального, физического и психического воздействия уполномоченных на то органов на сознание и волю людей в целях достижения в соответствии с требованиями власти определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления.

Правовое принуждение применяется только к конк­ретным субъектам права, которые нарушили юридичес­кие нормы. Оно персонифицировано, представляет собой внешнее воздействие на субъект с целью заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих.

Принуждение применяется на основе права. Юридиче­ские нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться.

Законодательством определяются основания для при­менения органами власти принуждения, закрепляются признаки (составы нарушений), при наличии которых применяются принудительные меры.

Что касается видов административного принуждения, они бывают следующие:

                  меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры). Например, к этим мерам относят­ся: введение карантина, принудительное выселение из домов, пожарный надзор, досмотр транспортных средств, проверка документов, досмотр вещей и личный досмотр граждан и др. Главная их цель - предупредить вредные, опасные для жизнедеятельности общества явления, последствия и пра­вонарушения. Эти меры отличаются многообразием, при­меняются в различных сферах и областях общественной жизни различными субъектами с компетенцией конт­рольно-надзорного характера. Они выступают в виде либо административных ограни­чений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории лиц и организаций. Следовательно, под мерами административного предуп­реждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрица­тельных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопас­ности граждан или нормальной деятельности государствен­ных органов, предприятий, учреждений и организаций;

                  меры административного пресечения (административно-пре-секательные меры). К ним, например, можно отнести непос­редственное применение к нарушителю физической силы (специальных средств, оружия), временное отстранение от работы инфекционных больных, изъятие у граждан огнестрельного оружия, приостановление работы предприятия и др. В силу предупредительной направленности администра­тивное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества, государства.Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита инфор­мации об обстановке, характере противоправного деяния. Фактическим основанием пресечения является право­нарушение, виновное противоправное действие. Следовательно, под мерами пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвра­щения его общественно опасных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.;

                  меры административно-процессуального обеспечения (на­пример, доставление и административно-процессуальное задержание, и др.);

                  меры административного взыскания (например, предупреж­дение, штраф и др.).

 

В своей основе принуждение как метод государственного управления, как и убеждение, представляет собой сложную систему средств, приемов, способов воздействия на поведе­ние через сознание людей в целях достижения согласия и целеустремленности в обществе.

Информация о работе Формы и методы государственного управления