Формы и методы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

ЗОбщепризнанно существование у каждого объекта внутренней и внешней форм. Последняя – это внешняя граница, внешний образ объекта, она выражает и обеспечивает его связь с другими явлениями. Под внутренней формой понимается способ связи элементов целого, его структура. Форма таких сложных систем как государство, право, исполнительная власть, сама очень сложна, у нее много сторон, своя структура.
Но также следует отметить, что в

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Преобладающая часть норм Особенной части КоАП предус­матривает дискреционные полномочия органов, должностных лиц по применению ими санкций. Так, в статьях 56, 142 предус­матривается минимальный и максимальный размеры штрафа, в статье 101 предусмотрено лишение права на управление сроком до одного месяца или наложение штрафа.

Таким образом, для реализации усмотрения в государственном управлении необходима воля субъекта усмотрения, его способность к усмот­рению и необходимость применения усмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      МЕТОДЫ          ГОСУДАРСТВЕННОГО       УПРАВЛЕНИЯ. 

     УБЕЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ   

     УПРАВЛЕНИИ

Наряду с административно-правовыми формами в процессе прак­тической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам управленческой деятельности.

Метод по­зволяет получить необходимое представление о том, как функциони­рует механизм исполнительной власти, как практически осуществля­ются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к ха­рактеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из ее непременных элементов. Она служит также це­лям придания управлению динамики. В этой главе мы более подробно рассмотрим методы осуществления государственного управления,  т.е. постараемся дать ответ на вопрос о том, как могут достигаться цели управления, каким образом государство решает вопросы в области управления.

2.1. Административно-правовые методы. Понятие, классификация

Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понима­ются способы воздействия на людей, средства, приемы до­стижения какой-либо цели, выполнения задачи.

В общепринятом понимании метод означает способ, прием прак­тического осуществления чего-либо. Примени­тельно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установ­ленных границах и в соответствующей форме.

Вопрос о методах управления — это вопрос о том, каким образом решаются управленческие дела, при наличии каких способов управление достигает установленных целей. [4].

Понятие метода прежде всего связано с деятельнос­тью, но не с любой, а с целенаправленной. Такая деятель­ность выступает как совокупность приемов, способов дос­тижения намеченного результата. Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. Такое воздействие производится не толь­ко на волю, но и на сознание, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет о способах властных взаимоот­ношений между людьми, путях достижения усилиями од­них людей целей, выработанных другими. бахрах с.166

В большинстве случаев цель достигается различными средствами. В каждом конкретном случае субъект власти должен найти наиболее целесообразные и результативные методы, пути, средства решения задачи.

Можно назвать наиболее существенные черты методов:

1) это способы воздействия одного человека на другого; одного коллектива на другой, одного человека на кол­лектив или коллектива на одного человека; во всех случа­ях метод выступает как особая связь людей;

2) это способы сознательного воздействия, пригодные для многократного использования;

3) это способы достижения определенных целей;

4) это способы, обеспечивающие преобладание воли субъекта власти;

5) это способы организации, упорядочения происхо­дящих в системе процессов, осуществления общих функ­ций, возникающих в совместной деятельности;

6) это системы способов осуществления субъектами исполнительной власти их компетенции.

Следовательно, под методами государственного уп­равления понимаются способы (приемы) воздействия субъек­та управления на объект управления, которые используют­ся для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Гавриленко с.219

Правовые нормы закрепляют, а государственная ад­министрация в своей практике использует большой арсе­нал методов воздействия.

В зависимости от того, осуществляется властное воз­действие прямо на волю или косвенно, через интерес, со­знание, эмоции различают методы прямого и  косвенного воздействия.

Методы прямого управляющего воздействия принято именовать административными методами управления.

Административные методы представляют собой способы пря­мого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индиви­дуальных повелениях. Такие методы уместны там, где требуется быстрое достижение целей при отсутствии материальных средств. Частое их использование свидетельствует о повышении роли государ­ства в регулировании экономики и связанных с ней отношений. Крамник с.126

Интересным и важным для понимания административно-правовых методов является следующий перечень наиболее часто при­меняемых в практике государственно-управленческой деятельности методов: установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализа­ции исполнительной власти; предписание об обязательном совер­шении определенных действий (например, об устранении выявлен­ных нарушений законности); назначение или освобождение от должности; запрещение определенных действий; разрешение определен­ных действий или ограничение; (например, выдача лицензий, включая их приостанов­ление или аннулирование); регистрация определенных действий; установление стандартов, квот и т.п.; проведение контроля и надзора; осущест­вление, внесудебной юрисдикции; применение мер адми­нистративного принуждения; материальное и моральное по­ощрение, применение материальных санкций; оформление государственных заказов; приостановление или отмена право­вых актов подведомственных исполнительных органов и долж­ностных лиц; образование, реорганизация и ликвидация под­ведомственных объектов и т.п. Козлов, Попов с. 289-290

Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управ­ления посредством воздействия на его интересы. Управля­емый ставится в такие условия, в которых сам заинтересо­ван действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а потому что такое поведение стимулируется соответствующими средствами. Стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, поэтому они называются экономическими мето­дами управления.

Вместе с тем в государственном управлении наряду с административными и экономическими методами управле­ния широко используются методы морального, психологи­ческого воздействия на человека. В связи с этим в качестве самостоятельной группы выделяются социально-психоло­гические методы управляющего воздействия.

В государственном управлении важное значение имеют административные методы. Однако это не умаляет значения других методов, поскольку результаты управленческой деятельности во многом зависят от умелого использования всех методов управления.

Административные методы характеризуются «влас­тью-подчинением» , В них наиболее ярко выражается власт­ная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает такой учет.

Административные методы управления классифициру­ются по форме выражения, спосо­бу воздействия на поведение объекта управления, форме предписания.

По форме выражения административные методы под­разделяют на административно-правовые, выраженные в правовой форме, и административно-организационные, выраженные в совершении субъектом управления органи­зационных действий.

По способу воздействия на поведение субъектов управ­ления административные методы подразделяются на обязы­вающие к совершению определенных действий, уполномо­чивающие совершать определенные действия, запрещающие совершение тех или иных действий.

По форме предписания административные методы мо­гут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные (нап-ример, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выпол­нение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компе­тенцию) и рекомендательные. Мах, с 351

В систему экономических методов входят: прибыль, премия, кре­дит и др. Особая роль в повышении эффективности производства на уровне предприятия, объединения принадлежит экономическому стимулированию, хозяйственной самостоятельности, политике налогообложения и др.

Социально-психологические методы управления направлены на
создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению задач, установлению взаимопонимания
между субъектом управления и объектом управления.             

К социологическим методам управления относятся методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров и др.); коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности и др.,)
индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных
условий труда для работников, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).             

К психологическим методам относятся, например: комплектование коллективов на основе психологической совместимости работников; гуманизация труда; психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия; профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности.

Административные, экономические и социально-психо­логические методы управления, характеризуя способы воз­действия субъекта управления на объект управления, взаи­мосвязаны и взаимозависимы, не применяются изолированно друг от друга. Каждый из названных методов может иметь волевое предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое влияние.

В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социаль­но-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управлении оборо­ной преобладают административные методы. Но все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содер­жанию, целенаправленности и организационной форме.

2.2.  Убеждение    в     деятельности       органов      государственного        

       управления. Поощрения и их виды

Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления – убеждение и принуждение.

В механизме управленческого воздействия убеждение занимает ведущее место. Оно направлено на то, чтобы подвластные сами добровольно исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Метод убеждения представляет собой активное моральное и (или) материальное воздействие на сознание и поведение людей с це­лью воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.

Убеждение в сфере административно-правового регулирования – это  метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяс­нительных мероприятий в целях повышения сознательно­сти, организованности, добросовестного соблюдения граж­данами правовых норм.

В демократическом обществе убеждение - главный метод воздействия.

Во-первых, оно используется систематически и в отношении всех граждан.

Во-вторых, убеждение обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном счете воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию.

В-третьих, оно выражает управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

В-четвертых, оно органически связано с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.             

В-пятых, оно используется субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за
ними компетенции.             

Информация о работе Формы и методы государственного управления