Дисциплинарное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего российского законодательства и административно - процессуальных норм можно выделить следующие виды административного производства

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 5.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

И общая, и специальная дисциплинарная ответственность государственных служащих имеют ряд признаков, которые позволяют отличить их от других видов юридической ответственности.

1. Основанием  для дисциплинарной ответственности  государственных служащих является дисциплинарный проступок. Однако, в специально установленных в законодательстве случаях, основанием дисциплинарной ответственности могут выступать нарушение морального характера, а также совершение административного проступка.

2. Дисциплинарная  ответственность выражается в применении к государственным служащим дисциплинарных взысканий.

Проведя анализ применения дисциплинарного  производства в ряде зарубежных стран, хотелось бы отметить, что в странах с устоявшимися системами государственной службы к государственным служащим применяются аналогичные с установленными в России, или похожие мероприятия дисциплинарной ответственности. Так, во Франции, где дисциплинарная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности, применяемой к государственным служащим, законом также предусмотрены предупреждения и выговор. Более суровые виды связаны с продвижением по службе: прекращение повышения в разряде; временное увольнение сроком до 15 дней; перевод на другое место работы; понижение в разряде; временное увольнение на срок от 6 месяцев до 2 лет.

     В США, в дисциплинарной практике разных ведомств используются предупреждение, выговор, понижение в должности, временное отстранение от работы без выплаты зарплаты, увольнение со службы. В полиции применяется наложение денежного штрафа как мера дисциплинарного взыскания.

     В Японии широко применяются дисциплинарные санкции материального характера: временное устранение от должности сроком от одного дня до одного года (за это время государственный служащий, как правило, не получает заработную плату); удержание из должностного оклада (может быть удержано до трети жалованья за период от одного дня до одного года). Применяются также освобождение от должности и письменный выговор (замечание).

     В Египте среди видов взысканий, которые накладываются на государственных служащих, значительное место занимают дисциплинарные взыскания, приводящие к материальным лишениям государственных служащих: отсрочка не более чем на три месяца назначения надбавки к должностному окладу; удержания из заработной платы не более двух месяцев на протяжении года в размере до 25%; снятие половины надбавки к должностному окладу, который полагается за выслугу лет; отстранение от работы на срок до шести месяцев на протяжении года с соответствующим удержанием из заработной платы; снятие надбавки к должностному окладу. На служащих могут накладываться также предупреждение, отсрочка повышения по службе на срок до двух лет, понижение в должности, переведение на пенсию; увольнение.

         Таким образом, при сравнении перечней дисциплинарных взысканий, которые применяются к государственным служащим в России и в других государствах, можно отметить следующее.

         В зарубежных государствах большой удельный вес составляют дисциплинарные взыскания материального характера, которые, несомненно, являются для основной массы служащих более действенными, чем, например, моральные дисциплинарные взыскания. Эффективность таких мероприятий дисциплинарной ответственности не оспаривается.

         При применении дисциплинарной ответственности положение усложняется тем, что установленные законодательством дисциплинарные взыскания не имеют «привязки» к видам служебных проступков. Таким образом, поскольку применение дисциплинарных взысканий базируется на усмотрении субъектов, наделенных дисциплинарной властью, определенная регламентация здесь будет выступать гарантией от нарушений прав государственных служащих и в то же время будет оказывать содействие неотвратимости наступления ответственности за правонарушения.

3. Следующим  признаком дисциплинарной ответственности, которая отображает присущие только ей особенности, является то, что право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти. Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках устойчивых коллективов работников, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива.

4. Еще  один признак — это наличие  специального субъекта такой  ответственности, а именно государственного служащего.

5. Характерной  особенностью дисциплинарной ответственности  государственных служащих является также то, что она устанавливается многочисленными разрозненными законами и подзаконными актами.

         Основные нормативные акты, которые содержат положения о дисциплинарной ответственности государственных служащих: Федеральный закон № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе».

Базовым и наиболее распространенным основанием дисциплинарной ответственности, как уже было сказано, является совершение дисциплинарного проступка. Однако, дисциплинарное законодательство, в отличие от уголовного и административного, не дает определения основания дисциплинарной ответственности.

         Дисциплинарный проступок государственного служащего, это — общественно-вредное противоправное виновное деяние (действие или бездеятельность), которое состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей, или другом нарушении служебной дисциплины, за которое законом предусмотрена дисциплинарная ответственность.

         Дисциплинарная ответственность может применяться также за совершение других правонарушений и нарушений морального характера. Кроме того, дисциплинарная ответственность может применяться за проступки, которые являются также и административными проступками.

         Тот факт, что правонарушение государственного служащего может признаваться одновременно и дисциплинарным и административным, ставит вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух взысканий — дисциплинарного и административного.

         В некоторых странах государственный служащий может подвергаться одновременно и дисциплинарной и уголовной ответственности за совершение одного правонарушения. Так, во Франции иногда рассматриваются одновременно два дела — уголовное и дисциплинарное: одно — общим судом, другое — администрацией. Их подход к судьбе чиновника бывает разным. Суд толкует всякое сомнение в пользу подсудимого и может считать вину недоказанной и оправдать его. Администрация же рассматривает дело с позиций морали и истолковывает все сомнительное не в пользу лица, которое привлекается к ответственности. Чиновник может быть уволен лишь по подозрению.

         Действующее российское законодательство не допускает объединения уголовной и дисциплинарной ответственности.

         Тем не менее, в тех случаях, если на государственного служащего уже наложено дисциплинарное взыскание, а в составе совершенного дисциплинарного правонарушения обнаруживаются признаки преступления, наложенное дисциплинарное взыскание не освобождает государственного служащего от уголовной ответственности. Однако, если дисциплинарное взыскание в этих случаях еще не приведено в исполнение, то выполнение его прекращается до решения уголовного дела.

         Дисциплинарное законодательство не содержит, за редким исключением, конкретных составов дисциплинарных проступков.

         Дисциплинарная ответственность не может быть реализована в каждом конкретном случае без правоприменительной деятельности, которая устанавливает событие правонарушения и его субъектов, обеспечивает сбор необходимых материалов и доказательств, их проверку и, в конце концов, определяет в правовом акте соответствие юридического и фактического оснований ответственности (наличие состава правонарушения в конкретном действии) и способ реагирования на проступок.

         Хотя применение мер дисциплинарного принуждения предусматривает не только наложение дисциплинарных взысканий, но это, безусловно, главное, что включается в понятие дисциплинарного производства. Таким образом, под дисциплинарным производством относительно государственных служащих нужно понимать урегулированную законодательством деятельность уполномоченных субъектов по применению дисциплинарных взысканий, что гарантирует обеспечение прав и законных интересов государственных служащих.

     Как отмечалось выше, дисциплинарное производство осуществляется в следующих стадиях:

1.  Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства

Решение о возбуждении дисциплинарного  производства принимает руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненными дисциплинарного проступка. В зависимости от объема информации, полученной о дисциплинарном проступке, руководитель принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства с необходимостью проведения служебного расследования, либо без такового.  
2. Служебное расследование (проверка)

Решение о проведении служебного расследования  произвольно принимает руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение служебного контракта или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка В случае, когда имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии в действиях виновного признаков дисциплинарного проступка, а так же, если лицо, допустившее этот проступок полностью признает свою вину, проведение служебного расследования не обязательно и руководитель принимает решение о наказании минуя стадию служебного расследования. В ходе проведения служебного расследования (проверки) обязательным условием для применения мер дисциплинарного взыскания является истребование объяснений от лица, совершившего дисциплинарный проступок.

3. Принятие решения о дисциплинарном наказании

Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание налагается прямым начальником в письменной форме. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

4. Обжалование решения о дисциплинарном взыскании

Приказ  о наложении дисциплинарного  взыскания может быть обжалован  вышестоящему начальнику или в суд. Для обжалования установлен трехмесячный срок.

5. Снятие дисциплинарного  взыскания.

     Дисциплинарное  взыскание действует в течение одного года со дня применения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, то есть оно автоматически снимается (без каких либо специальных приказов). 
Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (досрочное снятие дисциплинарного взыскания). О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается соответствующий приказ. 
             Таким образом, суть дисциплинарного производства заключена в применении к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное производство наряду с иными производствами имеет ряд сходств, но и ряд отличие, которые присущи только для осуществления дисциплинарного производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Лица, защищающие или представляющие  интересы других лиц. Законные  представители физического и  юридического лица. Защитник и  представитель.  

   В административном производстве, как и в любом другом производстве существует определенный круг лиц, который непосредственно участвует в административном производстве.

   Все субъекты административных правоотношений возможно выделить в определенные группы.

  1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, которые определяют судьбу административного дела.
  2. Субъекты, имеющие непосредственный интерес в деле, а именно: лицо привлекаемое к административной ответственности, потерпевший  и их защитники и законные представители. Субъекты данной группы отличаются от первой группы тем, что данные субъекты административных правоотношений не наделены властными полномочиями.
  3. Лица и органы, содействующие осуществлению административного производства.

Информация о работе Дисциплинарное производство