Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:52, контрольная работа
Основаниями для установления административных режимов выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя для этого вида режима (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу и т.п.), а также возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.
Введение ..................................................……………………..……………...3 1
.Основы теории правовых режимов...............................…..….…………...4
2.Понятие административных режимов......................................................10
3.Виды административных режимов...........................................................14
Заключение......................................................................................................16
Библиографический список.............………………………….……….........18
Административные режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административных мер воздействия. Как правило, административные режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения. Эта возможность ограничения прав и свобод граждан предусмотрена частью 3 статьи 55 Конституции РФ и может быть установлена только федеральным законом «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства».6 Тем самым на уровне Конституции Российской Федерации сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией Российской Федерации.7
Административный режим достигается с помощью таких средств, как:
1)
дополнительные запреты и
2)
специальные административные
3)
разрешительный способ и тип
реализации прав и свобод, выполнения
хозяйственной деятельности, предполагающий
предварительное обращение с
просьбой предоставить
4)
система контроля и надзора
за выполнением режимных
5)
организационно-техническое
Административные
режимы могут быть рассмотрены как институт
административного права. Их правовой
основой выступают Конституция РФ, федеральные
законы, указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ, акты федеральных органов
исполнительной власти, а также законы
и иные правовые акты субъектов РФ. Среди
них выделяются акты, специально посвященные
одному виду административных режимов
- о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения, чрезвычайном
положении, исключительной экономической
зоне, закрытом административно-
Например, принятый Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» основан на конституционных положениях, детализирует их исходя из основной конституционной цели защиты прав, свобод и законных интересов граждан. В условиях административных режимов меняется административно-правовой статус граждан, оказавшихся в зоне его действия. Уполномоченные органы исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ в соответствии с обстановкой, регулируемой нормами административно правового режима, усиливают свое воздействие за счет методов административного принуждения. Поэтому административные режимы ощутимо влияют на объем административной правосубъктности практически каждого гражданина, оказавшегося в правовом поле специального административного режима. Общая черта административных режимов в том, что они нарушают баланс правового положения субъектов административного права в сторону увеличения объема обязанностей и ограничений, обеспеченных в основном мерами административного принуждения.
При осуществлении мер обеспечения различных административных режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.
В
федеральных законах
В
условиях действия административного
режима существенно изменяется объем
административной правосубъектности
граждан, оказавшихся в поле его действия.9
3.
Виды административных
режимов
Административные режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам.
В зависимости от подведомственности административные режимы могут быть разделены на три группы:
1) федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;
2)
региональные режимы, устанавливаемые
органами государственной
3)
местные режимы, устанавливаемые
органами местного
Если в качестве критерия разграничения выбрать объект - носитель режима, то выделяются:
1)
территориальные режимы - режим закрытого
административно-
2) объектовые режимы - режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;
3) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, - режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;
4) функционально-деятельностные режимы - режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористическои операции, таможенные режимы.
Административные режимы можно различать по предмету регулирования:
1)
природоохранные режимы (заповедников,
национальных и природных
2)
режимы обеспечения
3)
режимы охраны общественного
порядка (чрезвычайное
По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.
Экстраординарные режимы - это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.
Экстраординарные режимы - это временные административно-правовые режимы, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой - уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления.
Законодательство РФ предусматривает три типа экстраординарных режимов - чрезвычайное, военное и особое положение.10
Заключение
В жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты. Постоянное развитие науки и техники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утраты контроля со стороны человека за своими достижениями. Побочными результатами прогресса становятся масштабные техногенные катастрофы, распространяющие негативные последствия далеко за пределы того места, где произошел непосредственный технологический сбой. Также чрезвычайной ситуаций может явиться война или угроза ее возникновения.
Чрезвычайность ситуации независимо от ее основы предполагает и чрезвычайность мер, направленных на ее скорейшее разрешение. Приемы и методы управления, оптимальные в спокойное время, могут оказаться бесполезными перед лицом серьезного кризиса. В чрезвычайных ситуациях наряду с проявлениями мужества, самопожертвования, стойкости проявляется и всплеск самых темных человеческих инстинктов, среди которых паника и мародерство, возможно, далеко не самые страшные. Поэтому при решении любой чрезвычайной ситуации должно происходить устранение не только основы ее возникновения, но одновременно, а возможно и раньше, и тех негативных явлений, которые порождены в обществе самим фактом возникновения чрезвычайной ситуации.
Кроме чрезвычайных ситуаций у государства и общества есть определенные сферы жизнедеятельности, требующие повышенного внимания и особенностей регулирования. Они могут быть обусловлены разными причинами: необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, сохранение уникальных объектов, недопустимость причинения вреда интересам общества и государства, обеспечение безопасности определенных объектов. Такие специфические сферы обусловливает определенные, весьма специфичные нормы и правила, носящие, по сути, режимный характер.
В перечисленных выше ситуациях государство и общество заинтересованы в действенных инструментах контроля и воздействия. Таким инструментом являются административные режимы, которые призваны решить две задачи:
1)
недопущение негативных для
2)
в случае возникновения
Библиографический список
1. Нормативные акты
1.1 «Конституция
Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Специальная литература
2.1 Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. 247 с.
2.2 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. 490 с.
2.3 Звоненко
Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю.
2.4 Четвериков В.С. Административное право. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 203 с.