Режим закрытых административно-территориальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Под закрытым административно-территориальным образованием понимается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Файлы: 1 файл

ЗАТОР.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Режим закрытых административно-территориальных  образований

Как уже отмечалось, многие административно-правовые режимы обусловлены спецификой определенных сфер деятельности общества, например ограниченностью тех или иных ресурсов, необходимостью недопущения негативных последствий. Таких режимов подавляющее большинство, и каждый день мы находимся в сфере их действия. Таковы режимы, предусмотренные законами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, о безопасности дорожного движения, об особо охраняемых природных территориях, о памятниках истории и культуры. Особое место занимают такие режимы, как режим государственной тайны, режимы, связанные с обеспечением охраны Государственной границы РФ. В качестве иллюстрации приведем характеристику такого режима, как режим закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО) устанавливает  правовой статус ЗАТО, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем.

Под закрытым административно-территориальным  образованием понимается имеющее органы местного самоуправления территориальное  образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория ЗАТО является территорией  муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного  функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы  ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

ЗАТО находится в ведении  федеральных органов государственной  власти по вопросам:

  • установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
  • определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;
  • обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Решения по названным вопросам принимаются  Правительством РФ.

Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов  РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО.

В соответствии со ст. 2 Закона о ЗАТО решения о создании, а также  решение об упразднении ЗАТО принимаются  Президентом РФ на основании предложений, вносимых Правительством РФ.

Предложение об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) ЗАТО вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти ее субъектов, в ведении которых  находятся соответствующие территории.

При принятии решения об упразднении  ЗАТО с учетом предложений соответствующих  органов государственной власти, местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого  режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации ЗАТО.

Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО включает (ст. 3 Закона о ЗАТО):

  • установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
  • ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;
  • ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
  • ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;
  • ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные неправительственныеорганизации,отделенияиностранныхнекоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.

Решение об обеспечении особого  режима в отношении ЗАТО принимается  Правительством РФ. Им же устанавливается  порядок обеспечения особого  режима.

В соответствии со ст. 3 Закона о ЗАТО:

  • создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • на территории закрытого административно-территориального образования не допускаются
  • создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане,
  • лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие
  • неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений).

Иные особенности, имеющие значение для безопасной работы и проживания граждан в ЗАТО, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Особенности режима ЗАТО оказывают  прямое воздействие на множество  сфер жизнедеятельности лиц и организаций, связанных с данными образованиями. Так, статьями 6 и 8 Закона о ЗАТО установлены особенности землепользования, а также приватизации и совершения иных сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 8 этого Закона к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на ней. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО, допускается по решению его органов местного самоуправления, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.

Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории ЗАТО, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории ЗАТО, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами РФ, получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО.

В заключение отметим, что ст. 20.19 КоАП РФ гласит: нарушение установленного законом особого режима в ЗАТО влечет административный штраф в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Подведем некоторый итог сказанному об административно-правовых режимах. На наш взгляд, он представляет собой  особый порядок жизнедеятельности  общества и государства, для которого характерно ограничение тех или иных прав, установление дополнительных ограничений и обязанностей по отношению к гражданам, организациям, государственным и муниципальным органам. Необходимыми признаками административно-правового режима являются:

  1. законодательная основа;
  2. обусловленность необходимостью предупреждения экстраординарных явлений общественного, природного или техногенного характера, либо сочетаний этих явлений, либо спецификой конкретных сфер общественного и государственного устройства;
  3. временный характер (при этом период действия режима может быть очень длительным, например в случае обеспечения государственной тайны, однако тем не менее иметь определенные рамки);
  4. определение перечня ограничений, характерных для данного режима;
  5. территория действия (это может быть территория и РФ, и предприятия, и природного заповедника, и т.п.);
  6. специальные органы, обеспечивающие соблюдение данного режима;
  7. ответственность за нарушение режимных требований.

Информация о работе Режим закрытых административно-территориальных образований