Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:43, реферат
Россия в XX веке несколько раз претерпевала административно-территориальные изменения. Основа современного территориального устройства российского государства была заложена в 1920-х годах. Проблеме развития региональной политики молодого Советского государства уделено достаточно много внимания в советской исторической литературе. Статьи, сборники и брошюры, опубликованные в период проведения политики районирования, популизировали эту идею, освещали ход проведения административно-территориальной реформы.
Россия в XX веке несколько
раз претерпевала административно-
Одним из первых в нашей стране,
кто занимался разработкой основ региональной
политики, был К.И. Арсеньев. В 1848
г. он обосновал предложение о разделении
европейской части страны на ряд пространств,
пытаясь при этом учесть совокупность
признаков, определяющих их хозяйственные
особенности. Наиболее близко подошел
к основе рационального административно-
В первые годы Советской власти
(1917-1918 гг.) проводились мелкие изменения
в области административно-
25 марта 1921 г. Совет
труда и обороны утвердил
К осени 1921 г. Госплан разработал
первоначальный проект районирования,
тесно связанный с планом ГОЭЛРО.
По этому проекту всю территорию
страны предполагалось разделить на
21 крупную область, каждая из которых
мыслилась как целостный
К концу 1921 г. проект нового деления РСФСР, разработанный во ВЦИК комиссией под председательством М.И. Калинина, был в значительной мере осуществлен. В этот период существовало 4 областных хозяйственных объединения: Уральское, Юго-Восточное, Северно-Западное и Сибирское. Всего возникло 37 новых административно территориальных единиц: 8 автономных республик, 2 трудовые коммуны, 11 автономных областей, 15 губерний и 1 область. Губерний стало к тому времени на 50 меньше (как за счет отделения территорий образовавшихся новых государств, так и в результате упразднения ряда губерний).
1922 год – один из
ключевых моментов, сформировавших
образ России на политической карте
XX века. Подписанный 30 декабря 1922 г. договор
о создании СССР в составе РСФСР, УССР,
БССР и ЗСФСР оформил отношения с советскими
государствами, возникшими на обломках
империи. Этот правовой акт заложил
новый принцип установления границ России:
как одной из республик в общем союзе нескольких
государств. 13 апреля 1922 г. Президиум ВЦИК
утвердил известные тезисы по вопросу
об экономическом районировании, основанного
на методологии Госплана и его первоначальной
сетки районов. Область подразделялась
на округа, а они – на низовые административные
районы. Районирование становилось формой
организации хозяйства на местах, способом
привлечения населения к управлению. Во
время нэпа для формирования планово-рыночной
экономики наиболее подходящими признавались
именно крупные административно-
Госплановский проект воплотил в себе новаторскую идею единства экономического и административного района. Образование СССР (1922 г.) стало одним из главных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для практического проведения экономического районирования.
Реформа районирования была напрямую связана с новой экономической политикой. Отправной точкой стал в 1923 г. доклад члена ЦК РКП (б) и заместителя председателя Совнаркома А.И. Рыкова. Он отметил огромное значение районирования для развития Советского государства. Эта политика была продиктована необходимостью реорганизации хозяйственной системы.
Большое внимание уделялось
выбору городов на роль новых областных
центров: это должны быть крупные
промышленные города – центры экономической
и политической жизни больших
регионов. Этот список был намечен
Административной комиссией ВЦИК и
утвержден Центральным
Позднее добавились Архангельск, Иваново-Вознесенск, Нижний Новгород, Хабаровск, а Омск был исключен.
Для России с ее территориальной масштабностью региональное развитие всегда было связано с приоритетами стратегического характера. Одной из главных задач было экономическое освоение территории. В 1920-е гг. приоритет отдавался подъему отсталых окраин (Закавказье и Средняя Азия) и четкой районной специализации. Однако в этот период система регионального управления еще не оформилась до конца, не была научно обоснована и закреплена законом.
В 1923-1929 гг., в условиях новой
экономической политики, произошло
кардинальное изменение административно-
Ввиду особой государственной
важности вопросы районирования
рассматривались XII съездом РКП(б) (1923
г.), который отметил несоответствие административно-
Практическое осуществление
административно-экономического районирования
на территории СССР заняло 7 лет. К октябрю
1929 г. оно было проведено по всей стране.
При этом пришлось сделать ряд отступлений
от госплановской схемы. XIV Всероссийский
съезд Советов подвел итог: административно-
Советская модель государственно-
При решении вопроса о
разработке нового административно-
Реформа 1929 г. фактически была
первой реформой административно-
Однако новая система просуществовала очень короткое время. Партийно-советская система направляла развитие страны по пути тоталитаризма, жесткого планирования экономики с диспропорциями индустриализации и принудительной всеобщей коллективизацией. В новых условиях фундаментально разработанная, рациональная идея совмещения экономических, политических и административных принципов районирования оказалась нежизненной.
Литература:
Исляев Р. А. Административно-
СССР. СПб., 2002.
Шульгина О.В. Административно- территориальное деление России в России в
XX в.: историко-географический аспект // Вопросы истории. 2005.
Лужин А.В. Административно-
ства. М. 1973.
Государственно-
основы. М., 2003.
Информация о работе Административно-территориальное деление 1920-1928 гг