Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:04, курсовая работа
Цель написания курсовой работы заключается в структурном и содержательном анализе ареста как административного наказания. Для ее достижения в данном исследовании решаются следующие задачи:
1) изучить и обобщить результаты имеющихся научных исследований по
рассматриваемой теме, определить ее степень разработанности;
2) провести анализ сложившейся системы административных наказаний
с целью определения в ней места административного ареста;
3) исследовать сложившиеся в научно-юридической литературе взгляды
и представления об административном аресте как наказании (взыскании);
4) сформулировать понятие и сущность «административного ареста»; 5) провести углубленный анализ признаков административного ареста; 6) определить систему субъектов административной юрисдикции, рассматривающих дела об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначен административный арест; 7) на основе анализа оценить степень соответствия законодательной проработанности темы потребностям эффективного правоприменения; 8) комплексно рассмотреть процессуальные нормы законодательства, которые регулируют рассмотрение дел об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначен административный арест;
9) проанализировать ранее действовавшее и современное законодательство и выявить недостатки и противоречивые положения по рассматриваемой теме.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Административный арест в системе административных наказаний
§1.1 Понятие, цели и виды административных наказаний……………………..5
§1.2 Понятие и сущность административного ареста…………………………..8
Глава 2.Особенности назначения и исполнения административного ареста
§2.1 Основания для назначения административного ареста………………….13
§2.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих санкцию в виде административного ареста……………………………………………………………………………..16
§2.3 Особенности обжалования и опротестования постановления о назначении административного ареста………………………………………...19
§2.4 Особенности исполнения постановления об административном аресте.20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
В случае вынесения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, истребуемые сведения должны быть направлены в суд незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, вынесшего определение (ст.26.10 КоАП РФ).
В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления13.
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Это означает, что лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется работниками милиции из зала суда в спецприемник или изолятор временного содержания. Как показывает изучение правоприменительной практики, имеют место факты, когда по причине территориальной удаленности этих специальных учреждений от зданий суда арестованные до отправления в конечный пункт временно водворяются в комнату для задержанных при дежурных частях органов внутренних дел. В подобных случаях срок нахождения арестованного не должен превышать трех часов14.
Анализ норм, регулирующих исполнение
постановлений об
По общему правилу в целях защиты прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, в срок назначенного административного ареста надлежит засчитывать срок фактического административного задержания. Однако, как показали проведенные ВНИИ МВД России исследования, в правоприменительной практике нередки случаи, когда в постановлениях суда не указывается время (часы) начала срока отбывания административного ареста, и поэтому в таких случаях работниками милиции срок содержания, как правило, исчисляется с момента доставления лица в специальное учреждение. При этом не учитывается срок примененного к правонарушителям административного задержания, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 32.8 КоАП России.
Следует
заметить, что в ряде случаев игнорируемый
срок административного задержания
может быть значительным, и, следовательно,
срок нахождения правонарушителя под
арестом может необоснованно длиться
больше срока, определенного конкретным
постановлением для конкретного правонарушителя.
Например, срок административного задержания
при совершении мелкого хулиганства (ст.
20.1 КоАП России) может составлять до 48
часов (ч. 4 ст. 29.6 КоАП России). Поэтому
срок административного ареста должен
исчисляться исключительно с момента
задержания правонарушителя, постановление
суда без указания времени начала срока
отбывания административного ареста не
может быть признано оформленным надлежащим
способом15.
§2.3 Особенности обжалования и опротестования постановления о назначении административного ареста.
Жалоба
на постановление судьи о
Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.2 ст.30.5 КоАП РФ).
Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).
КоАП РФ не содержит правовой нормы, предусматривающей приостановление исполнения постановления о наложении административного наказания в виде административного ареста в связи с подачей жалобы на это постановление. Анализ некоторых норм КоАП РФ позволил выявить существенное противоречие. С одной стороны, согласно ст. 31.1 КоАП РФ, постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу, а с другой – постановление необходимо исполнить немедленно (ст. 32.8), без предоставления гражданину права на обжалование. Если буквально понимать смысл ст. 31.1 КоАП РФ, то постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если постановление или решение по жалобе, протесту не было обжаловано или опротестовано, после истечения срока, установленного для обжалования, или немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту. Очевидно, что указание статьи Кодекса – исполнить постановление немедленно – противоречит как Конституции РФ, так и уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному производству16.
§2.4 Особенности исполнения постановления об административном аресте.
Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста".
Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, в то же время к ним могут быть применены предусмотренные действующим законодательством ограничения.
Арестованные доставляются в специальные приемники органами внутренних дел, производившими их задержание. При поступлении в спецприемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При
поступлении в специальный
Медицинское
и санитарно-
Привлеченные к ответственности лица содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Камеры специальных приемников оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации. При отбывании наказания арестованные обеспечиваются на время сна индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями.
Во время содержания в специальных приемниках правонарушителям разрешается получать передачи. Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, определяются в порядке, утверждаемом МВД России.
Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.
Отбывающие
рассматриваемый вид
Отбытие срока наказания влечет освобождение административно арестованного из специального учреждения. При освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста им выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения17.
В литературе в последнее время высказываются предложения, направленные на дальнейшую демократизацию административно-наказательной политики.
Применительно к теме настоящего исследования заслуживает внимания предложение о пересмотре законодательства об административной ответственности путем введения правовой нормы, предусматривающей возможность постановки вопроса о сокращении срока отбывания административного ареста в случае добросовестного поведения правонарушителя. Реализация в правотворческой деятельности настоящего предложения будет иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, административный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, если по обстоятельствам дела, с учетом личности правонарушителя, применение других мер будет признано недостаточным. Отсюда вытекает, что правонарушитель представляет для общества повышенную опасность и срок его наказания в виде административного ареста является обоснованным и вполне заслуженным. Следовательно, и сокращать срок отбывания данного наказания, длящегося, как правило, не более двух недель, представляется излишним, а может быть, и поспешным18. Думается, что в данном случае принцип неотвратимости наказания не будет выполнять своей функции.
С
другой же стороны, в условиях построения
правового государства органам
правоприменения следует
Изложенные варианты возможного развития ситуаций в пределах сроков отбывания административного ареста, конечно же, должны находить должную реакцию в деятельности правоприменительных органов. Защита прав и законных интересов граждан, напомним, является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
Существенной
проблемой исполнения административного
ареста в современных условиях российского
общества является также материальная
сторона правоприменения. Следует иметь
в виду, что использование на различного
рода работах административно арестованных
лиц не может характеризоваться самоотверженным
приложением их желания, сил, а также имеющегося
опыта к выполнению требуемой работы.
Во-первых, отсутствуют правовые механизмы
должного воздействия должностных лиц
на арестованных, сознательно уклоняющихся
от выполнения данной работы. Во-вторых,
что существенно, к ответственности в
виде административного ареста привлекаются,
как правило, не имеющие постоянного места
работы, а следовательно, и необходимой
трудовой квалификации. В-третьих, расходы,
связанные с содержанием лиц, отбывающих
данное наказание, значительно превышают
те суммы, которые получает государство
от выполнения ими работ во время отбытия
административного ареста. Результаты
изучения практики отбывания рассматриваемого
наказания в современных условиях не вызывают
малейшего сомнения, что за прошедшие
годы ничего не изменилось в изучаемом
направлении реализации судебных решений20.
Заключение
Среди ученых - административистов в последнее время нет единого мнения о целесообразности сохранения данного вида наказаний в российской системе административных наказаний. Более того, сомнения в необходимости административного ареста высказывались в вето Президента Российской Федерации, направленном в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проект принятого в декабре 2001 г. КоАП России. Однако при доработке проекта КоАП депутаты Государственной Думы проигнорировали высказанную точку зрения высшего должностного лица государства. Думается, что в данном случае было принято правильное, взвешенное решение. К тому же наказание в виде административного ареста предусмотрено принимаемыми в постсоветский период кодексами бывших союзных республик. И, наконец, заслуживает упоминания мнение В.Г. Татаряна, очень метко сделавшего по этому вопросу "сугубо практическое замечание, состоящее в том, что если изъять из правового оборота данное административное наказание, не дав взамен равноценную меру государственного принуждения, применяемую к наиболее злостным правонарушителям, то правоприменители в лице судей, должностных лиц органов внутренних дел останутся без достаточно эффективного средства влияния на оперативную обстановку в городах и населенных пунктах страны, т.к. применять, например, к неработающему мелкому хулигану или бытовому пьянице меру ответственности в виде административного штрафа не представляется возможным в силу хронической неплатежеспособности последних"21.