Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности и виды административных наказаний.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие административного наказания и его виды;
2. изучить цели административного наказания;
Введение.
Административные наказания
являются одним из видов административно-
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, не всегда, нематериальный вред, восполнить или загладить который часто невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит показательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на современном этапе развития российского законодательства существует проблема оснований и казуальности российского законодательства, регулирующего административное наказание.
Объектом исследования являются правоотношения, регулируемые и охраняемые административным правом.
Предметом курсовой работы является административное наказание, как элемент административной ответственности.
Цель курсовой работы: изучить особенности и виды административных наказаний.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие административного наказания и его виды;
2. изучить цели
3. выделить основы правового
регулирования наложения
4. выявить проблемы современного
российского законодательства
5. сформулировать рекомендации
по совершенствованию норм
Методологической базой курсовой работы является следующие методы исследования:
1. сравнительно-правовой,
2. исторический,
3. формально-юридический.
Теоретической базой курсовой работы являются труды российских специалистов в области административного права: Аношкина А.В.,Бахрах Д. Н., Габричидзе Б.М., Конин Н.М., Коренев А.П., Макарейко Н. В., Максимов И.В., Манохин В.М., Российский Б.В., Четвериков B.C., Якуба О.М. Фетисов В.А., Ламонов Е,Дугенец А.С,Васильев В.Н., Баглай., Слышанов И.В., Степанов О.А.
Глава 1. Административный арест как мера административного наказания.
Административное наказание
является видом юридической
Административное наказание является
формой государственного и разновидностью
административного принуждения и представляет
собой правовую оценку деяния (действия
или бездействия) административного правонарушения.
Назначаемое от имени государства, административное
наказание представляет собой обязанность
лица, совершившего правонарушение, претерпеть
неблагоприятные ограничения и лишения
и заключается в предусмотренном КоАП
РФ ограничении прав и свобод физического
лица либо правомочий юридического лица
- нарушителя.
Меры административного принуждения
применяются не только при исполнении
административных наказаний, и поэтому
их следует отграничивать от:
Цели также определяют
сущность наказания как меры административной
ответственности, которая, согласно ст.3.1
КоАП РФ, применяется для предупреждения
совершения новых правонарушений, как
самим правонарушителем, так и
другими лицами. Таким образом, субъективным
фактором предотвращения повторного совершения
лицом правонарушения является осознание
им неотвратимости применения карательных
санкций, предусмотренных законом.
Превентивная цель применения административных
санкций заключена в
Административное наказание, согласно
все той же ст.3.1 КоАП РФ, не может иметь
своей целью унижение человеческого достоинства
физического лица, совершившего административное
правонарушение, или причинение ему физических
страданий, а также нанесение вреда деловой
репутации юридического лица. Она вытекает
из положений Международного пакта о гражданских
и политических правах. Статья 10 пакта
гласит: "Все лица имеют право на гуманное
обращение и уважение достоинства, присущего
человеческой личности". Никто не должен
подвергаться пыткам, насилию, другому
жестокому или унижающему человеческое
достоинство обращению или наказанию
(ч. 2 ст. 21 Конституции РФ). При этом необходимо
также принимать во внимание, что Российской
Федерацией ратифицирована Европейская
конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения
или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы
к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от
имени Российской Федерации в г. Страсбурге
28 февраля 1996 г. (см. Федеральный закон
от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ). КоАП впервые закрепил
данное положение, что было крайне необходимо
в связи с провозглашением Конституцией
Российской Федерации демократическим
государством.
При этом достоинство личности определяется
самооценкой физического лица, совокупностью
объективных качеств человека, характеризующих
его репутацию в обществе. Под деловой
репутацией понимается оценка его профессиональных
качеств, которыми может обладать любой
гражданин, а также любое юридическое
лицо: коммерческая и некоммерческая организация.
Унижение человеческого достоинства могут
вызвать незаконные или неэтичные действия
должностных лиц органов административной
юрисдикции. Поэтому в КоАП есть ряд норм,
запрещающих уполномоченным должностным
лицам проведение всякого рода процессуальных
действий, способных причинить вред достоинству
личности. Так, личный досмотр, досмотр
вещей, находящихся при физическом лице,
производится лицом одного пола с досматриваемым
в присутствии двух понятых того же пола.
Что касается юридических лиц, то они вправе
требовать опровержения порочащих их
деловую репутацию сведений, имеют право
на помещение ответа в средствах массовой
информации и на установление в судебном
порядке факта несоответствия распространенных
порочащих сведений действительности,
а также на возмещение причиненного в
связи с этими посягательствами имущественного
вреда.
Стоит отметить, что, тем не менее, применение
административных наказаний может объективно
причинить как физический, так и психологический
дискомфорт, что в первую очередь связано
с характером, природой наказания.
Административное наказание может быть
назначено судьей, мировыми судьями, уполномоченными
органами исполнительной власти и их должностными
лицами. Новый КоАП существенно ограничил
административно - юрисдикционную деятельность
должностных лиц в области производства
по делам об административных правонарушениях,
отнеся отныне к ведению должностных лиц
назначение предупреждения, а также в
некоторых случаях - административного
штрафа и административного выдворения.
Остальные виды административных наказаний
назначаются судьями.
Ст.3.2 КоАП РФ содержит перечень наказаний,
которые могут применяться уполномоченными
органами и должностными лицами:
Административные наказания
различны по своему характеру, содержанию
и правовым последствиям. В отличие
от КоАП 1984 г., ч. 1 данной статьи уточняет
наименование отдельных видов
Предупреждение, административный штраф,
возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения,
конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения –
те виды административных наказаний, которые
впервые могут применяться в отношении
юридического лица. При применении административных
наказаний к юридическим лицам следует
учитывать обе разновидности противоправного
деяния. Не только действие, но и бездействие,
выражающееся в уклонении юридического
лица от исполнения обязательств, обусловленных
его статусом, может явиться причиной
правонарушения. Так же, как и при квалификации
вины, бездействие юридического лица опосредовано
бездействием его должностных лиц.
В данной системе административных наказаний
можно выделить ряд особенностей:
1.она является единственным законодательно
установленным перечнем административных
наказаний, что позволяет обеспечить единообразное
понимание и применение данных средств
правоохраны1;
2.часть административных наказаний могут быть установлена законодательными актами РФ и субъектов РФ;
3.деление административных наказаний на основные и дополнительные;
4.включение в систему мер различного характера, а именно морального, денежного и имущественного, а также наказаний, обращенных на личность нарушителя.
Вторая особенность вытекает
из Конституции, которая в п.к. ч.1 ст.72 относит
административное законодательство к
совместному ведения РФ и её субъектов.
Ч.1 ст.1.3 КоАП к ведению РФ относит установление
перечня видов административных наказаний,
а также административной ответственности
по вопросам, имеющим федеральное значение.
В то же время по смыслу ч.1 ст. 2.1 допускается
установление административной ответственности
также и в законах субъектов Федерации
по вопросам, отнесенным к их ведению.
Таким образом, возникает проблема соотношения
федеральных правоустанавливающих актов
с законами субъектов Федерации. КоАП
допускает противоречивое истолкование
предписаний о разграничении предметов
ведения РФ и субъектов в ее составе в
области законодательства об административных
правонарушениях. В данном случае действительно
можно усмотреть ограничение конституционных
прав и свобод, предусмотренных ч. 1, 2 ст.
35 Конституции РФ (при применении административных
наказаний в виде административного штрафа,
возмездного изъятия или конфискации
орудия совершения или предмета административного
правонарушения), ч.1 ст.22 Конституции РФ
(при применении административного наказания
в виде административного ареста), а также
в ряде иных случаев.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ
ограничение конституционных прав и свобод
возможно только федеральным законом.
Вместе с тем КоАП РФ допускает, что субъекты
РФ вправе устанавливать административное
наказание в виде административного штрафа
и соответственно ограничивать имущественные
права лица данным законом. Такого рода
подход нельзя назвать легитимным, так
как ч.3 ст.55 Конституции РФ содержит положение
о возможности ограничения прав и свобод
граждан РФ только в форме федерального
закона. КоАП, напротив, допускает ограничения
в зависимости от того, к чьему ведению
отнесена защита охраняемых интересов,
Российской Федерации или субъектов в
ее составе (п.3 ч.1 ст.1.3, ч.1 ст.2.1 КоАП). Таким
образом, с правовой точки зрения применение
административных наказаний, установленных
законами субъектов Федерации, даже если
они не противоречат КоАП РФ, можно было
бы оспорить.
Статья 3.9. Административный арест
1. Административный арест
заключается в содержании
2. Административный арест
устанавливается и назначается
лишь в исключительных случаях
за отдельные виды
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. [ ст.3.9 КоАп ]. 1
2) Административное правонарушение, за которое назначается административный арест.
Существенное место в системе
административных наказаний Российской
Федерации занимает одно из самых
суровых наказаний - административный
арест: лишение в качестве меры наказания
для правонарушителя свободы
и тем самым временная изоляция
его от общества на срок, устанавливаемый
судьей. Административный арест является
мерой исключительной и применяется
только за наиболее тяжкие проступки.
Данный вид в соответствии с ч.
2 ст. 3.9 КоАП России устанавливается
и назначается лишь в исключительных
случаях, за совершение строго определенных
законом 12 административных проступков:
1) потребление наркотических средств
или психотропных веществ без назначения
врача (ст. 6.9 КоАП России);
2) неисполнение законного распоряжения
судьи о прекращении действий, нарушающих
установленные в суде правила (ч. 1 ст. 17.3);
3) неповиновение законному распоряжению
или требованию сотрудника милиции, военнослужащего
либо сотрудника органов уголовно-исполнительной
системы в связи с исполнением ими обязанностей
по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности, а равно воспрепятствование
исполнению ими служебных обязанностей
(ч. 1 ст. 19.3);
4) неповиновение гражданина (за исключением
осужденных, отбывающих наказание в виде
лишения свободы в уголовно-исполнительном
учреждении, а также лиц, подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений
и содержащихся под стражей в иных учреждениях)
законному распоряжению или требованию
сотрудника органов уголовно-исполнительной
системы, военнослужащего либо другого
лица при исполнении ими обязанностей
по обеспечению безопасности и охране
этих учреждений, поддержанию в них установленного
режима, охране и конвоированию осужденных
(подозреваемых, обвиняемых) (ч. 2 ст. 19.3);
5) невыполнение лицом, освобожденным из
мест отбывания лишения свободы, обязанностей,
установленных в отношении его судом в
соответствии с федеральным законом (ст.
19.24);
6) мелкое хулиганство (ст. 20.1);
7) организация либо проведение несанкционированных
собрания, митинга, демонстрации, шествия
или пикетирования в непосредственной
близости от территории ядерной установки,
радиационного источника или пункта хранения
ядерных материалов или радиоактивных
веществ, а равно активное участие в таких
акциях, если это осложнило выполнение
персоналом указанных объектов служебных
обязанностей или создало угрозу безопасности
населения и окружающей среды (ч. 3 ст. 20.2);
8) демонстрирование фашистской атрибутики
или символики (ст. 20.3);
9) нарушение требований режима чрезвычайного
положения (ст. 20.5);
10) блокирование транспортных коммуникаций
(ст. 20.18);
11) появление в общественных местах в состоянии
опьянения (ст. 20.21);
12) самовольное оставление места отбывания
административного ареста (ст. 20.25).
По общему правилу административный арест
устанавливается на срок до пятнадцати
суток, а за нарушение требований режима
чрезвычайного положения или режима в
зоне проведения контртеррористической
операции - до тридцати суток. Административный
арест назначается исключительно судьей.1