Административный арест

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности и виды административных наказаний.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие административного наказания и его виды;
2. изучить цели административного наказания;

Файлы: 1 файл

Диплом..docx

— 53.57 Кб (Скачать)

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"  такое положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий (п. "а" ст. 3). Применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения (п. п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 33). Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям  правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП РФ "нарушение требований режима чрезвычайного положения".1

В случае нарушения требований правового режима контртеррористической  операции административный арест также  применяется на срок до 30 суток. Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

При назначении наказания  в виде административного ареста следует иметь в виду, что в  соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности .1

 

 

 

 

 

1Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.

Как уже отмечалось ранее, административный арест не может  применяться к женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет. В отношении  мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, такой запрет не установлен, что стало предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

На основании Определения Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N 195-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина К.А. Ивукова положением ч. 2 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказано в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно и поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".1

Правовые позиции Конституционного Суда РФ, сохраняющие свою силу и сформулированные применительно к нормативным положениям, регламентирующим применение уголовной ответственности и наказания, в силу универсальности положенных в их основу принципов справедливости и гуманизма могут быть распространены и на законодательное регулирование мер административного наказания.

В решениях же о проверке конституционности норм пенсионного  законодательства (Определения от 27 июня 2005 г. N 231-О и от 1 декабря 2005 г. N 428-О ), которыми были защищены права отцов, воспитывающих детей без матерей, на льготное пенсионное обеспечение, Конституционный

Суд РФ прямо указывал, что  при осуществлении прав и свобод соблюдение принципа равенства должно гарантироваться запретом вводить  различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих  к одной и той же категории, в отсутствие объективного и разумного их оправдания.

1Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 5.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит законодательные решения, также направленные на дифференциацию мер административной ответственности мужчин и женщин. Так, наряду с оспариваемым положением ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, запрещающим применение административного ареста к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, данный документ в п. 5 ч. 1 ст. 4.2 совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Такое регулирование, установленное  законодателем исходя из конституционно значимых целей и самостоятельных  конституционно защищаемых ценностей, основой которых в отношении  оспариваемой нормы является охрана государством здоровья и социального  благополучия именно женщины-матери (по совокупности физиологических и  нравственно-психологических факторов), не может рассматриваться как  нарушающее какие-либо конституционные права и свободы иных категорий граждан, не перечисленных в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.1

Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (ст. ст. 6.8, 6.12, 19.24, 20.1, 20.3, ч. 1 ст. 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (административного штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме ч. 2 ст. 20.25), что позволяет суду назначать административный арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением административного ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу ч. 2 ст. 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.2

При этом согласно ст. 26.10 КоАП РФ судья вправе истребовать любую нужную информацию, касающуюся личности правонарушителя (его имущественного, семейного, социального положения, состояния здоровья и др.), а при наличии сведений и (или) соответствующих ходатайств правонарушителя о необходимости защиты прав и законных интересов его несовершеннолетних детей должен проверить данное обстоятельство и принять адекватные меры для исключения ситуаций оставления детей без надзора и опеки, что вытекает из предписаний ст. 18, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 7 о государственной защите и поддержке в РФ семьи, материнства, отцовства и детства.

Таким образом, из действующего правового регулирования следует, что, решая вопрос о назначении административного  ареста мужчине, самостоятельно воспитывающему детей в возрасте до 14 лет, суды общей  юрисдикции вправе и обязаны обеспечить должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя.

Лица, в отношении которых  применяется мера административной ответственности в виде административного  ареста (арестованные), содержатся под  стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. 2

 

 

 

 

 

 

1Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении положения о порядке отбывания административного ареста" // СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3937.

2Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (приложение 4 к Приказу МВД РФ от 6 июня 2000 г. N 605дсп) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 32.

2.) Обжалование  постановления о назначение административного  ареста.

 

Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

 

1. Жалоба на постановление  по делу об административном  правонарушении подлежит рассмотрению  в десятидневный срок со дня  ее поступления со всеми материалами  дела в орган, должностному  лицу, правомочным рассматривать  жалобу.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

1.1. Жалоба на постановление  по делу об административном  правонарушении подлежит рассмотрению  в двухмесячный срок со дня  ее поступления со всеми материалами  дела в суд, правомочный рассматривать  жалобу.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)

 

2. Жалобы на постановления  по делам об административных  правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

(часть вторая введена  Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ)

3. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)

4. Жалоба на постановление  о назначении административного  наказания в виде административного  приостановления деятельности подлежит  рассмотрению в пятидневный срок  со дня ее поступления со  всеми материалами в вышестоящий  суд, уполномоченный рассматривать  соответствующую жалобу.

(часть четвертая введена  Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Положения статьи 30.5 в редакции Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.

 

 

3.) Исполнение  постановления о назначении административного  ареста.

1. Настоящее Положение  определяет порядок отбывания  административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с частью 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуются - арестованные).

2. Арестованные содержатся  под стражей в специальных  приемниках органов внутренних  дел для содержания лиц, арестованных  в административном порядке (далее  именуются - специальные приемники).

3. Арестованные доставляются  в специальный приемник органом  внутренних дел, производившим  их задержание.

4. При поступлении в  специальный приемник арестованные  подлежат дактилоскопированию и  фотографированию в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

5. В специальных приемниках  арестованные содержатся в закрытых  на замки камерах под постоянной  охраной.

6. Камеры специального  приемника оборудуются в соответствии  с требованиями, предъявляемыми  к камерам изоляторов временного  содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

7. В специальных приемниках  арестованные обеспечиваются индивидуальными  спальными местами и постельными  принадлежностями (на время сна).

8. Арестованные, вновь поступившие  в специальный приемник, проходят  первичный медицинский осмотр, осуществляемый  медицинским работником с целью  выявления лиц, нуждающихся в  медицинской помощи, и больных.

9. Медицинская помощь  оказывается арестованным в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

Медицинское и санитарно - противоэпидемическое обеспечение  арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел Российской Федерации. 1

10. Порядок обеспечения арестованных питанием устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации.

11. Во время содержания  в специальном приемнике арестованным  разрешается получать передачи.

Информация о работе Административный арест