Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:59, реферат
Административно-правовые отношения по своей сути, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом, можно сказать, являются фундаментальным базисом. Это, своего рода, отправная точка в изучении административной отрасли права. Поэтому то при изучении этой отрасли права необходимо, прежде всего, уделить, акцентировать внимание для подробного и тщательного рассмотрения данного вопроса, иначе могут возникнуть большие трудности при дальнейшем рассмотрении последующих вопросов административного права, в целом. Этого не произойдет, если изучение предмета (отрасли) начнется с основных вводных вопросов, несмотря всю их сложность.
В соответствие с данной классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, то есть, непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.
Административно-правовые отношения делятся на субординационные и координационные административно-правовые отношения.
Выделяют также вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Подобная классификация
а) Вертикальные административно-правовые
отношения непосредственно
Управленческая вертикаль
Формула «власть -- подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений.
Таким образом, все вертикальные административно-правовые отношения в различном объеме выражают юридическую зависимость одной стороны от другой. Это -- логическое и фактическое следствие закрепленного административно-правовыми нормами неравноправного положения управляющих и управляемых.
б) Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой.
Возможны ли такого рода отношения
в сфере государственного управления,
не выпадают ли они из общего русла
административно-правового
Например, в работе исполнительных
органов складываются отношения
между различными государственными
служащими одинакового
Горизонтальными по своему содержанию
являются также административно-
Наконец, горизонтальными могут
быть признаны отдельные отношения
административно-договорного
Важным элементом
Помимо рассмотренных выше классификационных признаков могут существовать и другие (см. Рис.2.1.).
Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессуальные, а по способу зашиты - на защищаемые в административном или судебном порядке.
Итак, административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев:
- по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников;
- по конкретным целям (
- их содержанию;
- способу защиты правоотношений.
Рис. 2.1. Виды административно-правовых отношений Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с.
3. Структура административных
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. рис. 3.1 и 3.2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения - субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).
Рис. 3.1. Элементы административно-правовых отношений Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с.
Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
В правовых нормах субъектом административного
права называется лицо или организация,
которые при определенных условиях
могут быть участниками (сторонами)
управленческих отношений. Они определяются
общим (родовым) образом - как индивидуальные
субъекты (граждане, государственные
служащие) или как коллективные (органы
исполнительной власти, органы управления
государственных и
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их,
Субъекты административного
1) административно-правовой
2) административной
3) юридического факта (фактов), то
есть, основания возникновения,
Объект управления - другой участник
(сторона) правоотношения, т.е. физические
и юридические лица, которые наделены
правами и обязанностями в
сфере исполнительной власти, но в
качестве управляемой стороны. Ими
могут быть: граждане: государственные
служащие; органы управления (администрация)
государственных и
Юридическими фактами
Юридические факты делятся на действия и события.
Действия - результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дисциплинарные проступки.
События - это явления, не зависимые от воли людей (например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия, смерть, стихийное бедствие). Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 468 с.
В содержании административного
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения - всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, - их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.
Нормами административного права
точно определяется, между какими
субъектами должны возникать правоотношения,
каковы будут права и обязанности
сторон. Так, отношения граждан, связанные
с призывом на военную службу, получением
прав на управление транспортными средствами,
возникают при заранее
Существующие в
Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.
Субъекта административного